11 мая 1939 года в небе над Рязанской областью произошла авиационная катастрофа, унесшая из жизни легендарную советскую летчицу Полину Осипенко и начальника главной летной инспекции ВВС РККА Анатолия Серова.
Причины катастрофы, в которой погибли Полина Осипенко и Анатолий Серов до сих пор неизвестны. Двое Героев Советского Союза, две живые легенды - начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов и мировая рекордсменка майор Полина Осипенко садятся в учебный самолет УТИ-4. Полина и Анатолий в тот день летели по приборам, имитируя полет в отсутствии видимости. Приборы, похоже, наврали, и самолёт ушел в штопор. О конструктивных недостатках самолета было известно, но в официальной версии катастрофы им не придали значения.
Анатолий Серов был известен тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик Франко. Полина Осипенко - известная всей стране летчица-рекордсменка, настоящая легенда советской авиации.
Полина родилась в селе Новоспасовка, окончила два класса церковно-приходской школы и отправилась работать. В 1929 году она окончила шестимесячные курсы птицеводов в Киеве по специальности «инструктор по организации птицеводческих ферм». Работала заведующей птицефермой в колхозе им. Котовского.
Биографы Полины Осипенко рассказывают немало историй, которые рисуют жизнь женщины-летчицы в ореоле героической романтики. Одна из них повествует, как однажды на луг около птицеводческой фермы опустились два самолета.
Все колхозники прибежали к самолетам. Полина увидела среди летчиков женщину. Это настолько ее поразило, что она решила научиться летать и сама.
В 1926 году Полина вышла замуж за своего односельчанина - военного летчика, который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе и во многом помог ей стать летчицей. В апреле 1931 года она уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Первая попытка Полины поступить в военную школу летчиков им. Мясникова не увенчалась успехом, и она устроилась работать официанткой в столовую, чтобы быть поближе к аэродрому. Полеты происходили на нескольких площадках, куда к полудню на самолете У-2 привозили стартовый завтрак. В этих полетах муж разрешал ей подержаться за управление.
Полина не опустила руки, когда не смогла поступить в летную школу. Она каждый день упрашивала начальника принять ее на учебу. В итоге настойчивую девушку допустили к занятиям. Трудолюбивая девушка превзошла все ожидания учителей, продемонстрировав со временем великолепную технику пилотирования. Поразительно, что Полина, получившая скудное образование в начальной школе, сумела разобраться в сложных дисциплинах авиационного училища.
После окончания школы военного пилота направили на службу в авиационную часть. Полина Осипенко неустанно совершенствовалась как летчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. В одном из полетов она достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра.
Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня - мировой рекорд при полете с грузом: 7009 метров груз в одну тонну.
2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск). За свой подвиг Осипенко первой из женщин страны получила звание Героя Советского Союза.
24-25 сентября 1938 года вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
В мае 1939 года майор П. Д. Осипенко, работавшая тогда в летной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полетах на курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день летчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора.
На следующий день летали с инструкторами и только на третий день перешли к самостоятельным полетам.
С утра 11 мая облака низко нависли над землей.
Но полеты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолет летал в отведенной ему зоне.
По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, также проходившего обучение на этих курсах, летчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой - в открытой, вместо инструктора. Потом менялись местами.
Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко. Самолет легко и красиво пошел в воздух. Но это был последний полет замечательных летчиков.
В связи с трагической гибелью П.Осипенко и А.Серова в стране был объявлен траур, на фото в передовицах, вышедших 15 мая 1939 года, Сталин несет урну с прахом Серова к Кремлевской стене. Молотов несет урну с прахом Полины. После траурного митинга урны с прахом погибших под орудийный салют были торжественно захоронены в Кремлевской стене.
Вечная им память!
Источник: http://www.opoccuu.com/ |