
Вятка: Александровский собор, построенный по плану архитектора Витберга
Вятский собор св. Александра Невского
Храм этот, доконченный в минувшем десятилетии, сооружен в память посещения императором Александром I г. Вятки — 8 октября 1824 г. По странному стечению обстоятельств, сооружение этого собора поручено было Александру Лаврентьевичу Витбергу, тому самому художнику, которому Александр Благословенный доверил постройку храма Спасителя в Москве, в ознаменование благодарности промыслу за спасение отечества от нашествия народов Европы, приведенных Наполеоном I.
Здесь не место, конечно, говорить о причинах, не дозволивших построить храм царского обета на Воробьевых горах, но нельзя умолчать, что для директора-строителя его, неудача и злоупотребления лиц, служащих в комиссии о постройке, заключились конфискацией имуществ и высылкой в Вятку.
Судьба Витберга может служить примером, что при всем бескорыстии и благонамеренности, вследствие неосторожности и неопытности, можно сделаться жертвой преступления других. Необыкновенное возвышение этого художника в глазах людей его профессии, приближение его к Монарху, как-то таинственно и необъяснимо, служили источником подозрений в интриге, от чего слишком далек был такой искренний человек, как он. Вся вина его была в самонадеянности, с которой принял он на себя громадное предприятие, требовавшее технических знаний в искусстве, которым принялся он заниматься серьезно только с составлением проекта храма. Два аргумента и очень сильные, впрочем, представляются нам теперь, при хладнокровном обсуждении, в пользу Витберга: самая его неопытность в деле, скрывавшая сознание трудностей и уверенность в собственных способностях, с помощью которых может талантливый человек приобрести какие угодно знания, в скорейшее время.
Одного не принял только в соображение художник, пускавшийся отважно в опасное предприятие — последовательности узнания тайн искусства и техники, причем непременно должны иметь место ошибки и, кто знает, поправимые ли? Непоправимый промах сам по себе, был уже самый выбор места для сооружения; как показал горький опыт. Второй, не менее важный промах со стороны композитора, было умедление, в течение нескольких даже лет, определения точной цифры расходов на всю операцию, когда затраты на содержание комиссии, приобретение лесных дач и каменоломен — совершались без задержания.
Разгадка же промедления — неслыханного у строителей — происходила просто от нерешимости Витберга, сознавшего недостатки своей композиции, представить окончательный проект, недостаточно его улучшив. Между тем, на этих мнимых улучшениях художник не мог остановиться, все находя их недостаточными. Носились в публике уже темные, слухи о злоупотреблениях.
Слухи эти дошли до Государя. Живший в Москве и являвшийся, время от времени, в столицу для представления Монарху своих соображений и известий о ходе работа, Витберг тогда потерял уже право личного доклада—явный знак немилости. В таких обстоятельствах наступило новое царствование. Наряжена комиссия для приведения в известность подлинного состояния дел комиссии о постройке храма Спасителя в Москве и открыла,—важные злоупотребления чиновников подчиненных.
Что же касается директора постройки—Витберга, его нашли не свободным от обвинений в беспорядке счетной части вообще. Наивные же ответы его—художника фантаста-мистика, но честного и правдивого—находила комиссия несходственными с порядком вещей и потому сомнительными. Ссылки его на личное разрешение, того либо другого, покойным государем, по представлению его, Витберга, нигде не записанное по рассеянности и неопытности строителя, представлялись членам комиссии,— к тому же и вообще против него предубежденной—отводом и уловками. Не трудно представить, что должно было последовать из всего нами указанного, по донесении Государю Императору, в таком виде или, лучше сказать, с таким освещением фактов, хода дела?
Ноября 25 1835 года А. Л. Витберг был уже в Вятке, без всяких средств к существованию, с семейством из жены, двух сыновей и 2-х дочерей. Живописец прежде, чем строитель, художник в крайности принялся за свою начальную профессию и открыл даже род мастерской. Знакомство с местными обывателями началось у Витберга писанием портретов. После явились и заказы архитектурных проектов.
Губернатор задумав устроить к ожидаемому приезду Наследника (ныне царствующего Императора) городской сад в Вятке, поручил ссыльному художнику составить проект решетки и ворот. Затем Витберг составил проект для городской библиотеки, в Вятке, на южном углу Хлебной площади и Московской улицы, в одном доме с дворянским собранием, что, однако, не осуществилось. Городское общество обратилось в это же время к художнику, прося его (письмом от 20 октября 1838 г.) составить проект собора во имя св. Александра Невского.
Желание общества художник поспешил исполнить и 28 февраля 1839 г. уведомил об изготовлении проекта. В том же году, 30 августа, преосвященный вятский Неофит, в присутствии губернатора И. П. Хомутова, составителя проекта и всех именитых граждан Вятки, совершил закладку храма, изображение которого нами теперь сообщается читателям «Всемирной Иллюстрации». Работы по заложению фундамента начались немедленно под наблюдением Витберга, в следующем году возвращенного в столицу. Возведение стен началось, между тем, за недостатком денег, только в 1847 году, под наблюдением помощника губернского архитектора И. Т. Соловкина, в следующем (1848) году 28 августа окончившего каменную кладку.
Собор с куполом вышины 24 сажени (с крестом 27), в длину и ширину 27 сажень; внутри 18 сажень; купол 8 сажень в диаметре. Апреля 4-го 1850 года Витберг прислал из Петербурга проект 3-х иконостасов собора. В 1851 году произведена штукатурка стен; и 1852 году сделан пол; в 1854 г.—печи. В 1859 году окончена резьба главного иконостаса и иконы в него заказали за 5,200 р. (28 образов). Они привезены в 1863 году; позолота иконостаса окончена в 1864 году и 8 октября произведено освящение главного, а 11 и 18 придельных престолов.
Рассказав историю сооружения, скажем несколько слов о стиле и характере его сооружения. Общая масса храма—довольно приятная, представляет в плане крест, образовавшийся от прислонения к центральному кругу четырех, отдельно стоящих, башен-колоколен, увенчанных, как и главный купол—луковицеобразными главами. По первому этажу основания колоколен связаны светлой галереей, что, для совершения известных церковных ходов в дни св. Пасхи—очень удобно. Длинные большие окна второго этажа и аттик его романо-византийский, также красивы. Странными кажутся готические входы во храм и готические окна главного купола—вместо византийских, как бы следовало по конструкции его.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 12 (116) - 20 марта - 1871.
Еще по теме
|