В ведущих странах мира идет создание новых истребителей пятого поколения. Проекты трех стран уже дошли до стадии летных испытаний или продвинулись дальше, а еще несколько государств пока только проектирует новую авиационную технику. Не так давно к ним вознамерилась присоединиться еще одна страна. К 2020 году Турция собирается начать серийное производство своих истребителей пятого поколения. Примечательно, что это будет первый турецкий истребитель собственной разработки. Такая попытка сразу сделать современную машину, не имея почти никакого опыта, сразу же привлекла к проекту особое внимание.
Перед турецкими инженерами стоит очень и очень сложная задача. Во-первых, создать первый собственный самолет не так уж и просто. Во-вторых, планируемый срок службы перспективных истребителей заставляет смотреть в будущее и пытаться угадать тенденции, в соответствии с которыми будет развиваться авиационная техника. В самом лучшем случае необходимо проанализировать возможности лет на двадцать вперед, хотя при определенных обстоятельствах этот срок может увеличиться. В связи с концептуальной сложностью проекта компания Turkish Aerospace Industries (TAI) начала разработку проекта TFX (не путать с ранним обозначением американского самолета F-111) с самого настоящего мозгового штурма.
В течение нескольких месяцев специальная группа аналитиков работала с имеющейся информацией по зарубежным проектам современных и перспективных истребителей, сравнивая их данные и выстраивая общую картину. К концу 2010 года аналитики разработали сразу шесть вариантов облика перспективного легкого истребителя. Все версии истребителя TFX были представлены заказчику в лице турецкого министерства обороны. Тогда же военные и компания TAI подписали контракт на разработку и строительство нового истребителя первого поколения. По имеющимся данным, вскоре после подписания контракта состоялось первое сравнение предложенных концепций. В результате сравнения половина вариантов конструкции, оборудования и вооружения нового самолета отсеялась, и в работе остались лишь три концепции.
Согласно подписанному соглашению, первые два-три года компания TAI потратит на окончательное формирование требований к перспективному истребителю и выработку его общего облика. Судя по большому количеству исходных идей, первый этап разработки самолета TFX пройдет относительно гладко и безболезненно. В то же время, допущенные на этом этапе ошибки могут проявиться только через несколько лет, при эксплуатации или боевом применении истребителей. Поэтому, несмотря на кажущуюся легкость, выработка концепции перспективного самолета оказывается чуть ли не самой сложной и ответственной частью всего проекта.
К сожалению, сведения о проекте TFX в настоящее время носят отрывочный характер и не позволяют составить общую картину. Тем не менее, в турецкой прессе уже появлялись некоторые подробности. Так, известно, что инженеры TAI ставят перед собой довольно интересную программу-максимум. Как сообщают турецкие средства массовой информации, новый истребитель TFX сможет взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами. В таком случае звено истребителей будет состоять из одного самолета TFX с пилотом и, возможно, штурманом-оператором, и нескольких (от трех до пяти) беспилотников. Благодаря такому подходу всего один экипаж сможет обеспечить защиту достаточно большого фронта. Утверждается, что турецкие аналитики пришли к выводу о неоднозначных перспективах дистанционно управляемых БПЛА. При применении средств радиоэлектронной борьбы управление ими с земли будет, как минимум, затруднено, чего нельзя сказать о воздушных командных пунктах, которыми могут стать новые TFX. Пока еще рано говорить, насколько правильно такое решение, но разумное зерно в нем есть, поскольку любые каналы связи никак не защищены от глушения помехами достаточной мощности.
Интересен подход к силовой установке. Конструкторы из TAI прекрасно понимают свои возможности и даже не скрывают, что Турция сможет сделать свой первый современный турбореактивный двигатель не ранее 2025-30 годов. Поэтому TFX предполагается разрабатывать с учетом установки двигателей зарубежного производства. Как сообщается, уже сейчас идут переговоры с российскими, европейскими и американскими моторостроителями.
