Государственный Совет
(Продолжение)
Зала общего собрания Государственного совета
Мы уже сказали выше, что Государственный Совет при самом его учреждении разделен был на четыре департамента. Эти последние являлись не более, как отдельными комиссиями для ближайшего и легчайшего рассмотрения соответственного рода дел.
Члены совета (впрочем не все) распределялись между этими департаментами и наконец в известный день в неделе собирались в общее собрание, куда и вносились на окончательное обсуждение дела из департаментов совета. Такой порядок сохранился и доныне. Достойно замечания. что по учреждению совета как председательствующий в нем, так и председатели в департаментах назначаются Высочайшей волей на шесть месяцев. Но силой обычая установилось, что раз назначенные в эти звания лица многие полугодия сряду получают возобновление своего назначения.
Общим производством дел ведает государственный секретарь, с подчиненной ему государственной канцелярией. Эта последняя разделяется на отделения, соответственно делению совета на департаменты и в главе каждого отделения стоит особый статс-секретарь, затем идут помощники их, далее экспедиторы и прочие чины. Сперанский, как известно, был первым—кто занимал эту важную должность (с 1810 по время своей ссылки в марте 1812 г.).
Во все царствование Александра Павловича, кроме исчисленных выше лиц—в состав совета назначено еще 41 лицо, итого 76 человек; но так как каждый год смерть вырывала из среды совета то тех, то других сановников, то налицо оказывалось, от 35 до 45 человек, имевших право заседать в этом учреждении.
Заседания до 1821 г. производились в так называвшемся канцлерском доме, находившемся против зимнего дворца, где ныне помещается канцелярия министерства финансов и некоторые департаменты этого министерства; а с конца 1821 по 1825 год заседания происходили в зимнем дворце, в главном его корпусе. Общие собрания были два раза в неделю. Первые годы в совете обсуждалось довольно много первой важности проектов, планов и уставов (проекты: гражданского уложения,—учреждения правит. и судебн. сената, уставы министерств,—план финансов), но после 1815 г. дела, поступавшие сюда до конца дней Александра 1, не отличались существенно важным, в смысле общегосударственного интереса, значением. В общем числе их наибольшее количество выпадало на дела судебные, поступившие из сената.
В царствование Николая Павловича произведены были некоторые перемены, как относительно состава государственного совета, так в особенности относительно предметов, подлежащих его ведению. Между прочим, в 1832 г. был учрежден в совете новый департамент дел Царства Польского, в коем производство дел первоначально ведалось одним из его членов независимо от государственного секретаря, а с 1837 г. этот департамент введен в общий строй прочих департаментов совета.
В царствование императора Николая, особы царской фамилии впервые являются членами государственного совета: так в 1825 г. в его среду назначен великий князь Михаил Павлович, а 23 ноября 1830 г., бывший тогда председатель государственного совета, князь И. В. Васильчиков ввел в присутствие оного Наследника Цесаревича Александра Николаевича (ныне царствующего Государя); десять лет спустя сделан членом совета великий князь Константин Николаевич,— ныне председатель государственного совета; вообще же, кроме особ царской фамилии в период времени с 1825 по 1855 год, т. е. по восшествие на престол Александра II, назначено в государственном совете 110 членов.
Сам Государь Николай Павлович присутствовал в заседаниях совета—лишь в чрезвычайных его собраниях, а именно: 13, 14 и 15 декабря 1825 г.;—29 декабря 1829 г., при рассмотрении предположения о понижении процентов в наших кредитных установлениях с пяти на четыре; —19 января 1833 г., при обсуждении вопроса о силе и действии Свода законов Российской империи; 1 февраля того же года при чтении в Совете манифеста об издании Свода законов и наконец 30 марта 1842 г. при суждениях Совета по проекту указа Сенату о предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности, с принятием крестьянами, заключившими сии договоры, названия обязанных.
Заседания Совета происходили в начале прошлого царствования в главном корпусе Зимнего Дворца, потом в эрмитажном здании на набережной реки Невы и наконец в том же здании против манежа.
18 февраля 1855 года в двадцать минут первого часа пополудни император Николай Павлович скончался. С вошествием на престол ныне царствующего Государя, для России и ее высшего государственного учреждения настала новая эра.
На рассмотрение Государственного Совета стали поступать вопросы первостепенной важности; открылся ряд реформ, ведущий Россию к совершенному, всецелому перерождению ее общественного и государственного быта, все эти реформы всесторонне рассматривались и обсуждались в Государственном Совете и чрез него восходили и продолжают восходить на Высочайшее утверждение.
19-го февраля 1855 года в 12-м часу дня Государственный Совет собрался в чрезвычайное заседание. На нем был прочитан Манифест о кончине Императора Николая и о восшествии на престол ныне царствующего Государя Императора. Затем тогдашним председателем Совета кн. Чернышевым, и всеми присутствовавшими в том заседании членами была принесена присяга. По окончании этой церемонии, Совет перешел на собственную половину Государя.
Вот те достопамятные слова, которые Государственный Совет удостоился тогда услышать от Государя Императора:
«В годину тяжких испытаний,—изволил говорить Его Величество—посетило нас новое несчастье: мы лишились Отца и благодетеля всей России.
«Покойный Государь, мой незабвенный родитель, любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только ее пользе. Каждое его действие, каждое его слово, имело целью одно и тоже—пользу России. В постоянных и ежедневных трудах его со мной, он говорил мне: хочу взять себе все неприятное и все тяжкое, только бы передать тебе Россию устроенной, счастливой и спокойной. Провидение судило иначе и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: сдаю Тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке как желал, оставляя Тебе много трудов и забот.
Я отвечал ему: Ты,—мы всегда говорили друг другу ты,—Ты верно будешь там молиться за Твою Россию и за дарование мне помощи. О, верно буду, отвечал он. Я уверен в этом, потому что душа его—была душа чистая. В этой надежде на молитвы моего незабвенного родителя и в уповании на помощь Божию, на которую я всегда надеялся и надеюсь, я вступаю на родительский престол.»
При сих словах Государь Император изволил осенить себя знамением креста и после минутного молчания изволил продолжать:
«Помните, господа, что Государственный Совет есть высшее в Государстве сословие и потому должен подавать собою пример всего благородного, полезного и честного. Покойный Государь, в последние минуты жизни, передавая мне волю свою о разных предметах государственного управления, поручил мне благодарить членов Государственного Совета за усердную их службу не только в продолжение его царствования, но некоторых еще и в предыдущее. Исполняя эту волю моего родителя, я надеюсь, что Совет будет и при мне продолжать действовать также, как действовал при покойном Государе, то есть благородно, чисто и честно. Иных действий от этого высшего учреждения я и не ожидаю. Независимо от особой благодарности всему Совету, покойный Государь, в свои последние минуты, вспоминая о своих сотрудниках, поручил мне поименно благодарить министров, работавших с Ним в его царствование».
Этой достопамятной речью и вслед за сим Высочайшей благодарностью, изъявленной Государем Императором каждому из присутствовавших министров и главноуправляющих отдельных частей, начался первый день бытия Государственного Совета в настоящее царствование. В скором времени начались его труды по рассмотрению важнейших реформ; главнейшие из них, как известно, уже получили свое применение.
Для предварительных трудов по самой жизненной для государства реформе, именно по вопросу крестьянскому,—из среды членов Совета 3 января 1857 года возник, по державной воле, особый Главный Комитет по крестьянскому делу. В нем-то были рассмотрены прежде внесения в Общее Собрание Государственного Совета—проекты Положений, получившие Высочайшее утверждение 19 февраля 1861 года.
В сей же последний, достопамятный день — взамен этого Комитета — образовано под однородным названием, другое учреждение, существующее до сего времени, а именно: «Главный Комитет об устройстве сельского состояния». Состоя в качестве как бы одного из департаментов Государственного Совета, имея общего с ним председателя вел. кн. Константина Николаевича, членов, состоящих членами же Государственного Совета, и одного Статс Секретаря, ведающего производством дел сего Комитета,—сей последний однако, по самому учреждению имеет и весьма значительную разницу от прочих департаментов Совета. А именно, большая часть дел его, не поступая в Общее Собрание Государственного Совета, непосредственно восходит на Высочайшее Государя Императора утверждение.
Собственно же дела, возложенные на Главный Комитет, суть следующие:
а) высшее наблюдение за введением в действие Высочайше утвержденных законоположений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и разрешение всех вопросов и недоразумений, кои при этом могут возникнуть;
б) рассмотрение разных проектов законоположений, кои должны быть составлены в дополнение изданных Положений о сих крестьянах;
в) составление и рассмотрение предположений об устройстве крестьян государственных, дворовых, удельных, заводских и всех других;
г) высшее наблюдение за введением в действие Положений о сих крестьянах, когда оные будут Высочайше утверждены, а также разъяснение могущих возникнуть при сем вопросов и недоразумений;
д) составление и рассмотрение общего сельского устава и общих предположений, касающихся сельских сословий, заведываемых до последнего времени разными ведомствами и управлениями.
Что же касается собственно до департаментов Совета, то они в настоящее время почти те же, какие были при самом основании сего учреждения, а именно:
1) законов,
2) дел военных,
3) дел гражданских и духовных и
4) государственной экономии.
Нет уже только департамента дел Царства Польского, которого заменило совершенно почти особое временное учреждение—Комитет по делам Царства Польского и в действительности не существует департамент дел военных, так как дела из Военного и Морского Министерств, при внесении их в Государственный Совет, распределяются, по существу своему, между департаментами: Законов, Экономии и Главным Комитетом об устройстве сельского состояния.
По прежнему же назначение председателя Совета и председателей департаментов возобновляется Высочайшей властью первого ежегодно, а прочих через каждые полгода, (Учрежд. Государственного Совета §§ 7 и 11); причем, как до сих пор бывало в последние годы, прежде назначенные председатели утверждаются в своих должностях и на последующие годы. Распределение членов по департаментам также возобновляется каждые полгода, (§11) причем на практике одни и те же члены большей частью заседают несколько полугодий в одних и тех же департаментах. Наконец Общее Собрание по прежнему составляют все члены Совета, как заседающие в департаментах, так и не присутствующие в оных. (§ 14).
(Окончание будет).
Всемирная иллюстрация, № 17 (19 апр.) - с. 257-272.
Еще по теме:
Государственный Совет (начало)
Государственный Совет (продолжение)
Государственный Совет (окончание)
|