nik191 Понедельник, 02.12.2024, 15:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Оружие древнего мира [0]
Стрелковое оружие [76]
Артиллерия [45]
Бронетехника [56]
Авиация [308]
ВМФ [124]
Космос [8]
Ракетное оружие [52]
Прочее [64]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » Военная техника » ВМФ

Эскадренные миноносцы Российского Императорского Флота
Начало серии

Подводные лодки Российского Императорского Флота
Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1
Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 2

Линкоры Российского Императорского Флота

Крейсера Российского Императорского Флота
Миноноски и миноносцы Российского Императорского Флота


Под впечатлением успешных действий  русских миноносок против турецких кораблей и быстрого роста возможностей торпедного оружия, родилась концепция «миноносного флота» Её автором стал французский адмирал Обэ, морской министр и глава так называемой «молодой школы» теоретиков морской войны. Согласно этой концепции, для обороны прибрежных вод необходимо иметь не броненосцы и канонерские лодки, а множество малых быстроходных миноносок. Атакуя одновременно с разных направлений, они пустят ко дну любую эскадру, состоящую из тихоходных и неповоротливых броненосных кораблей. Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота».

Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и приступили к созданию класса кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов — минных катеров и миноносок. Эти корабли должны были стать такими же быстрыми, как миноносцы, и иметь в составе вооружения помимо торпед ещё и артиллерию; они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. Однако уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. «Истребители миноносцев» же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.

 

 


В 1882 году в Великобритании был построен торпедный таран «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за слабого артиллерийского вооружения и недостаточно большой скорости хода.

 В этом же году британские судостроители построили торпедные крейсера «Скаут» и «Арчер», после чего приступили к строительству торпедных канонерских лодок типов «Шарпшутер», «Ясон» (или «Аларм») и «Дриад» (или «Халцион»). Ещё одним прародителем класса эскадренных миноносцев можно назвать большой миноносец «Свифт», построенный в 1884 году Самюэлем Уайтом.


Конструктивно миноносец был увеличенной копией стандартных 60-тонных миноносцев британского флота, имел водоизмещение 140 т, длину 47 м и ширину 5,3 м; вооружался четырьмя 37-мм скорострельными пушками (при использовании в качестве миноносца) и тремя торпедными аппаратами, из них палубные поворотные могли заменяться шестью 47-мм скорострельными пушками, а носовой аппарат — съёмным откидным тараном. Двойное (сменное) вооружение корабля позволяло использовать «Свифт» или в качестве миноносца, или в качестве в «истребителя миноносцев» противника. Хотя «Свифт» развивал максимальную скорость всего в 23,5 узла, недостаточную для обычных миноносцев, он имел вооружение для борьбы с миноносцами противника.

Первые эскадренные миноносцы

Достигнутые в начале 1890-х годов значительные успехи французских миноносцев, с которыми в ходе путешествия по Франции и посещения французских верфей удалось ознакомиться известному английскому кораблестроителю Альфреду Ярроу, заставили последнего обратиться в начале 1892 года к молодому, занявшему 1 февраля 1892 года пост Третьего лорда Адмиралтейства — Контролёра флота, контр-адмиралу Джону Фишеру с проектом «суперминоносца», который должен был затмить быстроходные французские корабли данного класса. Инициатива Ярроу была поддержана Фишером. На вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, Третий лорд Адмиралтейства ответил: «Мы назовём их истребителями (англ. destroyers), так как их задача — уничтожать французские миноносцы». В документах корабли нового класса первоначально именовались «истребители миноносцев» (англ. torpedoboats destroyers), но позднее их стали называть просто «истребителями».

Первыми кораблями, названными «истребителями миноносцев», стали шесть кораблей так называемого «26-узлового» типа, построенные для английского флота в 1892 году, и спущенные на воду в 1893 году.  Они имели полное водоизмещение около 270—280 т, скорость 26 узлов, вооружены 1 12-фунтовым (76-мм) орудием, 3 6-фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3 457-мм торпедными аппаратами. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребителями» и «торпедоносцами»: в зависимости от обстановки они должны были решать либо ту, либо иную задачу, для чего эти экспериментальные «истребители» и проектировались под сменное вооружение. В период проведения испытаний и при дальнейшей эксплуатации было установлено, что одновременная установка артиллерии и торпедных аппаратов нисколько не уменьшает их скорости и маневренных качеств.

 

 

 

 

 

Истребитель миноносцев   «Хорнет»


Экспериментальные «истребители миноносцев» 26-узлового типа на десятилетие вперёд определили особенности внешнего облика британских кораблей этого класса: гладкопалубный корпус, покрытие носовой части корпуса карапасом («черепашьим панцирем»), за которым располагалась боевая рубка с установленной над ней платформой 76-мм орудия; по бокам от рубки располагались ограждения-волноломы, защищавшие 57-мм орудия.

В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90—150 т, обладавшие скоростью 20—25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен). Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки.

