Кронштадт. Выход броненосной эскадры в Трапезунд для практического плавания под флагом вице-адмирала Бутакова 1-го
Броненосные суда Балтийского моря
Вероятно читателям «Всемирной Иллюстрации» будет интересно узнать некоторые подробности о судах нашего флота, которые плавают на водах Балтийского моря и готовы в данную минуту защищать наши прибрежья, от чьих бы то ни было притязаний.
До сих пор русский флот безраздельно владычествовал над Балтикой, и хотя в период восточной войны он, благодаря нашей беспечности, должен был поневоле прибегнуть под защиту береговых укреплений, но парусным судам, из коих преимущественно состояли в то время наши эскадры, было немыслимо вступать в бой с паровыми судами англичан и французов.
Это грустное для русских моряков время миновало довольно благополучно: ни один русский флаг не попал в руки неприятелей. Тяжелый урок послужил нам в пользу, мы деятельно приступили к постройке паровых судов и в скором времени наши эскадры винтовых кораблей и фрегатов заняли видное место в рядах военных судов всех наций.
Французы и англичане удивлялись ловкости наших матросов, не могли перещеголять их в быстроте и отчетливости морских работ и эволюций и поневоле уступали первое место в гонках на шлюпках, как под веслами, так и под парусами. Лучший фрегат красовался под русским флагом (винтовый фрегат «Генерал-Адмирал»); наши эскадры бороздили воды Средиземного моря; по нескольку русских вымпелов единовременно находились и у берегов Японии, и на водах Тихого и Атлантического океанов: наши моряки являлись представителями России в Соединенных Штатах, скрепляя, не особенно приятную для наших тайных и явных врагов, дружбу Янков с Московитами.
В начале текущего десятилетия, начинают вводиться в артиллерии нарезные орудия громадного калибра. Деревянные стены прежних судов не представляют надежной защиты огромным стальным снарядам Армстронга, Круппа и др. изобретателей, и следовательно военные корабли уже не могут подходить к неприятельским берегам, разрушать береговые укрепления, блокировать порты; они могут драться лишь между собою.
Американская практическая изобретательность придумывает обшивать суда толстыми железными плитами; появляется новый род судов: броненосцы, и успех первого из них «Монитора», превосходит все ожидания. Небольшое, едва выходящее из воды, судно с круглой вращающейся башней, в которой стоят два орудия большого калибра, безнаказанно приближается к нескольким судам, жжет, топит, срывает своими снарядами береговые укрепления и уходит цело и невредимо.
Ядра разбиваются о его стены, бомбы лопаются на его палубе, не причиняя видимого вреда. Пробуют взять по-старому, на абордаж, бросаются на его палубу, ищут люков, но тщетно: всюду железо и одно железо. Люки есть, но они завинчены; стараются сломать их, а в это время башня тихо оборачивается, открывает одно из окошек, раздается выстрел и незваные гости осыпаны градом картечи, смяты, искалечены, сметены в воду. Уцелевших ошпаривают паровой помпой, подстреливают как воробьев с верху башни.
В истории судостроения, в началах корабельной архитектуры, происходит переворот. Железо вытесняет дерево, сталь вытесняет чугун. Размер этой статьи не позволяет нам подробно познакомить читателей с главными началами нового судостроения, в котором огромные железные плиты от 4 до 7 и более дюймов толщиной, изгибаются как листы бумаги, склепываются железными болтами, также легко как медник гнет и склепывает тонкие пластинки!
В настоящее время существуют три главных рода броненосцев, именно: броненосные фрегаты, которые еще подходят к прежнему типу судов, броненосные батареи, преимущественно для защиты берегов и входов в порта, и мониторы, у которых орудия помещаются во вращающейся на своем основании, обшитой броней, башне, в каждой по два орудия. Они бывают одно, двух и трех башенные, и в особенности практичны для защиты наших шхер, откуда могут неожиданно тревожить неприятеля и скрываться от преследования.
Если мы упоминаем об этом оборонительном способе войны, то это потому, что в настоящее время наш флот, по своему наличному составу, может только защищать русские берега, а отнюдь не вести наступательной войны.
