Шеньян J-8 (по кодификации НАТО – Finback) – это одноместный китайский истребитель-перехватчик, созданный Авиастроительной корпорацией в городе Шеньян. В настоящее время на вооружении ВВС НОАК находится до 300 подобных самолетов всех типов. Большую часть из них – 108 машин – составляют истребители J-8 II Finback. В перспективе их планируется заменить более совершенными машинами J-10 и J-11. Данный самолет является дальнейшим развитием конструкции достаточно успешного советского истребителя МиГ-21, при этом китайский самолет обладает большими размерами и оснащен 2-мя двигателями.
Истребитель J-8II был разработан в результате глубокой модернизации созданного в Китае в конце 1970-х годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого во многом опиралась на советский истребитель МиГ-21, который в то время выпускался в Поднебесной по лицензии. Первоначально данный истребитель имел лобовой воздухозаборник, который со временем был заменен на 2 боковых воздухозаборника, что позволило конструкторам смонтировать на самолет более мощную и совершенную БРЛС. Аэродинамическая схема китайского истребителя близка к советскому МиГ-23 и к американскому F-4 c дельтовидным крылом от советского Су-15.
Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов. Спроектированный первоначально как истребитель-перехватчик, который должен был решать задачи в интересах ПВО Китая, самолет J-8II со временем сумел трансформироваться в полноценный многоцелевой истребитель, который по ряду параметров приблизился к американским и российским истребителям 4-го поколения. В то же время конструкция планера, аэродинамика, ряд бортовых систем китайского самолета соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам 2-го и 3-го поколений. В целом же последняя версия данного самолета J-8IIM достаточно хорошо и полно характеризует китайскую самолетостроительную отрасль, которая умеет сочетать советские технологии 1960-х годов с «привитыми» к ним элементами современной российской и западной авионики и вооружений.
Работы над формированием облика нового истребителя были начаты в апреле 1981 года, а в следующем году в НИИ авиационной техники в городе Шеньян под руководством главного конструктора Гу Сонгфена начались работы по проектированию J-8II Finback. Перед коллективом китайских конструкторов стояла задача разработать истребитель завоевания превосходства в воздухе, который бы мог наносить удары и по наземным целям, а также использоваться в любых метеоусловиях. Определяющим элементом в облике истребителя J-8II стали новые боковые воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем была смонтирована моноимпульсная РЛС с крупногабаритной антенной, которая по своим характеристикам была близка к советской БРЛС «Орел».
В западных средствах массовой информации сообщалось о том, что КНР получил из Египта какое-то количество истребителей МиГ-23, ряд технических решений с которых и были внедрены в новый китайский истребитель. К примеру, воздухозаборники J-8II по конструкции очень напоминают аналогичные на МиГ-23. Также 2 подфюзеляжных киля были заменены на 1 складывающийся – решение, скорее всего, также было заимствовано у создателей МиГ-23. На новый истребитель установили 2 ТРДФ WP-1ЗА, обладающих тягой на форсаже на уровне 6730 кгс (китайский вариант двигателя Р-13-300, который стоял на истребителе МиГ-21 МФ). В целом же модернизации подверглось примерно 70% исходной версии J-8I.
Конструкция истребителя J-8II Finback представляет собой полностью металлический моноплан, обладающий среднерасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 60°). Самолет имеет однокилевое оперение и оснащен цельноповоротным стабилизатором. Крыло истребителя имеет и двухсекционные закрылки и элероны, на верхней его части находятся аэродинамические гребни. Для увеличения путевой устойчивости машины под фюзеляжем был смонтирован дополнительный складной вертикальный киль. Шасси истребителя было выполнено по классической трехстоечной схеме. При этом передняя стойка шасси во время выполнения полета убиралась поворотом вперед, а основные стойки скрывались в крыле самолета.
Для уменьшения длины пробега при посадке истребитель может применять тормозной парашют, контейнер для которого находится под вертикальным оперением. Для решения этой же задачи могут применяться и 4 аэродинамических тормоза, установленных под фюзеляжем истребителя. Можно скачать, что в конструкции планера достаточно широко применены легкие титановые и алюминиевые сплавы, а также специальные марки стали. В частности, сплавы из титана используются в тех зонах фюзеляжа, которые подвергаются нагреву от 2-х работающих турбореактивных двигателей. Кабина летчика находится в передней части фюзеляжа сразу за радиопрозрачным обтекателем БРЛС.
В кабине пилота смонтировано катапультируемое кресло, также она оснащена системой кондиционирования воздуха. Радиоэлектронное оборудование истребителя включает в себя навигационную систему, моноимпульсную РЛС, систему оповещения об облучении истребителя РЛС противника, оборудование связи. Помимо этого истребитель может оснащаться средствами РЭБ. Вся необходимая летчику информация выводится на систему отображения на лобовом стекле кабины. Стремясь максимально повысить качество радиоэлектронного оборудования истребителя, командование ВВС НОАК вело работы по его модернизации с привлечением израильских и американских компаний.