Те мучения, которые пришлось перенести конструкторам, создававшим первые миноноски и миноносцы, и морякам, плававшим на них, не раз приводили военно-морских теоретиков к мысли о необходимости увеличения размеров торпедного корабля. В разных странах они назывались то торпедными канонерками, то минными крейсерами, то торпедными авизо.

Ярым сторонником таких кораблей стал управляющий Морским министерством России адмирал И.А.Шестаков, лично принявший участие в разработке проекта корабля нового типа. Взяв за прототип два столь разных судна, как "Кондор" и "Бомб", адмирал <синтезировал> нечто среднее, представлявшееся ему наилучшим компромиссом. Проектирование велось быстро и в большой секретности - от доступа к нему устранили даже Морской технический комитет. Результатом явился спуск на воду головного корабля
"Лейтенант Ильин" в 1885 году.

 

 

 

Минный крейсер "Лейтенант Ильин"  
(до 21 октября 1885 года - "Ильин")
1885 - 1911

 15 октября 1885 года корабль зачислен в списки флота.
 3 августа 1885 года заложен на Балтийском заводе  в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 июля 1886 года.
 Вступил в строй в июне 1887 года и вошел в состав эскадры Балтийского моря  27 сентября 1907 года переклассифицировали в посыльное судно с сохранением прежнего наименования.
 31 мая 1911 года исключен из состава флота.

 Водоизмещение 604 тонн, полное 714 тонн. Размерения 71.4x7.3x2.75 м
 Воружение 7 НТА - 381 мм, 5 - 47 мм, 2 - 37 мм (пятиствольные)
 Бронированая палуба 13 мм
 Механизмы 2 паровые машины 3500 и.л.с. 6 локомотивных котлов, 2 винта
 Скорость на испытаниях максимальная 19.6 узла Дальность плавания 1560 миль. Экипаж 9 офицеров и 108 матросов


Внешне похожий на "Кондор", "Ильин" был почти вдвое меньше по водоизмещению; ожидалось, что его скорость при форсированной тяге достигнет 22 узлов, что для того времени считалось очень приличным результатом. Многочисленные малокалиберные пушки (15 штук) и торпедные аппараты (три неподвижных в носу и корме, два выдвижных и два поворотных) делали судно опасным для вражеских миноносцев, для защиты от которых оно и предназначалось.

Следующим этапом становления эсминцев в России стали  минные крейсера типа "Казарский"  водоизмещением 400 т, с вооружением из девяти 47-мм пушек и  скоростью 21 узел.

 

 

 

 

Минный крейсер "Гайдамак"   (типа "Казарский")
(с 7 октября 1905 года - миноносец японского флота "Шикинами" ["Shikinami"])
1892 - 1914

 Заложен в 1892 году на заводе Крейтона в Або,  спущен на воду 22 июля 1893 года.
 Вступил в строй в июле 1894 года и 10 сентября 1894 года вышел из Кронштадта для перехода на Дальний Восток.
 Затоплен экипажем в Порт-Артуре в ночь на 20 декабря 1904 года. Поднят японцами  и в 1906 году введен ими в строй. Сдан на слом в 1914 году.

 Водоизмещение 400 тонн. Размерения 57.2x7.0x3.0 м
 Воружение 2 НТА - 381 мм, 6 - 47 мм, 3 - 37 мм (пятиствольные)
 Бронированая рубка 13 мм
 Механизмы 1 паровая машина 3500 л.с. 2 котла, 1 винт
 Скорость 20 узлов Дальность плавания 1600 миль.
 Экипаж 5 офицеров и 59 матросов


В целом второй проект российского минного крейсера оказался заметно более успешным. "Казарский" был вдвое дешевле "Ильина" и при этом имел вдвое большую дальность плавания, не уступая в артиллерийском вооружении. Несомненным преимуществом стал палубный торпедный аппарат, способный разворачиваться на 360° - первый в отечественном флоте. Судно имело низкий борт, способствовавший хотя бы относительной скрытности, и высокую скорость-свыше 21 узла.

 В соревновании с "Ильиным" на пробеге между Севастополем и Ялтой "Казарский" развил скорость почти на три узла больше.

Россия предприняла попытку воспроизвести приглянувшийся проект на отечественных верфях, выдав заказ на два корабля ("Всадник" и "Гайдамак") заводу в Або и еще на один ("Гридень") - Николаевскому адмиралтейству. Русские верфи, в общем, справились с задачей, хотя неизбывная беда судостроителей того времени - перегрузка кораблей - привела к переуглублению балтийских минных крейсеров, из-за чего те смогли показать на испытаниях не более 20 узлов. Зато "Гридень" развил 22,5 узла - больше даже, чем "германцы".