Конкретные требования к необходимому двигателю пока не оглашались. Дело в том, что турецкие инженеры до сих пор работают над общим обликом перспективного самолета. Без четких требований и понимания, каким будет самолет, рано выбирать конкретный тип двигателя. В свободном доступе имеется несколько рисунков с предположительным внешним видом нового истребителя. Почти все эти рисунки схожи лишь в одном: они изображают самолет без возможности изменения геометрии крыла. Что касается его формы и других нюансов аэродинамической компоновки, то предлагаются самые разные варианты. Это и летающее крыло, и бесхвостка, и самолет, отдаленно напоминающий американские F-22 и F-35 или российский Т-50. Примерно так же дело обстоит и с двигателями. Предлагается как однодвигательная схема, так и двухдвигательная. Поэтому пока рано говорить о каких-либо характеристиках нового самолета.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета TFX вряд ли сможет полноценно конкурировать с зарубежными аналогами, но даже при современном развитии турецкой электроники возможно появление систем на уровне, как минимум, четвертого поколения. В самом ближайшем будущем, при зарубежной поддержке, Турция вполне способна начать работы над современными системами, как то радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой и т.п. Также необходимо отметить, что самолет, если сведения о звене из истребителя и беспилотников не оказались всего лишь слухами, должен будет нести комплекс специфического оборудования, предназначенный для управления сразу несколькими БПЛА.
Имеются сведения о намерениях турецких инженеров обеспечить самолету максимальную защиту. Для этого ряд важных деталей конструкции будет изготовляться с применением стойких материалов. К примеру, в обшивке истребителя могут использоваться сравнительно тонкие керамические бронеплитки на основе соединений бора. Насколько эффективной и удобной будет такая защита, пока говорить трудно, но она вряд ли серьезно скажется на стоимости готового самолета. В турецкой земле находится свыше 70% разведанных запасов бора, поэтому конечная стоимость листов обшивки может быть примерно на уровне цены пластиковых или композитных панелей. Только остается открытым вопрос массы такой «бронеобшивки» и целесообразность ее установки на легкий истребитель.
Относительно вооружения истребителя TFX пока нет никакой информации. Возможно, он будет нести ракеты «воздух-воздух» различных типов и встроенную пушку. Однако на данный момент некоторые факты говорят, что турецкие военные и инженеры пока сами не определились с окончательными требованиями к номенклатуре вооружений. Скорее всего, самолет сможет применять уже имеющиеся типы ракет, а также в его конструкцию заложат некоторые возможности для эксплуатации новых моделей. На некоторых неофициальных изображениях перспективного истребителя заметны грузоотсеки в фюзеляже. Поскольку среди требований к нему значится в том числе и малозаметность, можно предположить, что TFX действительно будет нести все вооружение на внутренней подвеске.
Пока турецкие конструкторы работали над общими моментами концепции, новое сообщение относительно проекта TFX пришло из Италии. В феврале 2012 года авиастроители этой страны выразили желание принять участие в разработке нового самолета. Турция и Италия в течение последних лет наращивают объемы военно-технического сотрудничества и со временем в Риме стали рассматривать TFX как возможный новый совместный проект. По имеющимся данным, итальянцы имеют некоторые предложения относительно концепции самолета, а также готовы предоставить ряд технологий, освоенных при разработке и производстве истребителей Eurofighter Typhoon. Ожидается, что сотрудничество поможет значительно сократить сроки разработки и испытаний нового самолета.
В качестве возможных партнеров в то время также рассматривались Южная Корея и Бразилия. Обе эти страны тоже заинтересованы в создании собственных истребителей пятого поколения и имеют некоторые наработки по таким проектам. Сотрудничество с Турцией, несмотря на все проблемы, могло бы быть выгодным. Однако в том же феврале 2012 года поступило новое неожиданное известие. Как оказалось, турецкая фирма TAI в качестве помощника выбрала шведскую SAAB AB. Шведский концерн, в соответствии с условиями договора предоставит турецкой стороне некоторые технологии, а также будет участвовать в проектировании перспективного истребителя TFX.
Согласно нынешним планам турецкого командования, истребители TFX будут приняты на вооружение ориентировочно в 2020 году. Если все пойдет в соответствии с нынешними задумками, то к этому времени на вооружении военно-воздушных сил Турции будет сразу три типа истребителей с различными возможностями. Защищать небо страны будут произведенные в Соединенных Штатах F-35 и F-16 (поздних модификаций), а также разработанный в кооперации со Швецией TFX. Нужды ВВС Турции оцениваются не менее чем в 250 новых самолетов. После новостей о достижении договоренностей с SAAB новые сообщения не поступали. Время от времени на турецких интернет-ресурсах, посвященных авиации, появляются очередные изображения якобы перспективного истребителя. Однако общее количество подобных рисунков уже перешло через тот рубеж, когда они стоят внимания.
Скорее всего, на некоторых из них действительно изображено что-то, отдаленно похожее на готовый TFX. Тем не менее, сам перспективный истребитель пятого поколения, судя по всему, до сих пор находится на стадии формирования облика. Поэтому правильное изображение нового самолета можно считать лишь удачей художника. Более того, при определенном стечении обстоятельств все эти рисунки могут так и остаться единственным «воплощением» проекта. У Турции нет никакого опыта в создании собственных истребителей, что позволяет сомневаться в успешном завершении программы TFX или, как минимум, в получении ожидаемого результата.
По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://tai.com.tr/
http://globalsecurity.org/
http://hurriyetdailynews.com/
Перед турецкими инженерами стоит очень и очень сложная задача. Во-первых, создать первый собственный самолет не так уж и просто. Во-вторых, планируемый срок службы перспективных истребителей заставляет смотреть в будущее и пытаться угадать тенденции, в соответствии с которыми будет развиваться авиационная техника. В самом лучшем случае необходимо проанализировать возможности лет на двадцать вперед, хотя при определенных обстоятельствах этот срок может увеличиться. В связи с концептуальной сложностью проекта компания Turkish Aerospace Industries (TAI) начала разработку проекта TFX (не путать с ранним обозначением американского самолета F-111) с самого настоящего мозгового штурма.
В течение нескольких месяцев специальная группа аналитиков работала с имеющейся информацией по зарубежным проектам современных и перспективных истребителей, сравнивая их данные и выстраивая общую картину. К концу 2010 года аналитики разработали сразу шесть вариантов облика перспективного легкого истребителя. Все версии истребителя TFX были представлены заказчику в лице турецкого министерства обороны. Тогда же военные и компания TAI подписали контракт на разработку и строительство нового истребителя первого поколения. По имеющимся данным, вскоре после подписания контракта состоялось первое сравнение предложенных концепций. В результате сравнения половина вариантов конструкции, оборудования и вооружения нового самолета отсеялась, и в работе остались лишь три концепции.
Согласно подписанному соглашению, первые два-три года компания TAI потратит на окончательное формирование требований к перспективному истребителю и выработку его общего облика. Судя по большому количеству исходных идей, первый этап разработки самолета TFX пройдет относительно гладко и безболезненно. В то же время, допущенные на этом этапе ошибки могут проявиться только через несколько лет, при эксплуатации или боевом применении истребителей. Поэтому, несмотря на кажущуюся легкость, выработка концепции перспективного самолета оказывается чуть ли не самой сложной и ответственной частью всего проекта.
К сожалению, сведения о проекте TFX в настоящее время носят отрывочный характер и не позволяют составить общую картину. Тем не менее, в турецкой прессе уже появлялись некоторые подробности. Так, известно, что инженеры TAI ставят перед собой довольно интересную программу-максимум. Как сообщают турецкие средства массовой информации, новый истребитель TFX сможет взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами. В таком случае звено истребителей будет состоять из одного самолета TFX с пилотом и, возможно, штурманом-оператором, и нескольких (от трех до пяти) беспилотников. Благодаря такому подходу всего один экипаж сможет обеспечить защиту достаточно большого фронта. Утверждается, что турецкие аналитики пришли к выводу о неоднозначных перспективах дистанционно управляемых БПЛА. При применении средств радиоэлектронной борьбы управление ими с земли будет, как минимум, затруднено, чего нельзя сказать о воздушных командных пунктах, которыми могут стать новые TFX. Пока еще рано говорить, насколько правильно такое решение, но разумное зерно в нем есть, поскольку любые каналы связи никак не защищены от глушения помехами достаточной мощности.
Интересен подход к силовой установке. Конструкторы из TAI прекрасно понимают свои возможности и даже не скрывают, что Турция сможет сделать свой первый современный турбореактивный двигатель не ранее 2025-30 годов. Поэтому TFX предполагается разрабатывать с учетом установки двигателей зарубежного производства. Как сообщается, уже сейчас идут переговоры с российскими, европейскими и американскими моторостроителями.
Конкретные требования к необходимому двигателю пока не оглашались. Дело в том, что турецкие инженеры до сих пор работают над общим обликом перспективного самолета. Без четких требований и понимания, каким будет самолет, рано выбирать конкретный тип двигателя. В свободном доступе имеется несколько рисунков с предположительным внешним видом нового истребителя. Почти все эти рисунки схожи лишь в одном: они изображают самолет без возможности изменения геометрии крыла. Что касается его формы и других нюансов аэродинамической компоновки, то предлагаются самые разные варианты. Это и летающее крыло, и бесхвостка, и самолет, отдаленно напоминающий американские F-22 и F-35 или российский Т-50. Примерно так же дело обстоит и с двигателями. Предлагается как однодвигательная схема, так и двухдвигательная. Поэтому пока рано говорить о каких-либо характеристиках нового самолета.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета TFX вряд ли сможет полноценно конкурировать с зарубежными аналогами, но даже при современном развитии турецкой электроники возможно появление систем на уровне, как минимум, четвертого поколения. В самом ближайшем будущем, при зарубежной поддержке, Турция вполне способна начать работы над современными системами, как то радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой и т.п. Также необходимо отметить, что самолет, если сведения о звене из истребителя и беспилотников не оказались всего лишь слухами, должен будет нести комплекс специфического оборудования, предназначенный для управления сразу несколькими БПЛА.