В августе 1987 года с компаниями «Грумман» и «Вестингауз» было подписано соглашение о переоснащении 50 истребителей J8II американскими БРЭО, в то же время истребитель получил американизированное обозначение F-8II (в литературе самолет до сих пор часто так и называют F-8). Подписанный контракт предусматривал монтаж на китайские истребители импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (они же ставились на истребитель F-16A/B), которая была в состоянии обнаружить цель на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники самолета была построена вокруг цифровой шины передачи данных единого в НАТО стандарта 1553В. Помимо этого предполагалось обновление прицельно-навигационного комплекса, в состав которого включалась инерциальная навигационная система Литтон LN-39. При этом в кабине пилота ставился индикатор на фоне лобового стекла, была повышена мощность системы кондиционирования воздуха и электропитания истребителя.
На первых порах китайско-американское сотрудничество шло достаточно успешно, уже в марте 1989 года 2 китайских истребителя были доставлены в США в испытательный центр Эдварде, где рабочие приступили к монтажу на них нового бортового оборудования. Но в том же 1989 году США ввели против Китая экономические санкции и все работы по совместной модификации J-8II были закрыты.
В итоге КНР пришлось самой заниматься модернизацией БРЭО машины. Опыт совместной работы с иностранными инженерами из «Вестингауз» и «Грумман» не прошел для китайских специалистов даром. Самолет все-таки получил импульсно-доплеровскую РЛС, а в его прицельно-навигационный комплекс удалось интегрировать нашлемные прицелы пилотов. Помимо этого тяга двигателей была увеличена на 4%, еще одним новшеством стала установка на F-8II устройства дозаправки топливом в воздухе. Модернизированная версия истребителя предназначалась в первую очередь для экспортных поставок. Впервые он был продемонстрирован на выставке в Сингапуре, которая прошла в 1992 году.
Следующей версией истребителя стал J-8II Block 02, который в китайских ВВС носит обозначение J-8B Block-02. Работы над данным проектом были начаты в 1980-х годах. Самолет J-8B Block-02 является модернизацией предыдущей модели J-8 II (J-8B). На этом самолете стандартная БРЛС Type 208 была заменена на гораздо более совершенную KLJ-1, которая была создана при участии российских инженеров. Новая БРЛС позволила самолет применять новые китайские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-11.
Помимо этого на истребитель был установлен новый комплект авионики, который включал в себя системы навигации и коммуникации, бортовой компьютер. В кабине пилота был смонтирован индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. Также в состав БРЭО машины была включена специальная аппаратура для постановки активных помех. Версия самолет J-8B Block-02 была разработана как некий промежуточный вариант между J-8 II и J-8 IIM. Первые самолеты, которые были модернизированы по проекту Block-02, были поставлены на вооружение китайских ВВС в 1994 году.
В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 выполнил свой первый полет J-8IIM, который, по сути, стал первым китайским современным многоцелевым истребителем. Самолет может использоваться для перехвата воздушных целей, эскортирования ударных самолетов, борьбы за господство в воздухе, патрулирования, атаки надводных и наземных целей. Разгонные характеристики и маневренность были повышен за счет применения маневренных предкрылков, а также более мощных двигателей WP13B.
Главным отличием новой версии истребителя стало применение многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС «Жук-8II», которая была создана российским объединением «Фазотрон» и относится к большому отечественному семейству РЛС «Жук», которое предназначено для установки на модернизированные версии истребителей Су-27 и МиГ-29. По своим характеристикам «Жук-8II» несколько уступает российской «Жук-27», которую предлагается устанавливать на модернизированных Су-27 из состава китайских ВВС. При этом обе РЛС обладают существенной технической общностью, что должно удешевить и облегчить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.
На истребителе J-8IIM был существенно расширен арсенал применяемого вооружения, в состав которого были включены современные УР класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, противокорабельные УР, способные поразить цель до «эскадренного миноносца» включительно, НАР и свободнопадающие бомбы.
Летно-технические характеристики J-8II Finback:
Размеры: размах крыла – 9,34 м., длина – 21,59 м., высота – 5,41 м.
Площадь крыла – 42,2 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 14 300 кг.
Запас топлива во внутренних баках – 5400 л.
Тип двигателя – два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная – 2х42,66 кН, форсированная – 2х65,9
Максимальная скорость – 2300 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 800 км, с дозаправкой 1200 км.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 19 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-3 (боезапаса 200 снарядов).