В рисунке, помещенном в прошлом номере, изображено снятие с якоря нашей эскадры, находящейся в практическом плавании под начальством вице-адмирала Бутакова и отрядных начальников контр-адмирала Керна и свиты Е. И. В. контр-адмирала Отеценкова. Она сосредоточена у Транзунда и состоит из следующих судов:
Броненосные батареи:
«Кремль» (24 оруд. 360 с. 3412 т.)
«Не тронь меня» (24 ор. 450 с. 3227 т.)
«Первенец» (26 ор. 300 с. 3271 т.)
Броненосные фрегаты:
«Петропавловск» (24 ор., 800 сил машина, 6040 тонн водоизмещения)
«Севастополь» (16 ор. 800 с. 6257 т.).
Мониторы однобашенные:
«Тифон», «Стрелец», «Единорог», «Броненосец», «Латник», «Лава», «Колдун».
(по 2 орудия; по 1565 тон. водоизмещения, и по 160 сил паромашины для винта, 15 с. для вращения башни, и 20 с. для вентиляторов).
Кроме этих судов при эскадре находятся 2 винтовых деревянных фрегата о 57 и 51 орудиях с машинами в 800 и 450 сил: «Олег» и «Пересвет», два 17 пуш. винт. корвета «Варяг» и «Витязь», пароходо-фрегаты (т. е. не винтовые, а колесные) «Соломбала», «Владимир» и пароход «Ильмень». К эскадре назначены несколько винтовых канонерских лодок для посылок и опытов.
Кроме этой эскадры, в Финском заливе плавает отряд судов морского училища, под флагом контр-адмирала Римского-Корсакова, состоящий из винтового 53 пуш. фрегата «Громовой», парусного корвета «Гиляк», на который поставлена новая артиллерия, и в том числе 6 дюймовая нарезная пушка, винтовых кононерских лодок: «Марево» и «Прибой» и тендера «Кадет». Парусные яхт-шкуны: кор. «Виктория», «Волна», «Никса» и «Забава» находятся в практическом плавании с матросами учебно-гимнастической команды.
*) Кроме перечисленных нами судов, могут быть вооружены еще 12 броненосцев, 10 винтовых кораблей и фрегатов, 7 корветов и 7 клиперов, всего около 700 орудий.
В этом году все морские державы выслали свои эскадры для практического плавания, и покуда мы, по численности судов готовых к бою, занимаем третье место. Нам нет необходимости сравняться численностью военных кораблей с Англией и даже с Францией. Англия должна занимать первое место, потому, что без военного флота ее существование, как первоклассной державы, немыслимо. Флот Франции разделяется на эскадры Атлантического океана и Средиземного моря. У нас осталось покуда одно Балтийское море и прибрежье Тихого океана; для Балтики за глаза довольно бы было настоящего комплекта судов, если бы рядом с нами не появлялась новая морская держава. Северо-германский флот, недавно возникший, растет и крепнет.
Цель Пруссии ясно видна из слов короля прусского при открытии новой военной гавани в прежнем Геппенсе (Нерреns, в Ольденбурге), ныне переименованном в Вильямсгафен.
В виду этого возникающего по соседству сильного морского противника, в виду того влияния, которое имеет граф Бисмарк на решения северо-германских парламентов, которые и не подумают отказывать ему в суммах, нужных для постройки военных судов, мы должны быть на стороже и чутко прислушиваться, зорко вглядываться в те морские начинания, которые делаются около нас. Спору нет, отношения наши с Пруссией самые дружеский, но политический горизонт так изменчив, дипломатический барометр подчас так неверен, что не мешает быть во всякую минуту готовым к совершенно непредвиденным случайностям. Теперь нам достаточно эскадры из 18 судов с 323 орудиями *): быть может через год этого окажется мало.
Шестого числа будущего июля назначен Высочайший смотр в Транзунде, и те из наших читателей, которые имеют возможность сделать эту недалекую (при помощи финляндских пароходов) прогулку, вероятно будут благодарны за совет. Гостеприимство и радушие русских морских офицеров известно всем иностранцам; пора бы и соотечественникам проверить справедливость этих слухов.
Вадим Р.
Всемирная иллюстрация, 1869, № 27 (28 июня) - 52 (20 дек.)
Еще по теме
|