Фрегат «Дмитрий Донской» и броненосец «Чародейка»
Перед нами два совершенно различных типа морского военного судна, два представителя морского военного дела двух десятилетий XIX века: винтовой фрегат и броненосная, двухбашенная канонерская лодка, построенная со всеми новейшими приспособлениями.
Русский флот: Фрегат "Дмитрий Донской"
Первый, высоко возвышаясь над водой, останавливает на себе взгляд даже профана, своими стройными очертаниями, высокими мачтами, между которыми целая чаща канатов, веревок и веревочек, из коих каждая имеет свое название, каждая необходима, каждая имеет свое назначение.
Белая полоса стелется над водой, прорезанная десятками портов и выказывая два ряда грозных орудий. Подул ветер: — несколько командных слов, несколько свистков боцманской дудки и сотни людей разбежались по веревочным лестницам, как муравьи расползлись по реям (горизонтальные бревна, скованные железом, к которым привязаны паруса) и через две-три минуты мачты окрыляются громадными парусинными поверхностями, люди сбегают вниз, тянут, отпускают, закрепляют различные снасти и вся масса дерева, железа, веревок и полотна, как бы оживляется, слегка наклоняется на бок и начинает подвигаться вперед все быстрее и быстрее.
Легко, плавно и грациозно бегает по волнам морской красавец, послушно поворачивается вправо и влево, то удаляясь от мели, то огибая неровности берега. Ветер крепчает, он уменьшает по произволу величину своих крыльев: ветер заходит ему прямо с носу, и между мачт показывается черный густой дым. Не бойтесь, это не пожар, это, в помощь своим крыльям, он пускает в ход свою паровую машину; чтобы бороться с водяной стихией, он разводит ее врага — огонь, превращает воду в пар и при его помощи разрезает волны, оставляя за собой клокочущий пенистый след в побежденном море. Вы видите вдали только верхушки его мачт и длинную полосу дыма.
Залюбовавшись этим львом морей, мы забыли неуклюжего с виду медвежонка, его соседа.
Русский флот: Канонерская лодка "Чародейка"
Что-то напоминающее допотопных громадных обитателей океана, тяжело качается на воде. Низко стелется над морской поверхностью черная железная масса. Две тяжелых круглых башни и какая-то железная коробка, давят едва видную палубу. Можно ли было этому увальню дать название «Чародейка»?
Подождите—наружность бывает обманчива, медведь начинает шевелиться. Шевелится он как-то особенно, по своему. На нем людей почти не видно, несколько человек показались было на палубе, что-то приладили, и скрылись внутрь. Парусов нет: он любит только железо, а дереву и полотну не доверяет, да и вообще не охотник до хрупких и легких вещей. Нет у него многочисленных зубов, а есть четыре клыка, которые стоят всех пятидесяти зубов красивого льва.
Из его трубы, едва заметной между башнями, тоже повалил густой дым: он завидел неприятельский фрегат, завидел чужого льва и хочет помериться с ним силами. Он не вытаскивает своего якоря, а расклепывает цепь у себя внутри. Якорь не потеряется; буек покажет его место водолазу; прогнавши незваного гостя, он успеет заняться этим делом.
Прогнавши? да разве эта неуклюжая коробка, с своими четырьмя пушками, опасна 50 пушечному фрегату, у которого есть и винт, и паруса, и многочисленная команда?
Опасна, и так опасна, что неприятель, увидевши ее дым, уже поворачивает назад. Как медведь неуклюж и тяжел на цепи или в клетке и ловок, увертлив и быстр на бегу в своих лесах, так и броненосец на воде. Не представляя большой поверхности для ветра, не обращая внимания на волны, которые перекатываются по его палубе, не встречая препятствий, броненосец быстро идет вперед; при помощи то одного, то другого винта, ворочается почти на месте, почти не описывая дуги, которую моряки называют циркуляцией. Из-за пены и брызгов неприятель не может даже различить тех отверстий в башнях, из которых выглянут орудия, а ему хорошо видна белая полоса и высокие мачты противника.
Напрасно осыпал его фрегат целым градом ядер, несколько царапин, две-три трещины, сбитая шляпка болта. Он отвечает только одним выстрелом, и уже одна из мачт, подкошенная в своем основании, дрогнула, тяжесть парусов, рей и веревок увлекает ее на бок, раздается треск и вся палуба неприятеля покрыта обломками, загромождена сбитым такелажем. Броненосец забежал с кормы и два громадных, 15 дюймов в диаметре, снаряда пронизали в длину неприятельское судно, раздробили его стены, перекалечили людей, подбили станки у орудий. Через каких-нибудь двадцать минут, придется спустить флаг или пойти на дно.
Фрегат «Дмитрий Донской» имеет 51 орудие, машину в 800 сил. Длина его между перпендикулярами к носу и корме 272 фут., сидит в воде носом 21 фут. 6 дюйм., кормою 23 ф. 6 д. Эта разница в 2 ф. называется посадкой судна, а нос всегда немного выше кормы, в противном случае, прежде говорилось, что судно сидит свиньей.
