В последние годы существования Советской власти несколько таинственных поездов, окруженных слухами, байками, домыслами и пересудами, носились по всей стране.
Неделю назад такой поезд могли видеть под Ростовом, через неделю он ходко шел по Транссибу, еще через неделю литерный наделал переполох среди железнодорожников Донецка. Он бороздил просторы СССР с востока на запад и с юга на север, но избегал спускаться ниже пятидесятой параллели и никогда не заходил на Дальний Восток.
Маршрут поезда определяли задачи, выполнение которых несколько затрудняло отклонение в нижние широты. Поэтому он часто поднимался до Воркуты, Архангельска или Мурманска, откуда до Северного полюса было рукой подать.
Так он из конца в конец пересекал всю страну, будоража умы тех, кто заметил нечто необычное, что-то узнал или заподозрил. Но основная масса людей не обращала на него внимания. Поезд и поезд.
На станциях, полустанках, разъездах и переездах его, как правило, встречали зеленые светофоры, поэтому без крайней необходимости он не останавливался. И при крайней тоже. Даже если под колеса бросался самоубийца, а такое время от времени случалось, поезд продолжал свой бесконечный, стремительный бег. На узловых станциях в него не закачивалась вода, не загружались продукты, не сменялись бригады машинистов и не менялись тепловозы. Точнее, все замены происходили в дороге, все необходимое для долгого автономного функционирования имелось внутри. Потому что это был не обычный поезд.
Назывался он БЖРК «Молодец» - боевой железнодорожный ракетный комплекс. И маршрут его определялся временем подлета ракеты запускаемой с такого поезда, до конкретного объекта, расположенного на территории вероятного противника. Поэтому траектории, как правило, прокладывались через вершину планеты, за счет чего время подлета резко сокращалось.
Прим. В. Зыкова. Из Википедии: МБР 15П961 «Молодец» (индекс 15Ж61, код СНВ РС-22B, по классификации НАТО — SS-24 «Scalpel» Mod 3 (PL-4) (русск. «Скальпель») — БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс оснащенный ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) стоявший на вооружении РВСН ВС России.
Будучи замаскированным под обычный состав с рефрижераторными вагонами, «Молодец» никак не вычислялся спутниковой разведкой противника и считался почти неуязвимым.
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года.
По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.
Поэтому, к середине 80-х годов, в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком Владимиром Федоровичем Уткиным (КБ «Южное», Днепропетровск) и академиком Алексеем Федоровичем Уткиным (КБ специального машиностроения, Ленинград).
Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Мы должны были поместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 километров в час. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»
А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда?
И главное – старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили!
«Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, – позже сказал Владимир Федорович. – Мы должны были сделать этот ракетный поезд, и мы сделали его!» Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний – 12-й – сдан в 1992-м.
Лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РТ-23УТТХ производились в 1985--1987 годах на космодроме «Плесецк». Всего было произведено 32 пуска. В порядке испытаний было осуществлено 18 выходов спецпоезда по железным дорогам страны (пройдено более 400 000 километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).
Первый ракетный полк БЖРК встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к 1991 году были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК с МБР РТ-23УТТХ, в Костромской области, в Пермском крае, в Красноярском крае. В каждой из дивизии имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В состав ракетного полка БЖРК входил железнодорожный состав из трех тепловозов и 17 вагонов, включая 9 платформ, на которых размещались три пусковые установки (ПУ) с ракетами.
Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.
Прим. В. Зыкова. Да, припоминается этот скандал со шпионским контейнером, было. Правда, тогда в прессе, кажется, не говорили, что же так интересует американцев.
Железнодорожные комплексы обладали высокой мобильностью, что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции (до 1 000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки километров). Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР, определяли вероятность поражения состава «советского ядерного поезда» всего в десять процентов, при использовании для нападения 150-ти МБР.
Проблемными являлись задачи обнаружения, идентификации, и наблюдения за БЖРК с применением современных средств космической разведки в реальном масштабе времени.
Вследствие высокой мобильности, хорошей маскировки и постоянного изменения местонахождения БЖРК были практически неуязвимы. В отличие от подводных лодок, их очень трудно обнаружить и нейтрализовать. Практически - это было оружие последнего удара. Гарантия возмездия в случае атомной атаки на нашу страну.
С 1991 года, после встречи лидеров СССР и Великобритании, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны.
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелись 12 поездов с 36 пусковыми установками. Утилизация «ракетных поездов» была полностью профинансирована правительством Великобритании и проведена в рекордно короткие сроки на Брянском ремонтном заводе РВСН, для этого даже была импортирована и смонтирована специальная «разделочная» линия. В июне 2003 года пустили под нож первый поезд стратегического назначения. Спустя еще два года, последний БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства и после годового пребывания на базе хранения отправлен на утилизацию.
В.З. СНВ-II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован парламентами обоих государств, он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.
Были уничтожены все поезда и пусковые установки, кроме двух, демилитаризованных и установленных в качестве экспоната в музеях железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и ещё одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.
В.З. 5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов.
***
Газетой «Комсомольская правда» было опубликовано интервью с командующим Ракетными войсками стратегического назначения Сергеем Каракаевым, в котором он рассказал о возможности введения в состав РВСН Боевых железнодорожных комплексов. ...по его словам, в настоящий момент ведутся работы, которые позволят повторно создать эти комплексы, но решение об их возрождении еще не принято окончательно.
Большинство военных экспертов сходятся в одном мнении, они считают, что для России самым рациональным, в свете возможной угрозы для безопасности, станет выход из договора по СНВ для того, чтобы создать те типы вооружений, которые сейчас подлежат ограничениям. Так, к примеру, они считают, что восстановление боевых железнодорожных ракетных комплексов, дало бы повод задуматься многим заокеанским стратегам, планирующим развернуть ЕвроПРО.
По условиям Договора СНВ-2, с вооружения РВСН были сняты БЖРК, оснащенные твердотопливными ракетами РТ-23 «Молодец», в которую входило 10 боезарядов. Однако, по мнению военных экспертов, большая часть наземной инфраструктуры БЖРК сохранилась в достаточной степени для организации быстрого их восстановления.
Остается один достаточно сложный момент, связанный с вооружением БЖРК, так как наладить производство ракет «Молодец» в сегодняшних условиях нереально, тем более что их производство находилось на Украине, на механическом заводе Павлограда.
Однако, как считает бывший командир Костромской ракетной дивизии генерал-майор Виктор Шмонов, вооружить новые БЖРК можно «Тополем-М» или, что станет даже более эффективным, можно использовать «Ярс», основной особенностью которого является возможность несения нескольких боезарядов, что подтверждают проекты созданные МИТ.
...БЖРК можно восстановить за короткий промежуток времени, ведь наработки по этому вопросу остались. В этом вопросе не стоит останавливаться на полумерах.
...Повышенную выживаемость для комплекса обеспечивает не только его мобильность, но скальные железнодорожные тоннели, расположенные на маршрутах патрулирования, в которых в случае опасности можно укрыть состав. Конечно, эксплуатация БЖРК требует огромных финансовых вложений, но на кону безопасность страны.
Именно поэтому сделанное командующим РВСН Каракаевым заявление о том, что начаты работы по возможному воссозданию этих ракетных комплексов, стало очень своевременным. И вскоре должно быть принято окончательное решение по этому вопросу.
Владимир Зуев, Краматорск, 23 февраля 2012 года
Источник: http://kramtp.info |