И все же нужда в минных крейсерах на Балтике представлялась более неотложной, и следующий (и фактически последний) в России корабль этого класса также был заложен в Або. По отечественной традиции, проект, находившийся теперь под неусыпным оком МТК, неоднократно переделывался. Даже проектная стоимость "Абрека" на четверть превышала цену предшественников, правда, улучшения также выглядели существенными. Прежде всего заметно усилилась артиллерия, состоявшая из двух 75-мм и четырех 47-мм пушек. Удалось также улучшить управляемость и мореходность. Вдвое увеличилось число котлов, которые располагались в двух отделениях. Скорость на испытаниях составила 21,5 узла - чуть больше контрактной, а в дальнем походе 1898 года из Балтийского моря в Средиземное "Абрек" продемонстрировал отличное поведение в штормовых водах Бискайского залива. В общем, неудивительно, что последний русский минный крейсер стал примером корабельного долгожительства, прослужив с конца прошлого века до конца Великой Отечественной войны.

 

 

 

 Минный крейсер "Абрек"  
1895 - 1948

 7 марта 1896 года корабль зачислен в списки флота.
 Заложен 5 июля 1895 года на верфи Крейтона в Або, спущен на воду 11 мая 1896 года.
 Вступил в строй 23 сентября 1897 года и вошел в состав эскадры Балтийского моря.
 С 10 октября 1907 года переклассифицировали в посыльное судно с сохранением прежнего наименования.
 10 декабря 1912 года передан во флотилию пограничной стражи  и 21 октября 1908 года исключен из списков флота.
 Мобилизован 1 августа 1914 года и превращен в посыльное судно БФ.
 В 1918-1921 годах - гидрографическое судно. В 1921-1926 годах на хранении в порту.
 С 19 апреля 1926 года посыльное судно. С 15 июня 1940 года плавбаза.
 28 июля 1944 года исключена из списков флота и в 1948 году разделана на метал.

 Водоизмещение 535 тонн. Размерения 65.7x7.62x3.35 м
 Воружение 2 НТА - 381 мм, 2 - 75/50, 4 - 47 мм
 Бронированая рубка 10 мм
 Механизмы 2 паровые машины 4506 л.с. 4 котла Нормана, 2 винта
 Скорость максимальная 21.2 узла Дальность плавания 2000 миль на 12 узлах.
 Экипаж 7 офицеров и 72 матроса

Эскадренный миноносец "Лейтенант Бураков"
(до 17 июня 1900 года - миноносец китайского флота "Хай Хуа" ["Hai Hoha"])
1897 - 1904

Заложен в 1897 году на верфи Шихау (Эльбинг, Германия). Спущен на воду в 1898 году. Вступил в строй китайского флота под именем "Хай Хуа" в 1899 году 17 июня 1900 года захвачен англичанами в порту Таку и передан России. Ночью 23 июля 1904 года в бухте Тахэ был торпедирован мнными катерами с японских броненосцев и 29 июля 1904 года взорван там же своим экипажем
 Водоизмещение 280 т. Размерения 59.1x6.4x2.6 м
 Воружение 6 - 47/35 Гочкиса, 2 ТА 356 мм системы Шварцкопфа , в 1904 добавлена 1 - 75/50, а ТА заменены на 1 - 381 мм
 Бронирования нет
 Механизмы 2 машины мощностью 6000 и.л.с. 4 котла
 Максимальная скорость на испытаниях 33.6 узла Дальность плавания 2000 миль. Экипаж 4 офицера и 53 матроса
 


Эскадренный миноносец "Боевой"
(до 9 марта 1902 года - "Сом")
1898 - 1904

Заложен в октябре 1898 года на верфи Laird Brothers, (Биркенхед, Великобритания). Спущен на воду 15 июля 1899 года. Вступил в строй 18 июля 1900 года. 23 апреля 1901 года корабль прибыл в Порт-Артур. В ночь на 29 января 1904 года столкнулся с миноносцем "Стерегущий" и получил пробоину в правом борту. к 3 марта 1904 года отремонтирован. В ночь на 10 июня 1904 года поврежден огнем японцев. 10 июля 1904 года поврежден торпедой с минного катера броненосца "Микаса". Взорван в ночь на 20 декабря 1904 года перед сдачей крепости.
 Водоизмещение 412 т. Размерения 65/64.9x6.55x1.91 м
 Воружение 75/50 - 1, 5 - 47/35 Гочкиса, 2 ТА 381 мм
 Бронирования нет
 Механизмы 2 машины мощностью 6000 и.л.с. 4 котла
 Максимальная скорость на испытаниях 27.9 узла Дальность плавания 1578 миль. Экипаж 4 офицера и 58 матросов