«Дмитрий Донской» до сих пор назначался ежегодно для годового практического плавания гардемарин в Атлантическом океане. С 1859 г. из Морского корпуса перестали выпускать прямо в мичманы (чин, равный поручику армии) и был учрежден чин гардемарина с особыми правами. Они имеют офицерский мундир, только без шитья и, вместо эполет, погоны с одним галуном, на котором наложен золотой якорь, и на правом плече золотой аксельбант.
Воспитанники теперешнего морского училища, оканчивают в нем теоретический курс морских наук и затем отправляются в годовое плавание по океану, где несут всю службу, исполняя обязанности матросов и унтер-офицеров, включительно, впервые испытывая на практике свои познания и способности. Их ежедневно обучают управлению парусами, орудиями и машиной; стрельба из ружей и пушек и повторения пройденных наук с фрегатскими офицерами, дополняют их занятия.
По возвращении, их экзаменует особая комиссия. Нельзя сказать, чтобы служба молодых людей на фрегате была из легких; но она необыкновенно разнообразна, так как от пушки они лазают на мачты и отдают паруса, от машины переходит к секстану и под руководством штурманских офицеров делают астрономические наблюдения, морскую съемку берегов на карты, вычисляют широту и долготу, в которой находится корабль, сверяя наблюдения с прокладкой пути на карте. Морской офицер только тогда может носить это звание, когда он и артиллерист, и механик, и штурман, и знает эти отрасли морского дела, не как дилетант, а как специалист.
Фрегат «Дмитрий Донской» коротко знаком жителям портов Англии и Франции, Капштата и Бразилии, заходя по нескольку раз с гардемаринами на их рейды. В этом году, наши моряки оставили на долгие времена хорошую о себе память жителям Рио Жанейро. Ночью на 10 февраля, над городом разлилось зарево большого пожара, и лишь только его заметили с фрегата, была пробита пожарная тревога. Через каких-нибудь четверть часа, баркасы с пожарными инструментами и бранспойтами отвалили от борта. При людях находились 4 офицера и 15 гардемарин и вскоре русские командные слова раздались в толпе бразильцев, матросы начали живо разбирать крыши соседних домов, валить и заливать горящие стены, и сами жители подчинились охотно импровизированным начальникам и указывали на опасные места, в которых немедленно раздавались удары русских топоров, которых у местных пожарных не оказалось.
Еще прежде того случая, во время стоянки фрегата в Багии, офицеры и гардемарины фрегата давали у себя бал, для семейств, с которыми успели познакомиться. Отвозя гостей домой на своем катере, офицеры наши узнали на берегу, что двое бразильцев, отправившихся кататься на взморье, опрокинулись и, вероятно, держатся за шлюпку. Большая зыбь и свежий ветер удерживали местных рыбаков, пуститься на помощь. Наши офицеры немедленно отправились по указанному направлению.
Было пять с половиною часов вечера и только к девяти часам, катер вернулся обратно, до половины залитый водой, с гребцами и офицерами, измученными и промокшими насквозь, но и с двумя бразильцами, спасенными от верной смерти. Жители предместья встретили их единодушным ура! и горячо благодарили за бесстрашие и самоотвержение, а на другой день командир фрегата получил письмо от президента провинции.
Не мешает заметить, что фрегат «Дмитрий Донской» совершенно одинаков и даже близнец фрегата «Александр Невский», крушение которого, на берегах Дании, возбудило живейшее любопытство в петербургском обществе.
Броненосная, двухбашенная, винтовая канонерская лодка «Чародейка», представительница совершенно нового типа судов, построена в Петербурге, на Канонерском островке и спущена на воду в прошлом 1868 г. Обшитая броней, толщиною от 3 1/2 до 4 1/2 дюймов, она имеет двойные борта, двойное дно и кроме того разделена на 4 части непроницаемыми перегородками. Для приведения в действие 2 винтов, для вращения ее двух башен, для брашпиля (механизм для подъема якоря), вентиляции (необходимой во время жаров и топки котлов), пожарной трубы и центробежной помпы, у нее восемь отдельных паровых машин.
Низкие башни лодки, устроенные по системе Кольза, вооружены каждая двумя орудиями, одно 9, а другое 15 дюймового калибра, и обшиты броней в 6 дюймов толщины. Кроме башен устроено на палубе блиндированное помещение для капитана (рубка) и железные мостики, около которых подвешиваются шлюпки. «Чародейка» и близнец ее «Русалка», длины 207 фут 3 дюйма, ширины 42 ф., водоизмещения по 1850 тонн, с машиной в 200 сил. В полном грузу они сидят до 11 фут и потому свободно проходят во всех шхерах и будут надежными защитниками нашего балтийского прибрежья. Броня, громадный калибр орудий, небольшое возвышение над водой и замечательная, благодаря двум винтам, поворотливость, дают подобным судам громадный перевес над обыкновенными винтовыми военными судами, и борьба фрегата с подобной небольшой лодкой делается немыслимой.
Вадим Р.
Всемирная иллюстрация, № 51 (13 дек. 1869 г.)
Еще по теме
|