Из книги
«Пять подводных лодок,
затопленных на рейде Севастополя»
В результате октябрьского переворота 1917 года в Петрограде Черноморский флот разделился на белых и красных, и перемешался, невзирая на приказы командования и проведение митингов. В конце концов, моряки русского (Белого) флота завладели остатками кораблей флота и всем, что полагалось для их эксплуатации, а красные, потопив у Новороссийска то, что досталось им, сошли на берег и, пополнив ряды пехотинцев, воевали на суше. На море наступило затишье.
В начале 1918 года вступила в строй подводная лодка «Буревестник». 14 января 1918 года подводная лодка «Нерпа» вошла в состав красных морских сил. В этом же году была введена в строй подводная лодка АГ-21 и в Николаеве спущена на воду подводная лодка АГ-22.
С 1 февраля в красной России перешли на григорианский календарь, вместо действовавшего ранее юлианского. После 31 января 1918 года последовало не 1 февраля, а сразу 14 февраля 1918 года. Однако на кораблях русского (Белого) флота счет дней вели по старому стилю, в лучшем случае записывая двойную дату через дробь.
Март 1918 года
На подводной лодке «Нарвал» по неизвестной причине функционировал судовой комитет, хотя на Балтике Центробалт и судовые комитеты были распущены еще в феврале как органы, дезорганизующие управление и разлагающие судовые команды. На Черном море комитеты продолжали разваливать флот. 3 марта был заключен Брестский мир. Территория Украины отторгалась от России. Взяв Перекоп, германские войска двинулись к Севастополю, чтобы захватить корабли Черноморского Флота.
Красные части с трудом сдерживали германские войска. Германское военное командование, маскируя свои истинные намерения, потребовало передать Черноморский флот «украинской державе». Немцы обещали не трогать корабли флота, если они поднимут украинские флаги и подчинятся украинскому командованию гетмана Скоропадского. 12 марта подводная лодка №-3 была оставлена на реке Дунай в районе г.Рени и захвачена австро-венгерскими войсками. В силу технической недозрелости противника, или, скорее всего, за ненадобностью, подводная лодка не была приведена в боевое состояние. Позже она досталась румынским войскам и исчезла. 17 марта подводная лодка «Нерпа», находящаяся в капитальном ремонте в Николаеве, также была захвачена австро-германскими войсками.
Апрель 1918 года
На подводной лодке «Орлан» судовой комитет тоже продолжает функционировать. 29 апреля три линейных корабля Черноморского флота подняли «жовто-блакитные» флаги. Но и после подъема на них украинских флагов германские войска не остановили наступление на Севастополь. Узнав об этом обмане, команды линкоров сорвали желто-голубые флаги, подняли красные и ночью 1 мая ушли вслед за миноносцами в Новороссийск.
Май 1918 года
2 мая подводные лодки «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Тюлень», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Буревестник», «Гагара», «Орлан» и «Утка» были оставлены в Севастополе и, являясь собственностью красных, в соответствии с принятым соглашением поступили в управление Германского Адмиралтейства «до заключения всеобщего мира». Таково было официальное заявление германского командования. На самом деле оно просто захватило почти все корабли флота, а новейшие подводные лодки «Буревестник», «Орлан», «Утка» и «Гагара» ввело в состав своих сил, переименовав в «US1», «US2», «US3» и «US4» соответственно. Вскоре подводные лодки «Утка» и «Буревестник» передали Морским Силам Юга России, а подводная лодка «Гагара» укомплектовали подводниками с германской подводной лодки «UB14».
Ноябрь 1918 года
Германия капитулировала перед Антантой. 13 ноября Советы аннулировали Брестский мир. 24 ноября англо-французские войска высадились в Новороссийске, Одессе и Севастополе. Подводные лодки АГ-21, АГ-22, «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Тюлень», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Буревестник», «Гагара», «Орлан» и «Утка» перешли под контроль англо-французского командования. Начальники и командиры соединений и судов Белого движения обрели статус начальников охраны этих же соединений и судов.