Имеются сведения о намерениях турецких инженеров обеспечить самолету максимальную защиту. Для этого ряд важных деталей конструкции будет изготовляться с применением стойких материалов. К примеру, в обшивке истребителя могут использоваться сравнительно тонкие керамические бронеплитки на основе соединений бора. Насколько эффективной и удобной будет такая защита, пока говорить трудно, но она вряд ли серьезно скажется на стоимости готового самолета. В турецкой земле находится свыше 70% разведанных запасов бора, поэтому конечная стоимость листов обшивки может быть примерно на уровне цены пластиковых или композитных панелей. Только остается открытым вопрос массы такой «бронеобшивки» и целесообразность ее установки на легкий истребитель.
Относительно вооружения истребителя TFX пока нет никакой информации. Возможно, он будет нести ракеты «воздух-воздух» различных типов и встроенную пушку. Однако на данный момент некоторые факты говорят, что турецкие военные и инженеры пока сами не определились с окончательными требованиями к номенклатуре вооружений. Скорее всего, самолет сможет применять уже имеющиеся типы ракет, а также в его конструкцию заложат некоторые возможности для эксплуатации новых моделей. На некоторых неофициальных изображениях перспективного истребителя заметны грузоотсеки в фюзеляже. Поскольку среди требований к нему значится в том числе и малозаметность, можно предположить, что TFX действительно будет нести все вооружение на внутренней подвеске.
Пока турецкие конструкторы работали над общими моментами концепции, новое сообщение относительно проекта TFX пришло из Италии. В феврале 2012 года авиастроители этой страны выразили желание принять участие в разработке нового самолета. Турция и Италия в течение последних лет наращивают объемы военно-технического сотрудничества и со временем в Риме стали рассматривать TFX как возможный новый совместный проект. По имеющимся данным, итальянцы имеют некоторые предложения относительно концепции самолета, а также готовы предоставить ряд технологий, освоенных при разработке и производстве истребителей Eurofighter Typhoon. Ожидается, что сотрудничество поможет значительно сократить сроки разработки и испытаний нового самолета.
В качестве возможных партнеров в то время также рассматривались Южная Корея и Бразилия. Обе эти страны тоже заинтересованы в создании собственных истребителей пятого поколения и имеют некоторые наработки по таким проектам. Сотрудничество с Турцией, несмотря на все проблемы, могло бы быть выгодным. Однако в том же феврале 2012 года поступило новое неожиданное известие. Как оказалось, турецкая фирма TAI в качестве помощника выбрала шведскую SAAB AB. Шведский концерн, в соответствии с условиями договора предоставит турецкой стороне некоторые технологии, а также будет участвовать в проектировании перспективного истребителя TFX.
Согласно нынешним планам турецкого командования, истребители TFX будут приняты на вооружение ориентировочно в 2020 году. Если все пойдет в соответствии с нынешними задумками, то к этому времени на вооружении военно-воздушных сил Турции будет сразу три типа истребителей с различными возможностями. Защищать небо страны будут произведенные в Соединенных Штатах F-35 и F-16 (поздних модификаций), а также разработанный в кооперации со Швецией TFX. Нужды ВВС Турции оцениваются не менее чем в 250 новых самолетов. После новостей о достижении договоренностей с SAAB новые сообщения не поступали. Время от времени на турецких интернет-ресурсах, посвященных авиации, появляются очередные изображения якобы перспективного истребителя. Однако общее количество подобных рисунков уже перешло через тот рубеж, когда они стоят внимания.
Скорее всего, на некоторых из них действительно изображено что-то, отдаленно похожее на готовый TFX. Тем не менее, сам перспективный истребитель пятого поколения, судя по всему, до сих пор находится на стадии формирования облика. Поэтому правильное изображение нового самолета можно считать лишь удачей художника. Более того, при определенном стечении обстоятельств все эти рисунки могут так и остаться единственным «воплощением» проекта. У Турции нет никакого опыта в создании собственных истребителей, что позволяет сомневаться в успешном завершении программы TFX или, как минимум, в получении ожидаемого результата.
По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://tai.com.tr/
http://globalsecurity.org/
http://hurriyetdailynews.com/