Эскадренный миноносец "Прыткий"
(до 9 марта 1902 года - "Сокол")
1894 - 1922

 31 января 1895 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в ноябре 1894 года заложен на судоверфи фирмы "Ярроу" в Глазго (Великобритания), спущен на воду 10 августа 1895 года, вступил в строй 26 октября 1895 года. 16 октября 1895 года прибыл из Англии в Кронштадт. До 27 сентября 1907 года классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и главных механизмов в 1909-1910 годах на Моторостроительном заводе в Гельсингфорсе, с заменой трубок в котлах и котельных кожухов. В 1915 году было установлено тральное оборудование. 1 мая 1915 года переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны осуществлял боевое траление в Финском и Ботническом заливах, нес дозорную, конвойную и посыльную службы. В январе 1916 года был передан 2-му дивизиону дивизии траления и использовался как посыльное судно и тральщик. Участвовал в февральской революции. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. С 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 2 августа 1918 года возвращен в класс миноносцев и убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу. 24 августа 1918 года прибыл в Нижний Новгород и вошел в состав Волжской военной флотилии. С 20 октября 1918 года входил в состав Азово-Каспийской военной флотилии, с 31 июля 1919 года - в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года - в состав Морских сил Каспийского моря. В августе-октябре 1918 года участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама, в низовьях реки Волга и в 1919-1920 годах - на Каспийском море. 16 августа 1922 года был разоружен, исключен из состава РККФ и сдан Комгосфондов для разборки.
 Водоизмещение полное 241.5 т. Размерения 58x5.6x2.24 м
 Воружение 1 - 75/50, 3 - 47/35 Гочкиса, 2 ТА 456 мм
 С 1912 года 2 - 75 мм, 2 пулемета, 2 ТА 381 мм Бронирования нет
 Механизмы 2 машины мощностью 3800 л.с. 8 котлов Ярроу, 2 винта
 Максимальная скорость на испытаниях 30.285 узла Дальность плавания 2500 миль. Экипаж 5 офицеров и 43 матроса



Миноносец "Лейтенант Пущин" (типа "Громкий")
(до 26 марта 1907 года - "Задорный")
1904 - 1916

 30 июня 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 4 января 1904 года заложен на стапеле завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в ноябре 1904 года, вступил в строй в августе 1907 года. До 27 сентября 1907 года классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1912 годах в Севастопольском порту, с заменой котлов и артиллерийского вооружения. В первый же день войны, находясь в составе дозорного дивизиона ("Живучий" и "Жаркий", получил серьезные повреждения (разрушены носовая оконечность корпуса и мостик), при попытке атаковать торпедами германо-турецкий линейный крейсер "Гебен". Ремонт занял 20 суток. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам войск Кавказского фронта, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота. 25 февраля 1916 года при следовании на разведку в районе Варны (мыс Иланджик), подорвался на болгарской мине заграждения, переломился пополам и затонул.
 Водоизмещение 426 т. Размерения 64.0x6.4x2.03 м
 Воружение первоначальное 3 НТА - 381 мм, 1 - 75 мм, 5 - 47 мм
 Бронирования нет
 Механизмы 2 паровые машины мощностью 5500 л.с. 4 котла, 2 винта
 Cкорость 24 узла Дальность плавания 1370 миль. Экипаж 4 офицера и 64 матроса

 


Эскадренный миноносец "Искусный"   (типа "Лейтенант Бураков")
1905 - 1925

 02 апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1905 году заложен на судоверфи  завода акционерного общества "Forges et Chantiers de la Mediterranee" в Ла-Сене (Франция),  спущен на воду 11 июля 1905 года, вступил в строй в январе 1906 года  27 сентября 1907 года переклассифицирован в эсминец. Прошел капитальный ремонт корпуса  и главных механизмов в 1912-1913 годах на Кронштадтском пароходном заводе с заменой  трубок в котлах и установкой устройств для постановки мин. 10 сентября 1914 года  переклассифицирован в посыльное судно и передан в распоряжение южного района  Службы связи Балтийского моря. 12 января 1915 года был возвращен в класс эсминцев
 и вошел в 4-й дивизион 1-ой минной дивизии.
 25 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 С 09 по 15 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,  где был сдан на долговременное хранение в порт. 21 апреля 1921 года  вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 9 января 1924 года  сдан Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ.

 Водоизмещение 402 тонны Размерения 56.6x6.35x3.35 м
 Воружение 2 - 75/50, 6 пулеметов, 2 НТА 456 мм, 10 мин заграждения
 Бронирования нет
 Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 5700 л.с. 4 котла Нормана, 2 винта
 Скорость 25.3 узла Дальность плавания 1000 миль. Экипаж 4 офицера и 63 матроса

 

Русско-японская война показала относительную слабость торпедного и артиллерийского вооружения миноносцев., непригодность 47-мм и 57-мм орудий в качестве их вооружения. Калибр торпедных аппаратов также начали увеличивать до 456-мм. Это способствовало становлению нового облика эсминца — корабля большого водоизмещения (до 2000 тонн) с сильным вооружением.

Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904—1905 гг. К этому классу были отнесены бывший подкласс миноносцев - "Минные крейсеры" и миноносцы, построенные с учётом опыта русско-японской войны (1904-1905 гг.), у которых в главной энергетической установке, всё ещё использовались поршневые паровые машины.

 В сравнении с миноносцами, имеющими весьма ограниченную дальность плавания, у эсминцев, вследствие увеличения абсолютных размерений корпуса, были обеспечены: увеличеный запаса топлива, возможность применения более мощной энергетической установки, повышенная мореходность в условиях волнения, повышенная живучесть, улучшенные условия обитаемости для экипажа, увеличенная мощность артиллерийского и торпедного вооружения.

