В ночь с 25-ю на 26-е августа нынешнего года погибло одно из лучших судов английского военного флота, а именно башенный фрегат «Каптен».
Фрегат этот находился в составе практической броненосной эскадры, плававшей в Атлантическом океане, под начальством адмирала Мильна. Сильный шторм застал эскадру в 20 милях от мыса Финистерре. «Каптен» шел в час ночи под парами за броненосным фрегатом «Лорд Иарден», на котором находился начальник эскадры адмирал Мильн. В это время «Каптен», как видно из рапорта адмирала, сильно кренился на правую сторону, имея ветер с левой.
Во втором часу ночи красный огонь его внезапно скрылся и горизонт сделался мрачным, вследствие налетевшего жестокого шквала с дождем. Час спустя ветер стих, луна осветила местность, но огня Каптена не было видно, хотя можно было ясно различать огни прочих судов.
К утру эскадра оказалась разбросанной и вместо одинадцати судов оставалось только десять. Тогда адмирал разослал суда эскадры по разным направлениям, но ни одно из них «Каптена» не встретило. По возвращении судов, они были построены в линию фронта, с промежутком в 400 саженей и двинуты адмиралом по одному направлению. Тогда только «Минотавр», «Лорд Иарден» и шедшая из порта Виго яхта «Психея» нашли некоторые из снастей «Каптена» и два опрокинутых катера.
Из 500 человек, составлявших экипаж фрегата, спаслись только 20. Из их рассказов видно, что фрегат опрокинулся; главной же причиной этого был, по их мнению, верхний мостик, представлявший напору ветра, в момент гибели, площадь в 9,000 квадратных фут. На «Каптене» погиб в числе прочих и знаменитый строитель его капитан Каупер Кольз.
Замечательнейшие морские авторитеты Англии признавали за «Каптеном» несомненные достоинства и считали его лучшим судном английского флота. Во время испытаний он выдерживал уже в Бискайской бухте несколько таких же страшных штормов и в донесениях адмирала, испытывавшего его, сказано было, что он «отлично выдерживает качку и легко управляется».
По мнению «Тimes», это одно из тех бедствий, которые время от времени постигают лучшия суда; в доверии же моряков к такого рода судам, по его мнению, недостатка не будет. Фрегат «Каптен» построен был по чертежам Кольза, на верфи братьев Лэрдов в Биркенхеде.
Он имел 320 футов длины и 53 фута ширины. Построен был из железа, с двойным дном и системой непроницаемых переборок. Носовая часть его вооружена была шпироном, имевшим форму лебединой груди. Палуба его возвышалась над горизонтом на 8 футов. Броневая защита в 7 д. толщины положена была по всему борту и спускалась на 5 ф. ниже грузовой ватерлинии.
Башни были покрыты 9 д. бронею. Артиллерия состояла из четырех 25 тон. орудий, поставленных в башнях, и двух 6 1/2 т. орудий, поставленных на поворотных платформах на носу и корме. Стоимость «Каптена» простиралась до 335,000 ф. стерл.
Всемирная иллюстрация. № 89 (12 сент. 1870 г.)
***
По словам газеты «United Service Gazette», подписка на фонд погибшего броненосного фрегата «Каптен» доходит уже до 330,000 рублей. Комитеты, устроенные по этому поводу в Англии, считают, что для достаточного обеспечения вдов и сирот, оставшихся после погибших на «Каптене», необходимо довести сумму пожертвований до 440,000 рублей.
***
По сведениям, заимствованным из последних парламентских документов, оказывается, что военный английский флот состоит из 586 судов, из которых в плавании находится в настоящее время 269 судов. В числе 586 судов числится 53 броненосца разных рангов. В постройке находится в настоящее время 19 судов.
Всемирная иллюстрация. № 103 (19 дек. 1870 г.)
Еще по теме
|