Морское дело
Оборона берегов Черного и Азовского морей
Для обороны берегов Черного и Азовского морей имеются в настоящее время два укрепленных пункта, а именно Керчь и Николаев, заменившие собой Севастополь.
Цель укрепления Керчи заключается в закрытии входа в Азовское море, для обеспечения всех находящихся там портов.
Укрепления же Николаева построены для прикрытия арсенала и других учреждений морского ведомства. Вместе с тем пункты эти могут служить убежищем всем пароходам «Общества пароходства и торговли», число которых доходит до 70, а также и другим коммерческим судам.
Опасаясь нападения неприятельского флота на Николаев, приступлено было, еще во время восточной войны, к постройке нескольких земляных батарей, для обстреливания Буга. В настоящее время батареи эти утолщены, возвышены и усилены новыми батареями.
Посреди Буга расположена сильная Константиновская батарея, соединенная с правым берегом каменной плотиной. Влево от батареи сделано также заграждение, вплоть до самого берега.
Кроме того, в Николаеве имеется большой запас подводных мин, которые, будучи опущены в воду, задержат неприятельский флот под огнем батарей. С тыла, батареи правого и левого берегов обеспечены отдельными редутами долговременной профили.
Береговые батареи удалены от порта на 8 верст, для обеспечения его от бомбардирования. Для атаки же Николаева неприятельский флот должен будет подняться вверх по Бугу на 35 верст, при чем вышина берегов и небольшая ширина реки представляют обороняющемуся значительные преимущества, так как недостаток места не позволит неприятелю развернуть свои силы и суда его неминуемо подвергнутся превосходному огню обороняющегося.
Керченская крепость, независимо от защиты входа в Азовское море, имеет еще целью воспрепятствовать неприятелю овладеть Крымским полуостровом. Не смотря на то, что работы по укреплению Керчи начались только в 1858 году, она уже и теперь сильная первокласная крепость. Еще во время Крымской войны, построено было несколько береговых батарей и приступлено было к заграждению пролива, но недостаток с нашей стороны времени и средств дали возможность неприятелю прорваться в Азовское море.
В настоящее время устроено прочное заграждение, суживающее пролив настолько, что неприятельские суда должны будут проходить не иначе, как под сильнейшим огнем батарей. Песчаные наносы впереди заграждения уширяют его и обращают постепенно в косу.—Большое же количество заготовленных подводных мин, вместе с огнем батарей, делают прорыв через пролив совершенно невозможным. С тыла береговые батареи обеспечиваются сильным фортом «Тотлебен», с двумя люнетами и отдельным укреплением перед мысом Ак-Бурунь. Большое количество казематированных помещений вполне обеспечивают от бомбандирования, как гарнизон, так и все запасы.
Недостаток хорошей воды устранен в настоящее время устройством цистерн на 300,000 ведер. Добытие изобильного количества пресной воды из колодцев дало возможность устроить водопровод. Подъезжая с сухопутной стороны к крепости, глазу представляются только низкие земляные насыпи, окаймляющие высоты. Все строения внутри крепости до такой степени хорошо скрыты, что с поля не видно ни одной крыши, ни одной трубы. Только подходя к высоко поднятому гребню гласиса, открывается крепостной вал громадной высоты. Глубокие же рвы, частью высеченные в скале, получают сильную настильную оборону из казематированных построек. Все это придает крепости совершенно особенный характер. Работы по усилению ее продолжаются, не смотря на то, что и в настоящем виде она представляет вполне надежный оплот против неприятеля.
3-го марта были произведены около Чэтэма интересные маневры, под руководством капитана Стотгерда, инструктора военной телеграфии и сигналистики при военно-инженерной школе. Целью этих опытов было наглядное ознакомление войск с употреблением электрических телеграфов и оптических сигналов. Опыты эти удались вполне. Приказания передавались посредством них быстро и верно.— Честь изобретения этой системы принадлежат Соединенным Штатам, где и были сделаны первые опыты практического применения ее к военному делу во время междоусобной войны.
Подача сигналов производится посредством более или менее быстрых движений в разные стороны флага, значка или плетеного сигнального шара, или же, ночью, посредством фонарей особого устройства. В крайних случаях, за невозможностью употреблять оптические сигналы, прибегают к сигнальному рожку или свистку. Для руководства при подаче сигналов служит особый сигнальный свод. Сигналы эти были с успехом употреблены англичанами в абиссинском экспедиционном корпусе.
В нынешнем году, как и прежде, будет составлена большая практическая эскадра, состоящая под командой старшего флагмана Балтийского Флота и разделенная на два отряда. Эскадра эта будет состоять из 7 броненосных фрегатов, 1 броненосной батареи, 2 двухбашенных броненосных лодок, 6 мониторов, 1 винтового деревяннаго фрегата, 1 колесного пароходо-фрегата, 1 парового клипера, 2 колесных пароходов и двух винтовых лодок.
Кроме большой практической эскадры будут составлены два учебных отряда, а именно: учебно-артиллерийский, состоящий из 1 броненосной батареи, 1 двух-башенной лодки, 1 монитора и 1 винтовой лодки и отряд морского училища, состоящий из 1 винтоваго фрегата, 1 парусного корвета, 2 винтовых лодок и 1 парусного тендера.
Для воспитанников же штурманского училища назначен 1 винтовый корвет. Кроме того, в плавание по Балтийскому морю назначается еще 47 судов, для разных других надобностей. В заграничном плавании будет находиться в это лето 13 судов. Всего во внутреннем и заграничном плавании от балтийского флота назначено 927 штаб и обер - офицеров, и 13,747 нижних чинов.
В морях: Каспийском, Черном, Белом и в Сибирской флотилии будут плавать 58 военных судов разных рангов.
Всемирная иллюстрация, № 69 (25 апр. 1870 г.)
Еще по теме
|