|
«Вояджер» – машина, принесшая Рутану поистине мировую славу |
Начало Часть 1.
Возвращаюсь к Рутану. Надеюсь, я смог показать, насколько необычные конструкции выходили «из-под его пера». Они зачастую имели необычные свойства, по большей части столь специальные, что их нельзя было сравнить с аналогами в рамках обычных для малой авиации соревнований. Были и машины, ставившие рекорды как раз в понятных категориях, как было с аппаратами серии «Изе». Но это была ещё та самая «широкая известность в узких кругах». И вот, наконец, настала пора сделать что-то по-настоящему великое, в мировом масштабе.
Считается, что сделать самолёт для полёта вокруг Земли Рутана попросил его брат Дик, бывший военный лётчик. Берт взялся за дело в 1982 году, и в июне 1984-го аппарат впервые поднялся в воздух.
В конструкции все подчинено одной идее – взять как можно больше горючего и расходовать его как можно экономнее. Схема – очень длинное тонкое крыло в задней части короткого фюзеляжа, по бокам от последнего – балки-цистерны, соединённые между собой и с носом фюзеляжа тоже узким и длинным (10 м) передним горизонтальным оперением; по килю на концах каждой из балок. «Вояджер» сделан целиком из композиционных материалов, что позволило получить вес планера всего 426 кг – это при длине фюзеляжа 7,74 м, балок – 8,9 м и размахе крыла целых 33,77 м!
В носовой и хвостовой частях фюзеляжа установлены два поршневых двигателя: впереди, с тянущим винтом, мощностью 130 л.с., и сзади, с толкающим – 110 л.с. Для экономии горючего носовой двигатель в крейсерском полёте, после набора рейсовой высоты, отключается (реально это было сделано на третьи сутки перелёта). А горючее размещается везде: в крыле, фюзеляже, боковых балках, даже в оперении. Его вес составляет 3180 кг – более 72% всего стартового веса самолёта. Причём в полёте горючее надо время от времени перекачивать из одного бака в другой по определённой схеме – при такой доле в полётном весе его распределение по «геометрии» самолёта играет решающую роль в формировании центровки машины.
|
Перелёт, начавшийся на рассвете 14 декабря 1986 года, длился 216 часов 3 минуты 44 секунды, за это время было пройдено 40 212 139 метров пути. От Филиппин и почти до Шри-Ланки (летели на запад) пилотов сопровождали тайфуны, для безопасности приходилось даже включать передний мотор. На шестые сутки, когда «Вояджер» пересёк побережье Сомали, было объявлено, что установлен новый абсолютный рекорд дальности беспосадочного полёта. Над центром Атлантики попали в сильное воздушное течение, которое сносило лёгкую машину в сторону Бразилии…
Преодолев все трудности, Дик Рутан и Джина Йигер 23 декабря приземлились на том же аэродроме авиабазы Эдвардс, с которого начинали свой путь. В баках оставалось 48 кг горючего. Они показали себя настоящими героями, подстать рекордсменам-авиаторам 1920-х–30-х годов: девять суток в тесной кабине, борьба со стихиями, и, кроме всего прочего, по 10 кг еды и воды на двоих на весь полёт.
Рональд Рейган наградил братьев Рутан и Джину Йигер Гражданской Президентской медалью. «Вояджер» теперь стоит в главной галерее Национального авиакосмического музея Смитсоновского института, рядом с «Флайером» братьев Райт и «Духом Сент-Луиса» Чарльза Линдберга.
В 2005 году рекорд «Вояджера» был дополнен ещё одним достижением – на этот раз это был кругосветный перелёт на одноместном (!) реактивном самолёте. Такой самолёт был заказан Рутану известным экстремалом Стивом Фоссетом, которого поддержал британский миллиардер, глава империи «Вирджин», Ричард Бренсон. Мистер Фоссет установил более ста рекордов в различных рискованных мероприятиях; так, в 2002 году он в одиночку облетел земной шар на воздушном шаре. Теперь Фоссету захотелось повторить то же, но уже на самолёте, и не более чем за 80 часов (это, видимо, дань уважения Жюлю Верну).
«Скейлд Композитс» работала над машиной параллельно с подготовкой к завоеванию «Х-приза». Разумеется, «Глобал Флайер» – так называется новый рекордсмен – целиком композитный, и его конструкция ещё более эффективна, чем у «Вояджера»: вес горючего составляет 82% от общего веса машины при взлёте. Лётчик размещается в небольшом «урезанном» фюзеляже, размер кабины позволяет ему лежать; сверху на задней части установлен турбовентиляторный двигатель с тягой 1020 кг. Самолёт тоже построен по двухбалочной схеме, но, в отличие от «Вояджера» с его передним горизонтальным оперением, использована почти обычная для такой схемы конфигурация – каждая балка на хвосте несёт небольшие киль и стабилизаторы с рулями, так что выглядит это как два самолёта, «нанизанные» на одно крыло по сторонам от пилотской гондолы.
|
Перелёт проходил с 28 февраля по 3 марта 2005 года. За это время Стив спал всего несколько минут, у него выходила из строя спутниковая навигационная система, отмечался нерасчётный расход горючего. Но у него всё получилось, и даже лучше, чем он ожидал, – перелёт занял всего 67 часов. Ну, а Берт в очередной раз подтвердил свой недостижимый конструкторский уровень – «Глобал Флайер» показал на 75% лучшую топливную эффективность, чем любой из существующих реактивных самолётов.