Декабрь 1918 года
9 декабря англо-французские войска высадились в Николаеве и захватили подводную лодку «Нерпа», находившуюся в капитальном ремонте, и строящуюся подводную лодку АГ-23.
Боевое расписание Черноморского флота Белого движения на 1919 год:
Подводные лодки в Севастополе:
«Тюлень» - действующий флот; АГ-21, «Буревестник», «Орлан», «Гагара», «Утка», «Нерпа», «Нарвал», «Кит», «Кашалот» - суда резерва; ликвидируются «Краб», «Скат», «Карась», «Карп», «Налим», «Лосось», «Судак»
в Николаеве в достройке:
«Лебедь», «Пеликан», АГ-22, АГ-23, АГ-24, АГ-25, АГ-26.
Январь 1919 года
5 января в Вооруженных Силах Юга России издается приказ Главнокомандующего, в котором говорится: «Приказываю теперь же восстановить форму одежды флота и морского ведомства бывшую до апреля месяца 1917 года. ГК ВС Юга России генерал-лейтенант Деникин». Впитавшая двухсотлетние традиции скромная, но со вкусом пошитая морская форма Русского Императорского флота способна поднять боевой дух офицеров и команд, тогда ходивших в изодранной форме поры Временною правительства, похожей на английскую, заимствованной у других стран. Этого не понимают нынешние военные руководители, которые ввели в современную форменную одежду русских моряков натовские пилотки, френчи и офицерские фуражки гестаповского покроя с безобразно устремленными в зенит тульями. 13 января подводная лодка «Тюлень» была переведена в 12-часовую готовность и непосредственно подчинена командующему Черноморским флотом. 5–8 февраля «Тюлегь» совершил переход из Севастополя в Новороссийск. 31 января франко-греческие войска заняли Херсон, 3 февраля в их руки перешел Николаев со строящимися и ремонтирующимися на его верфях подводными лодками.
Февраль 1919 года
14–18 февраля подводная лодка «Тюлень» возвратилась из Новороссийска в Севастополь.
Март 1919 года
Утвержден штат подводной лодки «Тюлень»: командир, старший офицер, минный офицер, штурманский офицер, инженер-механик и 37 человек команды.
Войска красных начинают освободительный поход по побережью Черного моря. 10 марта у франко-греческих войск отбит Херсон. 14 марта подводные лодки «Нерпа» и АГ-23 перешли в руки войск красного фронта. 26 марта в Севастополе приступила к работе комиссия по ликвидации имущества подводной бригады Белого движения. В этот же день подводная лодка «Тюлень» совершила переход из Севастополя к Геническу с заходом в Феодосию и Керчь. Под Геническом подводная лодка более недели находилась во льдах, осуществляя огневую поддержку русского флота: на море у противника не было кораблей, против которых она могла бы воевать, поэтому подводная лодка стреляла из пушек по береговым целям, в результате легко повредила во льдах свои собственные винты и корпус, после чего вернулась на ремонт в Севастополь. 29 марта красные взяли Очаков. Над Севастополем нависла угроза захвата. Белое командование приступило к подготовке эвакуации флота из Севастополя в Новороссийск.
Апрель 1919 года
3 апреля по приказанию союзного командования подводные лодки «Тюлень» своим ходом, «Утка» и «Буревестник» на буксире срочно перешли из Севастополя в Новороссийск.
В Новороссийск подводные лодки привели команды, составленные 26 офицерами и 1 мастеровым. Подводные лодки пришли безоружными, так как французское командование запретило брать торпеды. 16 апреля закончена эвакуация из Севастополя в Новороссийск действующих кораблей Черноморского флота, переданных союзниками представителям Белого движения еще в ноябре 1918 года. В Севастополе оставались находившиеся в резерве АГ-21, «Гагара», «Орлан», «Нарвал», «Кит», «Кашалот», «Краб» и отправленные к порту малые лодки. В Подплаве несли службу все нижние чины и 3 офицера. 22–24 апреля, в ожидании захвата главной базы флота войсками красных, подводные лодки АГ-21, «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Гагара» и «Орлан» по приказу английского командования были затоплены в районе Севастополя.
Май 1919 года
3 мая в занятом красными Николаеве красный флотский экипаж приступает к сборке пяти подводных лодок американского типа «АГ», из которых подводная лодка АГ-22 должна вступить в строй в этот же месяц. Подводная лодка «Нерпа» находится в капитальном ремонте. Без движения остаются спущенные на воду корпуса подводных лодок «Лебедь» и «Пеликан». Началось воссоздание Красного ЧФ при наличии 2 700 человек личного состава в Севастополе, Одессе, Николаеве и полном отсутствии боеспособных судов. До указанного времени моряки Черноморского флота красных воевали на суше, главным образом в составе ударных частей и экипажей бронепоездов. 14–21 мая подводная лодка «Тюлень» совершила переход из Новороссийска в Батуми и вернулась обратно, ведя под конвоем транспорт «Ризе» с грузом боеприпасов. Батуми становится перевалочной базой для доставки белым войскам оружия и военного снаряжения союзников. Не имея ни одного боеготового корабля, в том числе ни одной подводной лодки, красные оказались не способны дать отпор противнику на море.
Июнь 1919 года
Командир подводной лодки «Утка» вербует к себе радиотелеграфиста с миноносца. Подводная лодка готовится к боевым действиям. Кораблей Красного Флота на Черном море все еще нет.
27 июня армии белых, освободив порты Азовского моря и Севастополь, оставленный красными, блокировали с моря Днепро - Бугский лиман, а в августе овладели Николаевом и Херсоном. Подводные лодки «Нерпа», АГ-22 и АГ-23 возвращаются в ряды Черноморского флота белых. 5 августа закончена достройка подводной лодки АГ-22. Подводная лодка вступила в строй и начала кампанию.
Август 1919 года
31 августа белые взяли Одессу группой сухопутных войск со стороны Николаева и десантом с моря. Главные силы белой армии ушли в глубину европейской части России, к Москве. Подводные лодки «Утка» и «Буревестник» приступают к ремонту. Единственной боеготовой подводной лодке «Тюлень» ставится задача развить боевую деятельность на Черном море.
Сентябрь 1919 года
10 сентября подводные лодки АГ-22 и АГ-23 зачисляются во 2-й ранг судов ВС Юга России. 12 сентября подводная лодка «Утка» встала в ДОК на неделю.
К 16 сентября, по плану развития Черноморского флота белых, предполагалось иметь 6–10 боеготовых подводных лодок. Для этого решили ввести в строй подводную лодку АГ-22, достроить подводные лодки АГ-23, АГ-24, АГ-25 и АГ-26, отремонтировать подводные лодки «Тюлень», «Утка» и «Буревестник», подготовить подводников для укомплектования команд. 27 сентября подводная лодка «Утка» направлена в Хорлы стационером, куда она прибыла 29 сентября.
Октябрь 1919 года
3–14 октября подводная лодка АГ-22 выполняла практическое плавание по маршруту Севастополь – Ялта – Феодосия - Новороссийск (прибыла 8 октября) – Анапа – Феодосия - Ялта - Севастополь. На переходе Анапа - Феодосия подводники сумели развить надводную скорость хода 9,5–10 узлов. 23 октября представлены сведения о готовности подводных лодок, находящихся в Севастополе: «Буревестник» - требуются исправление цепи освещения, установка приборов помпы охлаждения дизелей, покраска, а также топлива 2 200 пудов, смазочного масла 115 пудов (готовность к 09.11.1919); «Тюлень» - находится в Николаеве на ремонте; «Утка» - прибыла из п. Хорлы, топлива 1 100 пудов, масла 75 пудов; АГ-22 - в 12-часовой готовности, топлива 890 пудов, масла 84 пуда. Всем офицерам флота в Севастополе приказано получить винтовки.
Ноябрь 1919 года
Из доклада командира Николаевского порта командующему Черноморским флотом: «Кроме АГ-23 имеются 24, 25 и 26-я в несобранном виде в ящиках. Подводные лодки «Лебедь» и «Пеликан» на воде, представляющие из себя плавающие коробки».
По докладу командира подводной лодки АГ-23 9 декабря подводная лодка находилась на стапеле завода «Руссуд». Спуск на воду планировался на 20 января 1920 года.
Из боевого расписания Черноморского флота Белого движения на 1919–1920 гг.:
1-й дивизион подводных лодок:
«Тюлень», «Утка», «Буревестник»
2-й дивизион подводных лодок:
АГ-22 (вступила в строй 5 августа 1919 года), АГ-23 (вступление в строй 1 февраля 1920 года), АГ-24 (вступление в строй 1 июня 1920 года), АГ-25 (вступление в строй 1 августа 1920 года), АГ-26 (вступление в строй 15 августа 1920 года).
После поражения деникинских войск на севере Кавказа, корабли Антанты переправили в Крым из Новороссийска до 40 тысяч войск. 14 марта белые оставили Новороссийск. В начале года в составе флота белых на Черном и Азовском морях числились подводные лодки «Тюлень», «Буревестник», «Утка», АГ-22 и в постройке АГ-23.
Январь 1920 года
Во второй половине января белые увели из Николаева на буксире подводные лодки «Пеликан» (70% готовности) и «Лебедь» (60% готовности) в Одессу, где одну затопили на входе в торговый порт, а другую в самом порту.
Апрель 1920 года
24 апреля началось формирование морских сил красных на Черном и Азовском морях. К середине июня в северо-западной части Черного моря вошли в строй 10 пароходов, 4 буксира, 17 катеров; в Николаеве достроена подводная лодка АГ-23, подводная лодка «Нерпа» продолжала ремонтироваться. Всего на 1 сентября в составе красного флота числилось уже 7,5 тысячи человек.
Май 1920 года
В мае отмечалась активность подводных лодок «Тюлень» и АГ-22, ходивших из Севастополя в Феодосию, Алушту, к Херсонесу. Базировались лодки в Севастополе, в Южной бухте и Минной гавани.
Июнь 1920 года
1 июня в Николаеве спущена на воду подводная лодка АГ-23, уже приписанная к морским силам красных. В конце июня в пока еще белом Севастополе ощущается нехватка продовольствия. Приказом Командующего флотом в приморском городе установлена очередь на получение рыбы. В 3-ю очередь рыбу получают подводные лодки «Буревестник», «Тюлень», «Утка» и АГ-22. Еще зимой, чтобы поддержать огнем с моря свои позиции на Перекопе, со стороны Каркинитского залива из судов белого Черноморского флота сформировали отряд, ядро которого располагалось в районе Тендеровской косы. Летом здесь иногда появлялись и подводные лодки белых.
Август 1920 года
1 августа прибывшую на Тендеру подводную лодку «Тюлень» направили к Одессе для наблюдения за движением судов. 4 августа ее сменила подводная лодка «Утка» с дополнительной задачей задержать на выходе из Одессы итальянский пароход. 7 августа снова произошла смена подводных лодок: место подводной лодки «Утка», ушедшей в Севастополь, заняла подводная лодка «Тюлень». Весь август подводная лодка «Тюлень» оставалась в составе Каркинитского отряда и даже преследовала посыльное судно №-1 красных, сопровождавшим отряд тральщиков, занимавшийся постановкой мин. Израсходовав запасы топлива, подводная лодка «Тюлень» ушла в Севастополь.
Сентябрь 1920 года
13 сентября красная подводная лодка АГ-23 приступила к ходовым испытаниям в Днепро-Бугском лимане, чем вызвала переполох в Каркинитском отряде. Не знавший возможностей подводной лодки АГ-23, не имевшей торпед для своих американских аппаратов, начальник отряда приказал всем кораблям перейти на мелкие места к Тендеровской косе, чтобы затруднить действия подводной лодке на подводном ходу. Оберегая отряд от ночной атаки из надводного положения, выставили дозор из двух катеров. Крейсер «Генерал Корнилов» вел стрельбу противолодочными, так называемыми «ныряющими», артиллерийскими снарядами.