 Таким образом, термин "эскадренный миноносец", в определении нового класса корабля, является исключительно русского происхождения, он отражает дополнительные функциональные возможности "миноносца" по взаимодействию с главными силами флота в составе эскадры.  С позиции русской системы классификационной идентификации боевых кораблей, к классу "Эсминец", относятся все миноносцы и контр-миноносцы, построенные с учётом опыта русско-японской войны.

 

 

 
Эскадренный миноносец "Твердый"
(после 19 сентября 1923 года - "Лазо")
1904 - 1927

 

 Заложен в 1904 году на заводе Крейтона в Санкт-Петербурге. в 1905 году начат сборкой во Владивостоке. Спущен на воду 19 сентября 1906 года Испытан 1 марта 1907 года. Принят в казну 21 июня 1907 года. Захвачен японцами 30 июня 1918 года, возвращен 25 октября 1922 года. Сдан на слом 29 апреля 1927 года
 Водоизмещение 297 т. Размерения 58.4x5.6x2.3 м
 Воружение 1 - 75/50, 3 - 47/35 Гочкиса, 2 ТА 456 мм
 С 1913 года 2 - 75 мм, 2 пулемета, 2 ТА 456 мм Бронирования нет
 Механизмы 2 машины мощностью 3800 л.с. 4 котла Ярроу, 2 винта
 Максимальная скорость на испытаниях 24.83 узла Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 4 офицера и 60 матросов
 


Эскадренный миноносец "Расторопный"
1905 - 1925

 2 апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1905 году заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 8 мая 1907 года, вступил в строй 1 апреля 1908 года. До  1907 года классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт главных и вспомогательных механизмов в 1914 году на Моторостроительном заводе в Гельсингфорсе, с заменой трубок в котлах.
В период первой мировой войны участвовал в обороне Рижского залива, обеспечении и прикрытии минно-заградительных операций, эскортирование и противолодочной обороне главных сил флота. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 23 сентября 1918 года был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и 18 ноября 1918 года вошел в состав Азово-Каспийской военной флотилии. С 31 июля 1919 года входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года - в состав Морских сил Каспийского моря. В декабре 1918 года участвовал в обороне северной части Каспийского моря, в мае 1919 года вел бои с белогвардейцами у острова Чечень, летом 1919 года - под Царицыным. В мае 1920 года участвовал в Энзелийской операции Волжско-Каспийской военной флотилии. В августе 1922 года был разоружен и сдан Бакинскому военному порту на хранение, а 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ с передачей Комгосфондов для реализации.
 Водоизмещение полное 382 т. Размерения 64x6.4x2.59 м
 Воружение 2 - 75/50, 6 пулеметов, 2 ТА 456 мм, 18 мин заграждения
 Бронирования нет
 Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью 4400-6100 л.с. 4 котла Нормана, 2 винта
 Cкорость 26 узлов Дальность плавания 800 миль. Экипаж 4 офицера и 63 матроса
 

Эскадренный миноносец "Внимательный"   (типа "Инженер-механик Зверев")
1905 - 1925

 2 апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота,  16 мая 1905 года заложен на судоверфи завода "Шихау" в Эльбинге (Германия),
 спущен на воду 07 февраля 1906 года, вступил в строй весной 1906 года.
 27 сентября 1907 года переклассифицирован в эсминец.
 Прошел капитальный ремонт корпуса и главных механизмов в 1910-1911 годах  на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге с заменой котлов.
 В период первой мировой войны входил в состав 1-ой минной дивизии.
 В 1915-1916 годах прошел капитальный ремонт корпуса с заменой трубок в котлах.
 25 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 С 11 по 20 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,  где был выведен в резерв. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил  Балтийского моря. В октябре 1921 года был оборудован тральным устройством и  переклассифицирован в тральщик. В 1921-1922 годах участвовал в боевом тралении в Финском заливе.
 С 03 сентября 1924 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении,  а 24 февраля 1925 года сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ.

 Водоизмещение 450 т. Размерения 63.55x7.01x3 м
 Вооружение 3 НТА - 456 мм, 2 - 75 мм, 6 пулеметов
 Бронирования нет
 Механизмы 2 паровые машины мощностью 6,073 л.с. 4 котла Шихау, 2 винта
 Cкорость 28.6 узла Дальность плавания 960 миль. Экипаж 4 офицера и 66 матросов



Эскадренный миноносец "Украйна"  
(с 15 июня по август 1920 года - "Карл Маркс")
(с 10 декабря 1923 года - "Бакинский Рабочий")
1904 - 1961

 11 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота,  в январе 1904 года заложен на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге,
 спущен на воду 21 сентября 1904 года, дата приемных испытаний - 5 мая 1905 года.
 До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
 С 1909 года в составе 1-ой минной дивизии.
 Принимал участие в февральской революции. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по  Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав Волжско-каспийской военной  флотилии. С 5 июля 1920 года входил в состав Морских сил Каспийского моря и с 27 июня 1931 года -  Каспийской военной флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами  в районе Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес визиты в Энзели.
 Прошел капитальный ремонт в 1922-1923 годах и с 17 февраля 1929 года по 1 июня 1931 года.
 23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны  обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года).
 18 июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Баку для использования  в качестве учебного судна, а в июле 1961 года использован в качестве мишени и потоплен в районе Баку  при обеспечении боевых упражнений. В августе 1964 года был поднят аварийно-спасательной службой Каспийской  флотилии и разобран на металл.

