Моряк-подводник, миг пришел,
Подарки принимай.
Все в жизни будет хорошо,
Мой друг, не забывай!
Подарки принимай.
Все в жизни будет хорошо,
Мой друг, не забывай!
Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" решило со знанием дела отметить День моряка-подводника (традиционно отмечается 19 марта) – заявление о начале работ по созданию лодок пятого поколения вызвало добрые эмоции у каждого, кому небезразличен военно-морской флот России. Прогресс и движение вперед – это всегда к лучшему. Но кое-кто из мореманов резонно заметил, что перед тем, как ступить ногой на свежевыкрашенную палубу атомохода пятого поколения, ему бы хотелось немного походить по морям на подлодках четвертого поколения.
Проблема в том, что в составе ВМФ России имеется всего одна подлодка четвертого поколения – известная К-535 «Юрий Долгорукий», головной стратегический подводный ракетоносец проекта 955 (шифр «Борей»).
К-535 была официально зачислена в списки кораблей Северного флота всего 2 месяца назад – 10 января 2013 года. В настоящий момент ведется апробация атомохода, экипаж готовится к выходу на первое боевое патрулирование, которое, по плану, должно состояться в 2014 году.
На первый взгляд, имея такой глубокий и богатый «задел» по подлодкам четвертого поколения, просто кощунственно давать какие-либо обещания по поводу следующего поколения техники. Впрочем, обо всем по порядку...
Историю атомного подводного флота принято делись на четыре эпохи, каждая из которых отражает переломные изменения во взглядах военных теорий применение и эффективность вооружений, результаты достижений научно-технического прогресса и появления новых технологий – и, как следствие, радикального повышения боевых возможностей атомоходов.
АПЛ первого поколения, несмотря на совершенно фантастические возможности по сравнению с «дизелюхами», были во многом экспериментальной техникой – крайне неудобными и опасными в эксплуатации кораблями с несовершенной конструкцией и вооружением. Легендарный «Наутилус», советский первенец К-3 «Ленинский комсомол», зловещая К-19 – вот они, представители первого поколения атомарин.
Накопление опыта эксплуатации ядерных силовых установок, значительный научный и промышленный прогресс в кораблестроении, электронике, точном машиностроении – все это, в конечном итоге, привело к появлению АПЛ следующего, второго поколения. Заметно увеличились рабочие скорости и глубины, подлодки получили новые гидроакустические комплексы, радикально повысившие возможности для контроля за окружающим пространством.
Третье поколение АПЛ отличала повышенная стандартизация и унификация систем: советская промышленность разработала единую ГЭУ для всех будущих проектов АПЛ на основе реактора ОК-650, а американцы окончательно перешли к крупносерийному строительству всего по двум проектам: стратегической и многоцелевой подлодки. Атомарины значительно увеличились в размерах, подводное водоизмещение легендарной «Акулы» - стратегического ракетоносца проекта 941 достигло 50 000 тонн!
«Убийца авианосцев» К-141 «Курск», подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ, американские «Лос-Анджелесы» и «Огайо», британские «Трафальгар» и «Вэнгард» - подлодки третьего поколения до сих пор составляют основу подводного флота всех развитых стран мира.
Стоит заметить, что из-за разницы во взглядах на применение военно-морского флота, а также из-за национальных особенностей ВПК и чрезвычайного «разброса» по времени, подлодки одного «поколения», здорово отличаются друг от друга. Иногда бывает трудно определить принадлежность атомарины к какому-то конкретному «поколению», каждый проект имеет свои индивидуальные особенности, важные достоинства и недостатки.
Центральный пост подводной лодки USS Seawolf (SSN-21), относящейся к четвертому поколению
Например, американцы достигли феноменальных успехов в области безопасности ядерных силовых установок. Безопасность реактора – визитная карточка ВМС США. А визитной карточкой советского подводного флота стали АПЛ, вооруженные крылатыми ракетами – специфический класс субмарин, практически не имевший аналогов за рубежом. Еще пример: никому в мире не удалось создать что-либо подобное советской «длинной торпеде» - супер-боеприпасу калибра 650 мм с дальностью хода под 100 км. Скорость в режиме атаки – 70 узлов (≈130 км/ч) - каждая советская АПЛ третьего поколения несла по 8-12 таких «подарков», половина которых была оснащена СБЧ. Выпущенные веером на самонаведении с безопасного расстояния, они были способны остановить любую авианосную группировку. Одиозная ракетоторпеда «Шквал» просто щенок по сравнению с мощью «длинной торпеды» (индекс 65-76). Одно лишь наличие на борту такого оружия выводило отечественный подводный флот на новый уровень.
К какому поколению относится последняя атомная подлодка ХХ века – невероятный корабль «Сивулф» (морской волк)? Созданный на рубеже третьего-четвертого поколений, «Сивулф», объективно, превосходит любую из существующих субмарин четвертого поколения, а по ряду параметров соответствует требованиям, предъявляемым к пятому поколению атомных подлодок.
Очевидно, что спор о «поколениях» подводных лодок нельзя вести в абстрактных формулировках: «снижение шумности», «автоматизация систем управления», «повышение безопасности реактора». Боевые возможности лодок полностью определяются конкретными фактами, связанными с их конструктивными особенностями и тактикой их применения.
Итак, четвертое поколение подлодок. Только факты и ключевые особенности.
«Сивулф», первая подлодка четвертого поколения:
- высокая «тактическая» скорость – не секрет, что подводная скорость современной лодки определяется не столько мощность ГЭУ и обводами корпуса, сколько её гидроакустическими средствами: на высокой скорости шум набегающей воды делает невозможным ориентацию лодки в пространстве. Создателям «Сивулфа» с помощью тысячи гидрофонов, гидролокаторов и датчиков сбора информации об окружающем пространстве удалось добиться более-менее приемлемого качества получаемой информации до скорости 25 узлов (для сравнения: обычные лодки третьего поколения безнадежно «глохнут» при разгоне свыше 20 узлов).
- «Сивулф» - настоящий подводный киллер, вооруженный оружием с «глушителем»: двигатели его торпед запускаются непосредственно в торпедных аппаратах и торпеды самостоятельно покидают корпус лодки - в отличии от всех остальных подлодок, использующих продувку сжатым воздухом (очень громкий, демаскирующий звук, однозначно убеждающий вражеских акустиков в намерениях субмарины).
- великолепная совокупность рабочих глубин и скоростей: максимальный подводный ход - 35 узлов, предельная глубина погружения - 600 метров.
- активные гасители шума, «навороченное» оружие, огромный боекомплект (до 50 торпед, мин и крылатых ракет) – «Сивулф» создавался специально для подводной охоты на перспективные советские лодки. Увы, перспективные советские подлодки так и не появились, и «супер-герой» за 3 млрд. долл. оказался никому не нужен. Американцы осилили постройку лишь трех кораблей этого типа (строились в период с 1989 по 2005 гг.), оставшихся «белыми слонами» ВМС США.
Следующий яркий пример – четыре подлодки типа «Огайо» (головной, второй, третий и четвертый корпус). Четыре стратегических подводных ракетоносца оказались за рамками договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и должны были быть утилизированы. Однако, вместо утилизации руководство ВМС США выбрало модернизацию и конвертацию лишних «Огайо» в носители тактических крылатых ракет. Формально не являясь лодкой четвертого поколения, но имея на борту 154 «Томагавка» - разрушительная мощь «Огайо» выходит далеко за рамки требований к подлодкам четвертого поколения. «Томагавки», две шлюзовые камеры для боевых пловцов (вместо 23-ей и 24-ой ракетных шахт), пониженная шумность и набор торпедного оружия – конвертированные «Огайо» идеально соответствуют современным условиям: многофункциональное, неуязвимое средство для ведения локальных войн. К какому поколению относятся эти субмарины?
В каждую из 22 пусковых шахт конвертированных "Огайо" вставлен "стакан" с семью ячейками для крылатых ракет "Томагавк"
Когда закончилась история проекта «Сивулф», началась история проекта «Вирджиния» - на первый взгляд, многоцелевая подлодка типа «Вирджиния» смотрится тускло на фоне легендарного «морского волка». Но первое впечатление обманчиво – «Вирджиния» абсолютно другая лодка, созданная для совсем иных задач. Отсюда колоссальная разница в характеристиках. На сегодняшний день в строю находятся девять подлодок этого типа, еще пять находятся в различной степени готовности. Всего в планах американцев построить до 30 «Вирджиний».
ВМС США однозначно позиционируют свои «Вирджинии» как лодки четвертого поколения, на что у них есть целый ряд аргументов:
- впервые в мировой практике на подлодке применен «одноразовый» ядерный реактор S9G, не требующий перезарядки в течение всего 30-летнего жизненного цикла субмарины - от постройки до утилизации;
- модульная конструкция, система изолированных палуб и боевых модулей, все оборудование внутри лодки стандартизировано под блоки шириной 19 и 24 дюйма – для облегчения ремонта и модернизации корабля;
- многофункциональная телескопическая мачта с видеокамерами, тепловизором и лазерным дальномером. Все происходящее на поверхности транслируется на мониторы в центральном посту;
- необитаемые автоматические аппараты для обнаружения мин и выполнения специальных задач в толще воды;
- многофункциональный комплекс оружия: торпедные аппараты, 12 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет, шлюзовая камера для 9 боевых пловцов, а также пониженный уровень внутренних шумов превращают лодку в смертельно опасного противника. Одной из приоритетных задач «Вирджиния» является выполнение операций в прибрежной зоне: скрытное наблюдение, радиотехническая разведка, высадка диверсионных групп, обстрел береговых целей крылатыми ракетами, поисково-спасательные миссии.
Будь «Вирджиния» построена в России, её бы сразу записали в лодки шестого поколения. И это отнюдь не шутка – отечественный атомоход проекта 955 («Борей»), приравненный к «четвертому поколению» не имеет ни одного из вышеперечисленных устройств. Несомненно, «Борей» значительно отличается от всех своих предшественников – благодаря скромным габаритам БРПЛ Р-30 «Булава» удалось избавиться от «горба» на теле субмарины, впервые на отечественных подлодках был применен водомётный движитель, на борту установлен автоматизированный гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора-Б-055», объединяющий все гидроакустические средства лодки. По словам представителей ЦКБ МТ «Рубин», гидроакустика «Борея» превосходит гидроакустические средства американской АПЛ «Вирджиния» - признанного лидера в этой области.
На словах, выходит здорово. Однако не стоит забывать, что «Бореи» строились дважды - при их строительстве используются готовые секции от недостроенных подлодок третьего поколения проектов 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» проекта 949А. В определенном смысле, подлодок проекта «Борей» не существует – это несколько различных по конструкции атомоходов, несущих от 16 до 20 ракет подводного базирования (а изначально, лодки рассчитывались на 12 ракет «Барк»).
Конечно, это не означает, что «Борей» - копия подлодок третьего поколения. Но учитывая одинаковую конструкцию большей части корпуса, ждать каких-либо радикальных изменений по сравнению с проектами 971 и 949А явно не стоит. Еще пример: на отечественных подлодках четвертого поколения используются ГЭУ на основе реактора ОК-650, практически полностью унифицированные с ГЭУ подлодок третьего поколения – никаких изменений в этой важнейшей области тоже не произошло.
РПКСН "Борей" на фоне исполинской атомной "Акулы" проекта 941
К-535 «Юрий Долгорукий» - лодка во всех смыслах нужная, подводные ракетные крейсеры стратегического назначения одна из главных составляющих «ядерной триады». А современный РПКСН – оружие специфическое. Единственная задача – периодически выходить на боевое патрулирование и, спустя положенный срок возвращаться в родную базу. Без каких либо аварий и технических проблем. Большего от нее не требуется. Появление баллистических ракет подводного базирования с дальностью стрельбы порядка 10 тыс. км позволило современным РПКСН даже не выходить из своих территориальных вод и осуществлять патрулирование там, где присутствие «вероятного противника» сведено к минимуму – Арктика, полярные моря … при необходимости лодка может отстреляться прямо от пирса в Гаджиево.
Относительно простой и дешевый «Борей» с обновленными внутренними системами и проверенным реактором ОК-650 как нельзя лучше соответствует этой концепции.
Гораздо интереснее ситуация с другими представителями отечественного подводного флота – многоцелевыми АПЛ с крылатыми ракетами проекта 885 (шифр «Ясень»). Новейший тип российских подлодок, вне всякого сомнения, подходит под критерии четвертого поколения. Он способен заменить многоцелевые подлодки «Щука-Б», так и «убийц авианосцев» проекта 959А «Антей».
- по аналогии с американскими лодками, на «Ясене» установлена гигантская сферическая антенна гидроакустического комплекса, занимающая всю носовую часть лодки,
- 10 торпедных аппаратов, размещенных в средней части лодки, перпендикулярно продольной оси;
- 8 ракетных шахт СМ-346, с боекомплектом 32 крылатые ракеты комплекса «Калибр» или П-800 «Оникс»;
- электродвигатель для движения малым ходом (режим подкрадывания);
- обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50 м);
- на «Ясене», как и АПЛ типа «Вирджиния», вместо традиционного перископа установлены непроникающие мачты с видеокамерами, данные с которых поступают на мониторы центрального поста по оптоволоконному кабелю.
Однако, напрямую сравнивать «Ясень» с «Вирджинией» было бы некорректно: эти лодки созданы для решения различных задач. Российская подлодка значительно крупнее, при этом основной упор сделан на действия в открытом океане. Мощный, многофункциональный корабль станет одной из лучших лодок в своем классе.
Единственная загвоздка – ни один «Ясень» до сих пор не прият в состав ВМФ России. Это несмотря на то, что головная лодка проекта – К-329 «Северодвинск» строилась аж с 1993 года и с 2011 года вышла на ходовые испытания. Увы, подписание приемного акта затягивается – слишком сложная конструкция требует много времени и сил на доводку всех систем подводного корабля.
Заключение
Что касается громкого «предпраздничного» заявления ЦКБ МТ «Рубин» о начале создания подлодок пятого поколения, то журналисты несколько исказили информацию – в заявлении говорилось о начале работ над формированием облика подлодок пятого поколения, строительство которых начнется не ранее 2030 года. Пока еще не ясно, что это будут за корабли, и каковы будут их задачи. Тем не менее, российские кораблестроители уже задумались над этой темой и, в перспективе, готовы к созданию новых субмарин. Совершенно правильная позиция с прицелом в будущее.
Однако, новости о начале создания подлодок пятого поколения придается слишком много значения – гораздо важнее, чтобы кораблестроители не «витали в облаках» по поводу планов на 2030 год, а быстрее передали флоту уже практически готовую АПЛ К-329 «Северодвинск» и строили его аналог «Казань» по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Иначе, вести какие-либо разговоры о пятом поколении бесполезно.