Боевая нагрузка: 4500 кг., 7 точек подвески, УР «воздух-воздух», НУРСы.
Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-2.html
-http://military-informer.narod.ru/ist-j8.html
-http://ru-aviation.livejournal.com/2528458.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-8
Истребитель J-8II был разработан в результате глубокой модернизации созданного в Китае в конце 1970-х годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого во многом опиралась на советский истребитель МиГ-21, который в то время выпускался в Поднебесной по лицензии. Первоначально данный истребитель имел лобовой воздухозаборник, который со временем был заменен на 2 боковых воздухозаборника, что позволило конструкторам смонтировать на самолет более мощную и совершенную БРЛС. Аэродинамическая схема китайского истребителя близка к советскому МиГ-23 и к американскому F-4 c дельтовидным крылом от советского Су-15.
Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов. Спроектированный первоначально как истребитель-перехватчик, который должен был решать задачи в интересах ПВО Китая, самолет J-8II со временем сумел трансформироваться в полноценный многоцелевой истребитель, который по ряду параметров приблизился к американским и российским истребителям 4-го поколения. В то же время конструкция планера, аэродинамика, ряд бортовых систем китайского самолета соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам 2-го и 3-го поколений. В целом же последняя версия данного самолета J-8IIM достаточно хорошо и полно характеризует китайскую самолетостроительную отрасль, которая умеет сочетать советские технологии 1960-х годов с «привитыми» к ним элементами современной российской и западной авионики и вооружений.
Работы над формированием облика нового истребителя были начаты в апреле 1981 года, а в следующем году в НИИ авиационной техники в городе Шеньян под руководством главного конструктора Гу Сонгфена начались работы по проектированию J-8II Finback. Перед коллективом китайских конструкторов стояла задача разработать истребитель завоевания превосходства в воздухе, который бы мог наносить удары и по наземным целям, а также использоваться в любых метеоусловиях. Определяющим элементом в облике истребителя J-8II стали новые боковые воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем была смонтирована моноимпульсная РЛС с крупногабаритной антенной, которая по своим характеристикам была близка к советской БРЛС «Орел».
В западных средствах массовой информации сообщалось о том, что КНР получил из Египта какое-то количество истребителей МиГ-23, ряд технических решений с которых и были внедрены в новый китайский истребитель. К примеру, воздухозаборники J-8II по конструкции очень напоминают аналогичные на МиГ-23. Также 2 подфюзеляжных киля были заменены на 1 складывающийся – решение, скорее всего, также было заимствовано у создателей МиГ-23. На новый истребитель установили 2 ТРДФ WP-1ЗА, обладающих тягой на форсаже на уровне 6730 кгс (китайский вариант двигателя Р-13-300, который стоял на истребителе МиГ-21 МФ). В целом же модернизации подверглось примерно 70% исходной версии J-8I.
Конструкция истребителя J-8II Finback представляет собой полностью металлический моноплан, обладающий среднерасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 60°). Самолет имеет однокилевое оперение и оснащен цельноповоротным стабилизатором. Крыло истребителя имеет и двухсекционные закрылки и элероны, на верхней его части находятся аэродинамические гребни. Для увеличения путевой устойчивости машины под фюзеляжем был смонтирован дополнительный складной вертикальный киль. Шасси истребителя было выполнено по классической трехстоечной схеме. При этом передняя стойка шасси во время выполнения полета убиралась поворотом вперед, а основные стойки скрывались в крыле самолета.
Для уменьшения длины пробега при посадке истребитель может применять тормозной парашют, контейнер для которого находится под вертикальным оперением. Для решения этой же задачи могут применяться и 4 аэродинамических тормоза, установленных под фюзеляжем истребителя. Можно скачать, что в конструкции планера достаточно широко применены легкие титановые и алюминиевые сплавы, а также специальные марки стали. В частности, сплавы из титана используются в тех зонах фюзеляжа, которые подвергаются нагреву от 2-х работающих турбореактивных двигателей. Кабина летчика находится в передней части фюзеляжа сразу за радиопрозрачным обтекателем БРЛС.
В кабине пилота смонтировано катапультируемое кресло, также она оснащена системой кондиционирования воздуха. Радиоэлектронное оборудование истребителя включает в себя навигационную систему, моноимпульсную РЛС, систему оповещения об облучении истребителя РЛС противника, оборудование связи. Помимо этого истребитель может оснащаться средствами РЭБ. Вся необходимая летчику информация выводится на систему отображения на лобовом стекле кабины. Стремясь максимально повысить качество радиоэлектронного оборудования истребителя, командование ВВС НОАК вело работы по его модернизации с привлечением израильских и американских компаний.