 Водоизмещение 630 т. Размерения 73.2x7.24x3.35 м
 Воружение 2 - 75 мм, 4 - 57 мм, 4 пулемета, 3 НТА 456 мм
 С 1910 года 2 - 102/60, 1 - 37 мм, 2 НТА 456 мм
 С 1916 года 3 - 102/60, 1 - 40 мм (зенит.), 2 пулемета
 Бронирования нет
 Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения завода "Вулкан", Штеттин, 7020 л.с. 4 котла Нормана, 2 винта
 Скорость максимальная на испытаниях 26.92 узла Дальность плавания 1105 миль. Экипаж 7 офицеров и 83 матроса



Эскадренный миноносец "Финн"  
(с февраля 1919 года - "Карл Либкнехт")
1904 - 1925

 

 11 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в июне 1904 году заложен на судоверфи  завода акционерного общества "Сандвикский кораблестроительный док и механический завод" в Гельсингфорсе,  спущен на воду 22 марта 1905 года, дата приемных испытаний - 4 августа 1906 года.
 До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 годах  на заводе акционерного общества "Крейтон и К°" в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах и перевооружением.
 В 1914-1915 годах на Сандвикском заводе отремонтированы главные механизмы.
 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 С 10 по 16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт и был выведен в резерв.
 7 октября 1918 года ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и в ноябре 1918 года вошел  в состав Азово-Каспийской военной флотилии. В годы гражданской войны участвовал в боях с белогвардейцами  и английскими интервентами в северной части Каспийского моря.
 5 мая 1919 года захватил белогвардейский пароход "Лейла".
 В апреле 1920 года вел артиллерийский бой с 2 вспомогательными крейсерами противника, принимал капитуляцию  форта Александровский, а в мае 1920 года был флагманским кораблем при проведении Энзелийской операции.
 С 31 июля 1919 года входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года - в состав Морских  сил Каспийского моря. 24 апреля 1920 года был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
 В сентябре 1921 года содействовал частям РККА в ликвидации буржуазно-националистических банд в Ленкоранском уезде.
 В январе-мае 1923 года - стационер в Энзели. 13 июня 1923 года был сдан Бакинскому военному порту на  долговременное хранение, а 1 декабря 1925 года исключен из состава РККФ с передачей Комгосфондов для разборки.


 


Эскадренный миноносец "Охотник"  
1905 - 1917


 13 октября 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в марте 1905 года заложен на судоверфи  завода акционерного общества "В. Крейтон и К°" в Або,  спущен на воду в январе 1906 года, дата приемных испытаний - июнь 1906 года.
 До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1911-1912  годах на заводе акционерного общества "Крейтон и К°" в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах.
 14 августа 1915 года при постановке минного заграждения в районе Люзерота подорвался на мине заграждения противника,  но остался на плаву и самостоятельно прибыл на базу для устранения повреждений.
 16 сентября 1917 года во время несения дозора в Ирбенском проливе вторично подорвался на мине, выставленной  германским самолетом и затонул.

 


Эскадренный миноносец "Всадник"  
(с 31 декабря 1922 года - "Сладков")
1905 - 1947

 2 апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в марте 1905 года заложен на судоверфи завода  акционерного общества "Германия" в Киле,  спущен на воду 24 августа 1905 года, дата приемных испытаний - апрель 1906 года.
 До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов  с перевооружением в 1910-1911 годах на заводе акционерного общества "Ланге и сын" в Риге.
 В 1914-1915 годах на Сандвикском заводе были заменены трубки в котлах и отремонтированы главные механизмы.
 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 12 апреля 1918 года из-за невозможности проводки во льдах был оставлен в Гельсингфорсе,  где был интернирован германским командованием. По условиях Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения  с 5 по 7 мая 1918 года совершил переход в Кронштадт. 14 июня 1919 года участвовал в подавлении мятежа на форту  "Красная Горка", 21 октября 1919 года - обороне Петрограда,
 8 и 11 ноября 1919 года прикрывал и обеспечивал тральные работы. В июле 1919 года был прикомандирован в Онежской  военной флотилии и 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 18 октября 1928 года был передан  Комгосфондов для разборки на металл и 20 июля исключен из состава РККФ.


