Поисковые исследования, направленные на формирование облика будущего 4-го поколения, начались в СССР еще в середине 70-х гг. Вскоре флотом и соответствующими НИИ были сформированы оперативно-тактические требования к подлодкам нового поколения. Работы над первой АПЛ, принадлежащей к этому поколению, начались 26 марта 1980 года (Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №252-73) в ЦКБ «Лазурит» под руководством Главного Конструктора Л.Л.Краснопольского. Речь идет о большой атомной ракетно-торпедной подводной лодке проекта 957, получившей впоследствии шифр «Кедр». К 1989 году технической проект был выполнен и 28 февраля 1989 г. было принято совместное решение Министерства Судостроительной промышленности и ВМФ о строительстве головной лодки этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде со сроком сдачи флоту в 3-м квартале 1996 года. До 2000-го года планировалась постройка трех единиц с дальнейшим увеличением серии до более 20 лодок. Однако уже 27 марта того же года было принято решение (оформлено в апреле 1989 г МСП и ВМФ) о строительстве лодок на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Одновременно Начальником ЦКБ «Лазурит» С.А.Лавковским для сохранения производства АПЛ в Нижнем Новгороде было предложено разработать вариант лодки с прочным корпусом не из стали, а из титана, получивший обозначение проект 957Т с постройкой двух единиц на заводе «Красное Сормово». 6 апреля 1989 г Постановлением ЦК КПСС и Совмина, после рассмотрения на научно-техническом семинаре и коллегии Минсудпрома основных тактико-технических элементов и мероприятий по обеспечению опытной и серийной АПЛ этого проекта, было принято решение осуществлять строительство на ЛАО и на Северном Машиностроительном Предприятии в Северодвинске. Впоследствии предложение о создании титанового проекта 957Т с перспективой полного перехода от стальных к титановым лодкам, было отклонено на специально созванной для рассмотрения этого вопроса комиссии 8 августа 1989 г, так как встретило сопротивление первого ЦНИИ ВМФ в лице начальника института М.М.Будаева. Дальнейшая судьба проекта 957Т решалась между 5 сентября и 5 октября 1989 г, когда под руководством Председателя ВПК И.С.Белоусова было решено рассмотреть в месячный срок (до 5 ноября) вопрос о строительстве лодки. Учитывая, что тогда на «Красном Сормове» в наибольшей мере было развито производство титановых субмарин, уже одно сохранение этой технологии оправдывало переход после завершения строительства серии лодок проекта 945АБ к проекту 957Т. Однако 21 ноября 1989 г, после согласования с ВМФ в лице Главнокомандующего ВМФ В.Н.Чернавина в Минсудпроме плана на XIII пятилетку, было решено полностью отказаться от постройки субмарин 957-го проекта. Причиной была названа уже запланированная перегрузка судостроительных заводов. К тому времени на СМП были доставлены и частично обработаны около 4000 тонн стальных конструкций и листопроката, дальнейшее использование которых, было невозможно ввиду несоответствия марок стали и толщины листов с принятыми на лодках 3-го и 4-го поколений, строившихся или готовившихся к постройке параллельно. Уже изготовляемые контрагентские поставки были перенаправлены на лодки проектов 935 и 885.
Проект 957 должен был иметь похожие ТТХ с предыдущими торпедными АПЛ ЦКБ «Лазурит» проектов 945, 945А и 945АБ, но с резким ужесточением требований к снижению собственных шумов. Стандартной паропроизводящей установкой для 4-го поколения должна была стать моноблочная КТМ-6, наземный опытовый стенд которой под обозначением ТМ-4 проходил тогда испытания в НИТИ в Сосновом Бору. Первой эту ППУ должны были получить две АПЛ переходного от третьего к четвертому поколению проекта 945АБ «Марс», однако на момент распада СССР этот реактор не был готов и обе лодки были утилизированы на стапеле в высокой степени готовности корпусных конструкций. Лодка обладала однокорпусной архитектурой с относительно большим соотношением длины к ширине. Протяженный и сравнительно узкий цилиндрический прочный корпус, несколько напоминающий корпус АПЛ типа „Los Angeles", но с менее заостренной формой носовой конечности, явился следствием необходимости сохранить глубину погружения, свойственную советским АПЛ предыдущего поколения. Согласиться с однокорпусной архитектурой ВМФ заставили повышенные требования к малошумности нового поколения субмарин. Носовые горизонтальные рули были впервые на советских торпедных АПЛ перемещены из носовой части корпуса на ограждение выдвижных устройств. Были использованы уже ставшие стандартными зональные блоки крепления оборудования с жесткой амортизацией и другие меры снижения уровня собственных шумов. Для рационального использования пространства внутри лодки в ЦКБ «Лазурит» были построены натурные деревянные макеты турбинного и других отсеков. Помимо этого, для оптимизации обводов корпуса была построена серия крупномасштабных самоходных и буксируемых макетов.
