Напротив Большого Кронштадтского рейда в нескольких сотнях метров от Южного фарватера лежит островок с внутренней акваторией, похожий на атолл. Это Кроншлот, когда-то один из фортов крепости, а в послевоенное время станция по размагничиванию кораблей.
Нам известна официальная версия происшедшего в 1941 г. - с первых дней войны будущие академики А. Александров и И. Курчатов взялись за решение задачи защиты кораблей от неконтактных мин и буквально за пару месяцев решили ее. Рассмотрим чуть подробнее, как такая задача решалась в действительности.
Разработка неконтактных мин в Германии началась с 1928 г. Стимул для нее – запрещение Германии на создание флота. К тому же строить корабли было долго и дорого. Мины могли уравнять шансы, блокировав флот противника. Чаще других использованная в войне неконтактная мина LMB (Luftwaffe Mine B) была принята на вооружение в 1938 г. и с той поры многократно модифицировалась. Поражает изощренность инженерной мысли немецких конструкторов, реализованная за полтора десятка лет. Дадим простое перечисление вариантов взрывного механизма: магнитометры, широкоспектральные и особо низкочастотные акустические датчики, приборы кратности, часовые механизмы периодического включения, гидростатический и фото инициаторы самоликвидации, гидродинамический канал работы винтов, разнообразные ловушки. Вершина творчества – магнитометр, различающий, на каких верфях сделан корабль по особенностям магнитного поля.
Английский флот почувствовал всю опасность применения немцами магнитных мин еще в конце 1939 г., когда десяток торговых судов и несколько военных кораблей подорвались на протраленных фарватерах. Британии грозила блокада. Появилось подозрение, что применены магнитные мины. С 1936 г в Англии разрабатывались контрмеры против этого известного в принципе вида оружия. Выбрать способ защиты удалось после того как были выловлены и разоружены две мины. В мемуарах Черчилль описывает этот эпизод как крупнейшую победу. С этого момента начался заочный поединок между английскими и немецкими инженерами. Англичане отрабатывали методы размагничивания кораблей и создания всё новых комбинированных тралов.
В СССР в 1937 г. ЛФТИ (теперь Физ-Тех. им. Иоффе) под руководством А. Александрова были начаты исследования по размагничиванию боевых кораблей. Компенсация магнитного поля осуществлялась током, пропущенным по смонтированной по всей длине корабля горизонтальной обмотке. Неторопливо шел исследовательский этап. Отработали специальный измерительный магнитометр, провели работы с лидером «Ленинград» в сухом доке. С 1938 года работы велись на линкоре «Марат». Как раз к июню 1941 система размагничивания линкора была налажена.
Реакция на начало войны и постановку мин несколько различалась на Балтийском и Черноморском флотах. На Балтике 23 июня 1941 г. в районе о. Хиума подорвался и затонул эсминец, через несколько часов получил серьезные повреждения крейсер "М. Горький", через сутки в районе Таллина подорвался и погиб тральщик "БТЩ-208". Надежды на преодоление кризиса связывали с работой группы Александрова. 29 июня 1941 г. вышел приказ Наркомата ВМФ, наметивший мероприятия по оборудованию кораблей размагничивающими устройствами. Заданы сроки: завершения разработки – 1 июля, после этого проведение монтажа: на быстроходных тральщиках - в течение 2 дней на каждом из кораблей, на эсминцах - 3 дней, на крейсерах 5 и на линкорах 8 дней. Началась лихорадочная работа – изготавливали крепеж, собирали по городу кабель, проводили укладку и регулировку. К концу августа было оснащено более 50 кораблей. Курчатов, присоединившийся со своей лабораторией к группе Александрова, в начале августа был направлен на Черноморский флот.
В Севастополе реакция на постановку магнитных мин была менее технически подготовленной, но более организованной. Уже в первом налете на базу 22 июня зафиксировали сброс мин. Две мины упали на сушу и взорвались. Рейды протралили, но это не помогло. Начались потери: 22.06 – буксир, 24.06 – кран, 30.06 – шаланда, 1.07 – эсминец. Вокруг базы организовали посты наблюдения, расставили катера, которые помечали вешками места сброса мин. Часть их удалось подорвать глубинными бомбами. 5.07 минеры разоружили первую мину. Помогло выжить чудо. Она упала в воду на глубине менее метра. Вода смягчила падение, не сработал инерционный взрыватель. А гидростат не включился без погружения. С этого момента борьба стала осознанной. 8 июля прибыла группа сотрудников ЛФТИ с магнитометрами и началось оснащение кораблей. Кроме них 4 августа 1941 г. в Севастополь приехала группа морских офицеров Великобритании, в составе которой находились два специалиста по размагничиванию кораблей. Они доставили несколько образцов более совершенного магнитометра «Pistole». С их помощью удалось перейти к более простому и эффективному способу безобмоточного размагничивания, когда свойства корпуса меняют «натирая» борт проводником с мощным током. Способ был более прост и, к тому же, пригоден для подводных лодок, на которых нет лишнего электричества. Обмотки использовались только для окончательной настройки. Общее руководство совместными действиями специалистов двух стран осуществлял приехавший 9.08 Курчатов. Опыт работы был им обобщен и в виде инструкций передан на другие флоты.
Конечно, и потом появлялись новые мины, подрывались корабли, гибли минеры, но объединенными усилиями флотских специалистов, ученых-физиков и союзников удалось в 1941 г. избежать разгрома флота прямо в базах.
Источник: http://www.diletant.ru |