 


Эскадренный миноносец "Лейтенант Шестаков"  
1906 - 1918

 16 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота,  24 января 1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве,  спущен на воду в августе 1907 года, вступил в строй 18 сентября 1909 года.
 До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
 Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота.
 В период первой мировой войны находился в составе 3-го дивизиона минной дивизии Черноморского флота,  с сентября 1916 года - в отряде особого назначения, предназначенного для поддержки левого фланга Румынской армии.
 В 1915 году прошел капитальный ремонт котлов и машин с установкой 2 47-мм зенитных орудий, увеличением числа принимаемых мин.
 16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск,  где 18 июня 1918 года по приказу Советского правительства, во избежании захвата германскими войсками, был затоплен  в Цемесской бухте экипажем. 10 декабря 1927 года поднят Черноморской партией ЭПРОН и, ввиду нецелесообразности  восстановления, сдан "Рудметаллторгу" для разборки.

 
 


Эскадренный миноносец "Новик"  
(с 13 июля 1926 года - "Яков Свердлов")
1910 - 1941


 4 апреля 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 18 июня 1910 года заложен на судоверфи  Путиловского завода, спущен на воду 21 июня 1911 года, вступил в строй 21 сентября 1913 года.
 Входил в состав бригады крейсеров Балтийского флота. В период первой мировой войны  участвовал в минно-заградительных операциях флота ( в том числе у берегов Германии).
 17 августа 1915 года вступил в бой с германскими эсминцами "V-99" и "V-100".
 С 1916 года - флагман минной дивизии Балтийского флота.
 В мае 1916 года участвовал в разгроме германского конвоя в Норчепинской бухте.
 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 С 9 сентября 1918 года по 1925 года находился в Петроградском военном порту  на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и  11 января 1935 года в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел модернизацию  с 26 сентября 1925 года по 30 августа 1929 года и капитальный ремонт с 28 ноября 1937 года  по 8 декабря 1940 года. 23 апреля 1940 года был выведен из боевого состава флота,  передан в отряд учебных кораблей и переклассифицирован в учебный эсминец.
 23 июня 1941 года был возвращен в боевой состав флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал  в обороне Палдиски и Таллина, нес конвойную службу. 28 августа 1941 года погиб у острова Мохни в  Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения при переходе флота из Таллина в Кронштадт.
 



Эскадренный миноносец "Автроил"
(с 3 января 1919 года - эскадренный миноносец эстонского флота "Леннук"["Lennuk"])
(с 23 августа 1933 года - эскадренный миноносец перуанского флота "Алмиранте Гуиссе"["Almirante Guise"])
1913 - 1948


 28 сентября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 6 сентября 1913 года заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и К°" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 31 декабря 1914 года, вступил в строй 30 июля 1917 года. Во время гражданской войны участвовал в боях против германских войск и эстонских буржуазных националистов. Выставлял мины у Шепелевского маяка в Финском заливе. С 8 декабря 1918 года входил в состав действующего отряда кораблей. 27 декабря 1918 года сел на мель в Районе Таллина и был захвачен англичанами. Был передан Эстонской республике и вошел в состав ее военного флота. 23 августа 1933 года был продан республике Перу и до 1948 года входил в состав ее ВМС.
 


Эскадренный миноносец "Победитель"  (типа "Орфей")
(после 31 декабря 1922 года - "Володарский")
1913 - 1941


 28 сентября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в ноябре 1913 года заложен  на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 23 октября 1914 года,  вступил в строй 23 октября 1915 года. Входил в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.
 С 10 по 16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
 С октября 1918 года по ноябрь 1919 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
 24 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и  11 января 1935 года - в состав Краснознаменного Балтийского флота.
 Прошел капитальные ремонты в 1923-1924 годах и 1934-1937 годах С 1 по 10 сентября 1934 года ненес визит в Гдыню (Польша).
 Во время советско-финляндской войны обстреливал укрепления противника на островах Финского залива (в декабре 1939 года).
 В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Рижского залива и Таллина. 28 августа 1941 года погиб у острова  Мохни в Финском заливе от подрыва на мине заграждения при переходе из Таллина в Кронштадт.

 


Эскадренный миноносец "Капитан I ранга Миклухо-Маклай"   (типа "Гавриил")
(до 14 июня 1915 года - "Капитан Кингсберген")
(с 18 декабря 1918 года - "Спартак")
(с 3 января 1919 года - эстонский миноносец "Вамбола"["Wambola"])
(с 1933 года - перуанский миноносец "Алмиранте Виллар"["Almirante Villar"])
1914 - 1955

 28 сентября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского флота,  23 октября 1914 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге,  спущен на воду 14 августа 1915 года, вступил в строй 14 декабря 1917 года.
 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
 10 и 14 августа, 8 октября 1918 года выставлял мины на подходах к Кронштадту, входил в состав ДОТ.
 26 декабря 1918 года сел на мель банки Девельсей в районе Таллина и был захвачен англичанами.
 3 января 1919 года передан Эстонской республике.
 19 февраля 1919 года после восстановительного ремонта был введен в строй.
 23 августа 1933 года продан эстонским правительством республике Перу и до 1955 года входил в состав ее ВМС.


