Очерк Ф. Мускатблита.
IV
Еще меньший успех имели неприятельские субмарины в Балтийском море, где вскоре после начала войны главные усилия противника свелись к тому, чтобы помешать нашей деятельности своими подводными лодками.
Морской штаб сообщил, что впервые 27-го сентября был атакован крейсер „Адмирал Макаров", 28-го — крейсер „Паллада" и 30-го — наши субмарины; затем 3-го, 15-го и 20-го ноября производились атаки на наши миноносцы, 21-го был атакован крейсер „Богатырь", 22-го и 24-го—два миноносца, группа их и один, наконец 4-го ноября нападению подвергся миноносец „Стерегущий", 9-го дважды был атакован миноносец „Инженер-механик Дмитриев", 24-го—миноносец, 27-го—крейсер „Богатырь", и 28-го была атакована канонерка „Бобр".
„Таким образом, — резюмировал отчет, — за два месяца было девятнадцать атак, из которых в девяти случаях германские подводные лодки даже не могли выпустить мины, в девяти случаях мины не достигли цели, и только в одном случае атака оказалась удачной.
„Лодки же пострадали весьма существенно: одна из них была уничтожена артиллерией крейсера „Баян", другая, новейшего типа, протаранена миноносцем „Летучий", одна взорвалась на наших минах, и на минах же, вероятно, погибли еще две лодки.
„Неудача германских подводных лодок тем более знаменательна, что русский флот, как раз в это время закончив подготовку района для своих операций на севере Балтийского моря, интенсивно развивал свои операции у неприятельских берегов".
В дальнейшем, кроме упомянутого крейсера „Паллада", жертвой германских подводных лодок стал заградитель „Енисей", так что за все время неприятельские субмарины потопили в Балтийском море лишь два наших корабля, из которых один не имел никакого боевого значения.
Значит, и у нас борьба с неприятельскими субмаринами оказалась весьма успешной при соблюдении и использовании тех мер и способов, какие выработала боевая практика.
В Адриатическом море неприятельскими подводными лодками были потоплены итальянские крейсеры „Амальфи" и „Джузеппе Гарибальди": первый не имел при себе охраны из истребителей, что ясно из спасения экипажа госпитальными судами, высланными из Венеции, а второй—устаревший тихоход, возвращавшийся из Каттаро в составе целой эскадры.
В Отрантском проливе погиб несший дозорную службу французский крейсер „Леон Гамбетта": по итальянской версии он остановился для осмотра подозрительного парусника, но это было опровергнуто французским официальным сообщением, а предположение, что корабль не закрыл всех огней, противоречит австрийскому отчету, да оно вообще неуместно, так как дело происходило лунной ночью (луна скрывалась за облаками лишь изредка), когда корабль и так виден.
Гораздо вероятнее, что именно в виду ночного времени на корабле мало верили в возможность появления неприятельской субмарины и вследствие недостаточной бдительности просмотрели ее, хотя она должна была находиться не в погруженном состоянии, ибо даже лунной ночью едва ли что видно в перископ.
Помимо всех этих соображений — налицо факт, который сам по себе вполне достаточен для объяснения катастрофы: так как команду французского крейсера подобрал итальянский пароход, значит „Леон Гамбетта" не имел при себе охраны из истребителей.
Таков урон союзников в этом водном бассейне за все время, а между тем лишь в течение трех месяцев, с декабря по март, между портами Албании, о. Корфу и Бриндизи (Италия) занимались военными перевозками триста пятьдесят пароходов и было переправлено свыше двухсот пятидесяти тысяч войска, да около двух миллионов пудов боевых припасов, не считая провианта и скота. Несмотря на то, что район этих перевозок находится в узкой части Адриатического моря, которая представляет для действий субмарин исключительные выгоды и вдобавок вплотную примыкает к неприятельской базе в Каттаро, австрийские подводные лодки все же не оказались в состоянии помешать союзным адмиралам выполнить возложенную на них задачу.
Транспорты шли непрерывными линиями в продолжение ряда недель, и противник употреблял все усилия для атаки этих пароходов с ценнейшим грузом. Его субмарины произвели на транспорты девятнадцать нападений, но ни один сербский и итальянский солдат не погибли, и все войска были доставлены в места назначения благополучно, а три австрийских подводных лодки приказали долго жить.
В Средиземном и Эгейском морях из союзных военных кораблей и транспортов германским подводным лодкам удалось потопить французский крейсер „Адмирал Шарнэ" и транспорты „Индиэн", „Прованс II", а также английские „Ройяль Эдуард", „Рамазан", но, если принять во внимание огромное количество союзных боевых судов и особенно вспомогательных, которые возили войска и всякое снабжение из Австралии, Азии и Африки в Европу, из Англии и Франции—на Галлипольский полуостров и оттуда—в Салоники, то подобный результат деятельности неприятельских субмарин нельзя не признать совершенно ничтожным, а между тем трудность борьбы с ними на просторе Средиземного моря до крайности усугублялась в Эгейском море обилием мелких островов, где германские подводные лодки не только укрывались, но и с помощью продажных душ получали необходимый материал.
В Дарданеллах, узость которых особо благоприятна для подводной атаки, при господстве противника на обоих берегах, жертвами неприятельских субмарин стали английские броненосцы „Мажестик" и „Триумф": первый принадлежал к числу весьма тихоходных ветеранов, а второй, хотя и несколько новее, имел крупные структурные недостатки, как, например, малую поворотливость.
Наконец в Черном море германские подводные лодки, атаки которых нисколько не помешали нашему флоту сохранять в этом бассейне безраздельное господство, имеют в своем активе единственный незначительный успех—потопление миноносца „Лейтенант Пущин" и недавний позорнейший акт — потопление госпитального судна „Португалия".
Еще по теме:
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне - 2
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне - 3
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне - 4
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне - 5
|