Но одна рекордная попытка Рутану всё же не удалась.
В конце 1980-х годов американский миллионер, коллекционер авиатехники Роберт Понд задался целью установить новый мировой рекорд скорости для поршневых самолётов. Такие соревнования традиционно проводятся в Рино, США, и выигрывали их всегда машины, доработанные из лучших истребителей Второй мировой войны. Понд решил попытаться отнять рекорд у «ветеранов» и заказал конструирование претендента – конечно, Берту Рутану.
Разрабатывая «Понд Рейсер», Берт не стал повторять отточенные схемы «Мустанга» или «Лайтнинга». Два сильно форсированных автомобильных двигателя «Ниссан» по 1000 л.с. он установил в балках-обтекателях, закреплённых на крыле обратной стреловидности. Небольшой центральный фюзеляж с кабиной опирался своей носовой частью на заднюю кромку крыла. Хвостовые части фюзеляжа и балок связаны горизонтальным оперением, килей три – большой на фюзеляже и по маленькому на каждой балке. Композитный «Понд Рейсер» весил всего 1880 кг, – в три – четыре раза меньше, чем его «военные» конкуренты. По предварительным расчётам получалась скорость порядка 850 км/ч.
|
Дик Рутан поднял самолёт в воздух 22 марта 1991 года, а в сентябре в Рино «Понд Рейсер» показал на сложном маршруте скорость 644 км/ч. Но возник пожар силовой установки (причину я в двух словах описал здесь), и машина вышла из строя, так и не установив рекорда. А 14 сентября 1993 года самолёт был разбит при жёсткой посадке, причём управлявший им Рик Брикет погиб.
Для справедливости отметим: это был специальный рекордный самолёт, рассчитанный на кратковременные форсированные лётные режимы и мастерское пилотирование. Машины, которые Рутан проектирует для массового использования, не ломаются ни в полёте, ни при грубой посадке.
…Сделал ли Альберт Рутан всё, что хотел сделать в области полетов в атмосфере? Вряд ли; как бы то ни было, первым его сенсационным достижением в новом тысячелетии стал уже космический полёт – правда, пока только суборбитальный. Выполняя комплект критериев присуждения «Х-приза», Рутан построил аппарат, достигший высоты 100 километров. Но начал он путь к покорению больших высот несколько раньше, чем вступил в гонку коммерческих покорителей космоса.
Самолет «Протеус», совершивший свой первый полёт 26 июля 1998 года, был заказан компанией «Энджел Текнолоджиз Корп.». Он предназначался для работы в составе системы сотовой телефонной связи «с элементами воздушного базирования». Задачей «Протеуса» было находиться в воздухе в течение 14 часов на очень большой высоте – чтобы оттуда охватывать ретрансляцией возможно большую площадь.
Это задание «Скейлд Копмозитс» воплотила в форме исключительно изящной машины, как всегда, необычного вида. Чтобы высоко и долго летать (при отсутствии требования большой скорости), аэроплан должен иметь крыло большого удлинения – то есть длинное и неширокое. У «Протеуса» таких крыльев два: прямое переднее и заднее, побольше размахом и изогнутое во фронтальной проекции – от фюзеляжа оно полого опускается вниз, затем поднимается вверх, и завершается это законцовками, снова отогнутыми вниз. Такая конструкция самолёта называется биплан-тандем, а форма крыла – «обратная чайка». Две балки, отходящие в хвост от заднего крыла, несут вертикальное оперение из верхнего и нижнего килей; горизонтальное оперение на этот раз вообще отсутствует. Экономичные турбовентиляторные двигатели установлены на пилонах сверху хвостовой части фюзеляжа.
«Протеус» очень красив. Я, не в силах сдержаться, помещаю два его фото, и даже не обрезаю их, они очень добротные, что не вызывает удивления, учитывая их источник.
И на этот раз требования были выполнены, что подтверждается тремя мировыми рекордами в своём классе, установленными «Протеусом» 25–27 октября 2000 года: максимальная высота 19 137 м, высота установившегося горизонтального полёта 18 873 м, высота полёта с грузом 1000 кг – 17 032 м.
Опыт, приобретенный в процессе постройки «Протеуса», был использован при проектировании «Белого рыцаря» («White Knight») – высотного самолёта-носителя, одного из двух элементов суборбитальной системы, выигравшей «Х-приз». Второй составляющей был собственно суборбитальный космический аппарат «Спейс Шип-1» («Space Ship One») – этой «парочке» и предстояло выиграть один из самых незаурядных конкурсов начала XXI века.
Еще по теме:
Рутан. Часть 1: Явление народу. Кумир самодельщиков
Рутан. Часть 2: Почерк мастера – ничего обычного
Рутан. Часть 3: Триумф. Вокруг света и прочее
Рутан. Часть 4: А теперь – в космос
Источник: http://bwana.ru/ |