 



Эскадренный миноносец "Шаумян"   (типа "Гаджибей")
(до 5 февраля 1925 года - "Левкас")
1916 - 1942

 Заложен 23 мая 1916 года в Николаеве на верфи "Руссуд" треста "Наваль-Россуд",  спущен 10 октября 1917 года, вступил в строй 10 декабря 1925 года и в этот же день вошел в  состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 года по 16 июля 1930 года и в 1935 году.
 С 11 января 1935 года входил в состав ЧФ. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя в 1941-1942 годах, высадке десанта  в Феодосию 29 декабря 1941 года, осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную службу.
 3 апреля 1942 года в районе Геленджика в результате грубой навигационной ошибки на скорости 18 узлов выскочил на камни,  пробил днище и лег на грунт. Снять корабль с мели не удалось и 3 июня 1942 года после разоружения он был исключен из состава ВМФ  и впоследствии разрушен штормами и авиацией противника. После войны разобран на металл.

 

 Качественным этапом в развитии эсминцев явилось применение на них энергетических установок с паротурбинными двигателями, обеспечивших преодоление скоростного барьера - 30 узлов. В ходе первой мировой войны определились дополнительные функции эсминцев, используемых в качестве многоцелевых кораблей, что оказало влияние на развитие устанавливаемого на них вооружения, включая минное и противолодочное.

В конце войны, англичане, с учётом опыта противодействия германским эсминцам, и тенденции увеличения мощности артиллерийского вооружения устанавливаемого на германских эсминцах, впервые определили новый подкласс эминца - "Лидер эскадренных миноносцев", основным назначением которого являлось обеспечение повышения эффективности совместного торпедного удара наносимого группой эсминцев, путём вывода этой группы в торпедную атаку и обеспечение её артиллерийской поддержки. В отличие от "стандартных эсминцев", "лидер эсминцев" имел несколько большую скорость полного хода, большую дальность плавания и более мощное артиллерийское вооружение. Эти превосходные качества достигались за счёт несколько больших абсолютных размерений корпуса при сохранении прежних его обводов и применения более мощной энергетической установки. Естественно, это привело к увеличению водоизмещения и себестоимости корабля. Поэтому, английские лидеры эсминцев строились в отношении: один "лидер" на семь "эсминцев".


Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1 — 1,5 тыс. тонн, скорость 30 — 37 узлов (55 — 68,5 км/ч) паровые турбины, котлы с нефтяными форсунками, до 4 трёхтрубных 450- или 533 мм торпедных аппаратов, до 5 орудий калибра 88 мм или 102 мм.

Во время Первой мировой войны стороны, при весьма незначительном использовании крупных боевых кораблей, активно использовали эсминцы для набеговых операций, патрулирования, постановки минных заграждений. Первый выстрел на море в этой войне совершил 5 августа 1914 г. эсминец «Ланс» британской 3-ей флотилии при столкновении с немецким вспомогательным минным заградителем «Кёнигин Луизе». Первым британским затонувшим кораблём стал лидер 3-ей флотилии крейсер-скаут «Амфион», подорвавшийся на мине, установленной тем самым минным заградителем.

Эсминцы участвовали в ряде морских сражений: в стычках, приведших к бою в Гельголандской бухте, в битве у Галлиполи, где они, помимо защиты основных сил флота, служили в качестве транспортов для перевозки войск и в качестве их артподдержки, свыше 80 британских эсминцев и около 60 немецких принимали участие в самом большом морском сражении I Мировой — Ютландском бое.

Во время войны эсминцы получили новое назначение — защищать флот от подводных атак. Подводные лодки, активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того, как они погрузятся — либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадку и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо либо под килем корабля.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger) 29 октября 1914 г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry) успешно потопил лодку U.18. Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря 1916 г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn).
 

Еще материалы по теме:

Подводные лодки Российского Императорского Флота
Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 1
Броненосцы Российского Императорского Флота. Часть 2

Линкоры Российского Императорского Флота
Крейсера Российского Императорского Флота
Миноноски и миноносцы Российского Императорского Флота

Эскадренные миноносцы Российского Императорского Флота

 

 

Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря

 

 

Круглые суда адмирала Попова. Часть 2. Закладка «Новгорода»

Круглые суда адмирала Попова. Часть 3. «Вице-адмирал Попов»

Круглые суда адмирала Попова. Часть 4. Поповки в Русско-турецкой войне и новые идеи

Круглые суда адмирала Попова. Часть 5. Императорская яхта «Ливадия»


Русский флот. Изданiе Великаго Князя Александра Михайловича


Источники:
http://navsource.narod.ru/
http://commi.narod.ru/
http://russ-flot.narod.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://traditio-ru.org/

Категория: ВМФ | Добавил: nik191 (22.01.2013)
Просмотров: 11767 | Теги: история, Эсминцы, Россия | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz