Оказывается, великий Рутан ушёл в отставку.
Посвятив творчеству Рутана целую, можно сказать, монографию, я не буду пытаться повторить её здесь. Я там описал его жизнь только что не со дня рождения; есть там и об основании его знаменитой фирмы «Скэйлд композитс».
И вот теперь он ушёл в отставку. С поста не то директора, не то главного конструктора своей «Скэйлд». Ушёл в отставку в апреле.
Но мы не волнуемся, он ушёл недалеко. Видно, надоело нести административную нагрузку. А творческий процесс в своём детище, я уверен, он из-под контроля не выпустит.
А перед тем, как уйти, Рутан замутил очередную забавную штуку.
Не всё же человеку космос покорять… Да и потом, покорил, сколько хотел. Насколько я знаю, Рутан на орбиту не собирался; и, может быть, в этом проявляется мудрость мэтра, поработавшего и на НАСА, и на ДАРПА, и на «Бич эркрафт», и на Ричарда Брэнсона, и на Роберта Понда, и на Стива Фоссета, и на чёрта лысого… нет, на лысого не работал.
И вот вместо того, чтобы лезть на орбиту с непредсказуемыми последствиями – это же не прыжок на 100 км на скорости меньше трёх Махов, на время не больше 10 минут… Вместо этого Рутан затеял «прямо наоборот».
Он придумал… не то чтобы летающий автомобиль. А скорее самолёт, который может спокойно, на общих основаниях, ездить по дорогам, как обыкновенный автомобиль. Имя ему – Модель 367 BiPod.
Я бы назвал этот аппарат квадратным гибридом. Точнее, гибридом в квадрате. Во второй степени.
Во-первых, это гибрид самолёта и автомобиля.
Два корпуса, скорее даже фюзеляжа – форма вполне самолётная, и кабины самолётные, одноместные, с каплевидными фонарями. Фюзеляжи соединены горизонтальными поверхностями аэродинамического профиля, задняя из которых играет роль центральной части стабилизатора, а передняя – центральной части крыла. На ней, если посмотреть на первое фото, можно различить что-то типа закрылка.
На некоторых фото между фюзеляжами есть «ещё более передняя» поверхность, но она, я думаю, временная, поскольку аппарат находится ещё в стадии конструирования. Мне, глядя на неё, вспоминается такое устройство, как антикрыло. Может быть, она установлена для скоростных «рулёжек» с отстыкованными крыльями, чтоб нос лёгкой машины не «облегчался» чрезмерно, что чревато потерей управления.
Как вы поняли, собственно крылья, а также внешние концы стабилизатора, у аппарата отъёмные. В «автомобильном режиме» их везут с собой, уложив между фюзеляжами. Управление разделено между двумя кабинами: в одной – автомобильная баранка, в другой – самолётная ручка управления. Как обходятся с сочетанием автомобильной педали акселератора и самолётного сектора газа, в найденных мною источниках не сказано.
Пропеллеров должно быть четыре, два на центральной части стабилизатора и ещё по одному на отъёмных консолях крыла. Приводятся пропеллеры… вот тут начинается «во-вторых».
Во-вторых – второй сомножитель «гибридности в квадрате». Дело в том, что аппарат имеет гибридную силовую установку – в самом привычном ныне автомобильном понимании.
У него есть два ДВС по 450 см² и к ним генераторы. Есть литиевые батареи, и немаленькие – на них BiPod в режиме авто может проехать 56 км. Едет он при помощи электромоторов по 15 кВт, вращающих задние колёса (передние – управляемые).
Пропеллеры приводятся тоже электродвигателями – а как можно иначе, если мы хотим легко снимать и ставить крылья? С электродвижками проблемы нет: расстыковал разъём – и снимай крыло на здоровье.
Мощность каждого из «пропеллерных» двигателей тоже 15 кВт; и надо бы ещё разобраться, не выполняет ли парочка из них и функцию верчения колёс при движении по земле.
Характерно, что на земле работает только ДВС левого фюзеляжа, а второй подключается лишь для полёта.
Размах крыла Модели 367 – 9,7 м; при отстыкованных крыльях ширина машины 2,4 м, что, конечно, больше, чем у моего ВАЗ-2115, и даже больше, чем у Chevrolet Suburbian, но всё же позволяет надеяться проехаться по городским улицам без особых трудностей. КАМАЗ всё ж таки ширше…
Последних данных я не знаю, а знаю, что весной машину испытывали с крыльями, но без авиадвигателей. Её разгоняли в автомобильном режиме и исследовали, как она ведёт себя во время прыжков-подлётов.
Остаётся сказать, что в воздухе BiPod должен, по расчётам, развивать до 322 км/ч, а на крейсерской скорости 160 км/ч пролетать до 1400 км. На дороге запас хода около 1600 км на одном баке, а бак у него – 18 галлонов, то есть 75 литров. Это что получается, для автомобильного режима? Это получается 4,7 литра на километр. Не рекорд, конечно, но неплохо.
Кстати, на Мембране написаны цифры дальности – 1220 и 1320 км. Думаю, ребята-переводчики ошиблись. Рутан – авиаконструктор, причём американский; а англосаксы меряют скорость летательных аппаратов в узлах, то есть в морских милях в час.
Вот здесь даны дальности: 760 и 820 миль. Ребята на мембране умножили эти цифры на 1,614 – то есть на сухопутную милю. Ну, а я, как человек осведомлённый, умножил на то, что положено: на 1,852. Думаю, я прав.
***
А у Рутана-то, оказывается, недавно был день рождения – 17 июля. И исполнился ему, ребята, 71 год.
Разве это возраст для американского дядьки? Уверен, уникальный, гениальный Берт ещё не раз прогремит на весь мир какими-нибудь новыми своими аппаратами; и фиг предскажешь, что ему придёт в голову.
Во всяком случае, я желаю ему этого от всей души.
Еще по теме:
Рутан. Часть 1: Явление народу. Кумир самодельщиков
Рутан. Часть 2: Почерк мастера – ничего обычного
Рутан. Часть 3: Триумф. Вокруг света и прочее
Рутан. Часть 4: А теперь – в космос
Источник: http://bwana.ru |