Стоит отметить, что еще в процессе обоснования характеристик АПЛ 4-го поколения ЦНИИ им. А.Н.Крылова были проведены работы по оптимизации лодочных обводов. В рамках этих работ на заводе «Красное Сормово», например, была построена крупногабаритная буксируемая модель, не соответствующая, однако, ни одному из разрабатываемых тогда проектов и которую часто путают с буксируемой моделью проекта 885. Тем не менее, по своей форме она несколько напоминает «Кедр», что позволяет предположить, что отдельные элементы этой НИОКР могли быть реализованы в проекте 957. Частичным доказательством этому служит тот факт, что ЦКБ «Лазурит» впервые были реализованы рекомендации ЦНИИ им. А.Н.Крылова, в которых описывалось позитивное влияние на гидродинамику лодки за счет скошенной вперед передней кромки ограждения выдвижных устройств, как это видно на модели. Это решение в дальнейшем нашло свое применение на РПКСН проектов 935 и 955, а также на ПЛАРК проекта 881.
Комплекс гидроакустических средств должен был включать ГАК «Иртыш-Амфора», как и на всех других лодках 4-го поколения.
«Кедр» должен был стать относительно простой и массовой ударной лодкой на замену АПЛ проектов 671, 945 и 971. Прекращение работ над ним было связано не только и не столько с финансовыми сложностями, которые испытывал СССР уже в конце 80-х гг или с нехваткой производственных мощностей в последующее десятилетие, но и с массивным сопротивлением самого ВПК, так как заложенные в проекте высокие требования к уровню производства аппарауты и узлов были невыполнимы без кардинального технического перевооружения предприятий. Помимо этого, существует мнение, что сама концепция 957-го, во многом повторяющая концепцию американских АПЛ типа „Los Angeles", уже не соответствовала требованием 90-х гг.
Проект 957 должен был иметь похожие ТТХ с предыдущими торпедными АПЛ ЦКБ «Лазурит» проектов 945, 945А и 945АБ, но с резким ужесточением требований к снижению собственных шумов. Стандартной паропроизводящей установкой для 4-го поколения должна была стать моноблочная КТМ-6, наземный опытовый стенд которой под обозначением ТМ-4 проходил тогда испытания в НИТИ в Сосновом Бору. Первой эту ППУ должны были получить две АПЛ переходного от третьего к четвертому поколению проекта 945АБ «Марс», однако на момент распада СССР этот реактор не был готов и обе лодки были утилизированы на стапеле в высокой степени готовности корпусных конструкций. Лодка обладала однокорпусной архитектурой с относительно большим соотношением длины к ширине. Протяженный и сравнительно узкий цилиндрический прочный корпус, несколько напоминающий корпус АПЛ типа „Los Angeles", но с менее заостренной формой носовой конечности, явился следствием необходимости сохранить глубину погружения, свойственную советским АПЛ предыдущего поколения. Согласиться с однокорпусной архитектурой ВМФ заставили повышенные требования к малошумности нового поколения субмарин. Носовые горизонтальные рули были впервые на советских торпедных АПЛ перемещены из носовой части корпуса на ограждение выдвижных устройств. Были использованы уже ставшие стандартными зональные блоки крепления оборудования с жесткой амортизацией и другие меры снижения уровня собственных шумов. Для рационального использования пространства внутри лодки в ЦКБ «Лазурит» были построены натурные деревянные макеты турбинного и других отсеков. Помимо этого, для оптимизации обводов корпуса была построена серия крупномасштабных самоходных и буксируемых макетов.
Стоит отметить, что еще в процессе обоснования характеристик АПЛ 4-го поколения ЦНИИ им. А.Н.Крылова были проведены работы по оптимизации лодочных обводов. В рамках этих работ на заводе «Красное Сормово», например, была построена крупногабаритная буксируемая модель, не соответствующая, однако, ни одному из разрабатываемых тогда проектов и которую часто путают с буксируемой моделью проекта 885. Тем не менее, по своей форме она несколько напоминает «Кедр», что позволяет предположить, что отдельные элементы этой НИОКР могли быть реализованы в проекте 957. Частичным доказательством этому служит тот факт, что ЦКБ «Лазурит» впервые были реализованы рекомендации ЦНИИ им. А.Н.Крылова, в которых описывалось позитивное влияние на гидродинамику лодки за счет скошенной вперед передней кромки ограждения выдвижных устройств, как это видно на модели. Это решение в дальнейшем нашло свое применение на РПКСН проектов 935 и 955, а также на ПЛАРК проекта 881.
Комплекс гидроакустических средств должен был включать ГАК «Иртыш-Амфора», как и на всех других лодках 4-го поколения.
«Кедр» должен был стать относительно простой и массовой ударной лодкой на замену АПЛ проектов 671, 945 и 971. Прекращение работ над ним было связано не только и не столько с финансовыми сложностями, которые испытывал СССР уже в конце 80-х гг или с нехваткой производственных мощностей в последующее десятилетие, но и с массивным сопротивлением самого ВПК, так как заложенные в проекте высокие требования к уровню производства аппарауты и узлов были невыполнимы без кардинального технического перевооружения предприятий. Помимо этого, существует мнение, что сама концепция 957-го, во многом повторяющая концепцию американских АПЛ типа „Los Angeles", уже не соответствовала требованием 90-х гг.