Октябрь 1920 года
С 10 по 18 октября подводная лодка «Утка» совместно со вспомогательным крейсером «Алмаз» принимала участие в прикрытии со стороны моря операции, в результате которой из района Адлера удалось без потерь вывезти воинский отряд. 21 октября подводная лодка АГ-23 вступила в состав мосрких сил, прорвала морскую блокаду, организованную судами Врангеля на выходе из Днепро-Бугского лимана, перешла в Одессу, откуда несколько раз выходила на боевую подготовку и разведку в Каркинитский залив. К концу октября генерал Врангель распорядился начать подготовку к эвакуации. Если изношенные войной и долгой эксплуатацией без надлежащего ремонта суда еще годились на то, чтобы совершить последний трагический акт затянувшейся Гражданской войны - вывезти участников Белого движения из Крыма, то с людьми дело обстояло сложнее. Согласно спискам, численность офицерского состава белого флота позволяла полностью укомплектовать кадровыми офицерами немногие уцелевшие корабли когда-то большого Черноморского флота, однако на практике это не представлялось возможным. Любая революция разлагает. Подвергнувшись ее влиянию и потеряв веру в достойное будущее, офицеры стали покидать корабли. Вместо элитных офицеров по флоту на командных должностях оказался пестрый состав из числа офицеров по адмиралтейству, офицеров военного времени и офицеров Корпуса корабельных офицеров (комплектовался из произведенных в офицеры бывших кондукторов флота). Катастрофически не хватало опытных старших офицеров и старших специалистов. На подводных лодках ничего подобного не наблюдалось. Подводные лодки были полностью укомплектованы офицерами подводного плавания, имевшими достаточный опыт. Те из немалого числа российских подводников, кто не смог занять должность на подводной лодке (их на флоте осталось всего четыре), с удовольствием принимали назначение на надводные корабли, где исправно несли службу. Некоторые надводные корабли в Бизерту приведут командиры из числа бывших российских командиров подводных лодок.
Ноябрь 1920 года
14 ноября началась эвакуация из Крыма армии и флота Врангеля. В тот же день 4 подводные лодки - «Тюлень», «Буревестник», «Утка» и АГ-22 в составе Морских Сил Белого движения (около 150 вымпелов) ушли в Константинополь, а в декабре - в Бизерту (Тунис). Операция по эвакуации русской армии из Крыма была беспримерной по высокой организации и исполнению. 13 ноября подводная лодка АГ-23 вышла в район Севастополя на перехват судов Врангеля. Где-то в районе Евпатории она разошлась с белым эсминцем «Пылкий», прикрывавшим уходящие суда с запада Не имея торпед нужного калибра, на подводной лодке пытались приспособить 45-сантиметровые торпедные аппараты для стрельбы имевшимися 38-сантиметровыми торпедами, установив в аппараты заместительные решетки. Затея не удалась. Переданную на лодку радиограмму с предписанием выйти на линию Севастополь - Константинополь не приняли из-за неисправности собственной радиостанции. 18 ноября лодка вернулась в Одессу. Красные заняли Феодосию 14 ноября, Севастополь 15 ноября, Керчь 18 ноября.
Декабрь 1920 года
29 декабря подводные лодки «Тюлень», «Буревестник», «Утка» и АГ-22 были интернированы властями Французской Республики в Бизерте. Официально французы признали русские корабли, перешедшие в Бизерту, собственностью Советской России, но так и не возвратили. После потопления англо-французскими войсками черноморских подводных лодок (16 единиц) в 1919 году и ухода четырех подводных лодок с эскадрой Белого движения в Константинополь и далее в Бизерту на Черном море остались только подводная лодка «Нерпа» и подводная лодка АГ-23. Из этих лодок в 1920 году и сформировали дивизион подводных лодок Морских Сил Черного моря. Вскоре дивизион стал пополняться подводными лодками тип «АГ», строившимися в Николаеве из частей корпусов, закупленных еще царским правительством у фирмы Голланда (США) в 1916 году, которые все это время лежали нераспакованные в ящиках при главном магазине Николаевского отделения Балтийского завода.
В ходе Гражданской войны на Черном море у красных просто не оказалось боеготовых подводных лодок, у белых - достойного противника, чтобы вести против него боевые действия даже тем малым числом подводных лодок, что у них были.
Источник: http://simvolika.org |