В августе 1987 года с компаниями «Грумман» и «Вестингауз» было подписано соглашение о переоснащении 50 истребителей J8II американскими БРЭО, в то же время истребитель получил американизированное обозначение F-8II (в литературе самолет до сих пор часто так и называют F-8). Подписанный контракт предусматривал монтаж на китайские истребители импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (они же ставились на истребитель F-16A/B), которая была в состоянии обнаружить цель на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники самолета была построена вокруг цифровой шины передачи данных единого в НАТО стандарта 1553В. Помимо этого предполагалось обновление прицельно-навигационного комплекса, в состав которого включалась инерциальная навигационная система Литтон LN-39. При этом в кабине пилота ставился индикатор на фоне лобового стекла, была повышена мощность системы кондиционирования воздуха и электропитания истребителя.
На первых порах китайско-американское сотрудничество шло достаточно успешно, уже в марте 1989 года 2 китайских истребителя были доставлены в США в испытательный центр Эдварде, где рабочие приступили к монтажу на них нового бортового оборудования. Но в том же 1989 году США ввели против Китая экономические санкции и все работы по совместной модификации J-8II были закрыты.
В итоге КНР пришлось самой заниматься модернизацией БРЭО машины. Опыт совместной работы с иностранными инженерами из «Вестингауз» и «Грумман» не прошел для китайских специалистов даром. Самолет все-таки получил импульсно-доплеровскую РЛС, а в его прицельно-навигационный комплекс удалось интегрировать нашлемные прицелы пилотов. Помимо этого тяга двигателей была увеличена на 4%, еще одним новшеством стала установка на F-8II устройства дозаправки топливом в воздухе. Модернизированная версия истребителя предназначалась в первую очередь для экспортных поставок. Впервые он был продемонстрирован на выставке в Сингапуре, которая прошла в 1992 году.
Следующей версией истребителя стал J-8II Block 02, который в китайских ВВС носит обозначение J-8B Block-02. Работы над данным проектом были начаты в 1980-х годах. Самолет J-8B Block-02 является модернизацией предыдущей модели J-8 II (J-8B). На этом самолете стандартная БРЛС Type 208 была заменена на гораздо более совершенную KLJ-1, которая была создана при участии российских инженеров. Новая БРЛС позволила самолет применять новые китайские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-11.
Помимо этого на истребитель был установлен новый комплект авионики, который включал в себя системы навигации и коммуникации, бортовой компьютер. В кабине пилота был смонтирован индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. Также в состав БРЭО машины была включена специальная аппаратура для постановки активных помех. Версия самолет J-8B Block-02 была разработана как некий промежуточный вариант между J-8 II и J-8 IIM. Первые самолеты, которые были модернизированы по проекту Block-02, были поставлены на вооружение китайских ВВС в 1994 году.
В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 выполнил свой первый полет J-8IIM, который, по сути, стал первым китайским современным многоцелевым истребителем. Самолет может использоваться для перехвата воздушных целей, эскортирования ударных самолетов, борьбы за господство в воздухе, патрулирования, атаки надводных и наземных целей. Разгонные характеристики и маневренность были повышен за счет применения маневренных предкрылков, а также более мощных двигателей WP13B.
Главным отличием новой версии истребителя стало применение многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС «Жук-8II», которая была создана российским объединением «Фазотрон» и относится к большому отечественному семейству РЛС «Жук», которое предназначено для установки на модернизированные версии истребителей Су-27 и МиГ-29. По своим характеристикам «Жук-8II» несколько уступает российской «Жук-27», которую предлагается устанавливать на модернизированных Су-27 из состава китайских ВВС. При этом обе РЛС обладают существенной технической общностью, что должно удешевить и облегчить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.
На истребителе J-8IIM был существенно расширен арсенал применяемого вооружения, в состав которого были включены современные УР класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, противокорабельные УР, способные поразить цель до «эскадренного миноносца» включительно, НАР и свободнопадающие бомбы.
Летно-технические характеристики J-8II Finback:
Размеры: размах крыла – 9,34 м., длина – 21,59 м., высота – 5,41 м.
Площадь крыла – 42,2 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 14 300 кг.
Запас топлива во внутренних баках – 5400 л.
Тип двигателя – два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная – 2х42,66 кН, форсированная – 2х65,9
Максимальная скорость – 2300 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 800 км, с дозаправкой 1200 км.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 19 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-3 (боезапаса 200 снарядов).
Боевая нагрузка: 4500 кг., 7 точек подвески, УР «воздух-воздух», НУРСы.
Airshow China 2012. J-8DF - новая версия истребителя Shenyang J-8 II Finback
Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-2.html
-http://military-informer.narod.ru/ist-j8.html
-http://ru-aviation.livejournal.com/2528458.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-8