nik191 Четверг, 18.07.2019, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [215]
История науки и техники [256]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История. События и люди.

Адмирал А. В. Колчак. Часть 1

 

 

Адмирал А. В. Колчак

 

18 ноября 1918 года в Омске Временное Всероссийское Правительство, как называла себя Уфимская Директория, перестало существовать, и постановлением совета министров, в виду тяжелого положения страны и необходимости сосредоточить в одних руках Всю полноту власти, решено было

«передать временно существующую верховную власть государства адмиралу Александру Васильевичу Колчаку, присвоив ему наименование Верховного Правителя».

Таким образом диктатором большей части России, свободной от большевистского засилья, оказался один из тех двух деятелей, на которых в минуты крайней опасности для нашей Родины возлагались надежды всех истинно-любящих ее сынов. Генерал Корнилов и адмирал Колчак—два славных имени, которые не померкли от «лучезарного» сияния Второй Российской революции, и даже, наоборот, еще ярче заняли на темном фоне общей растерянности и приниженности.

Звезда одного из них уже закатилась, беспощадная смерть не дала Корнилову счастья довести дело до конца, увидеть восстановленную родину.

Звезда другого еще только выходит,—-адмирал Колчак не так известен, как генерал Корнилов, но вокруг его имени молва давно уже плетет свою легенду; за последнее время он был положительно вездесущ, высаживаются ли англичане на севере - с ними идет Колчак, прорывается ли их флот через Дарданеллы—одной эскадрой командует Колчак, наступают японцы и американцы с востока—их ведет тот же легендарный герой.

Теперь оказывается и на этот раз это не легенда, судьба выдвинула адмирала Колчака на то исключительное место, которое по праву должен был занять покойный Лавр Георгиевич Корнилов.

 

***

 

Судьба столкнула меня с А. В. Колчаком 15 лет тому назад — в Порт-Артуре. Александр Васильевич , тогда еще в чине лейтейнанта, прибыл на 1-ую Тихоокеанскую эскадру и, явившись к адмиралу Макарову, был назначен на крейсер 1-го ранга «Аскольд»; он занял должность вахтенного начальника, и мне, тогда одному из младших офицеров крейсера, приходилось стоять вахту вместе с ним.

Среднего роста, коренастый, худощавый в лице, с большим орлиным носом, всегда гладко выбритый, с редким волевым подбородком Колчак производил впечатление уже одной своей фигурой; когда же в кают-компании нам стало известно о последних его мирных подвигах -пределу восторга мичманов не было конца.

Оказалось, что в Артур Александр Васильев. прибыл с крайнего севера, после опаснаго путешествия в поисках барона Толля. Как известно, последний отправился в 1900 году начальником русской полярной экспедиции на яхте «Заря», снаряженной академией наук для исследования в Северном Ледовитом океане земли Санникова у о-ва Беннета (самый сверный из группы Ново-Сибирских островов); в числе экипажа «Зари» находились два морских офицера - Колчак и Матисен.

Экспедиция длилась 2 года, из-за льдов Толль никак не мог подойти к Беннету и летом 1902 года, после второй зимовки у о-ва Котельного с 3 спутниками отправился на остров, условившись, что «Заря» снимет их осенью. Льды помешали и в этот раз яхте подойти к островам, и экспедиция, потеряв своего начальника вернулась на материк, бросив «Зарю» на мели под берегом.

Когда выяснилось, что Толль на материк не возвращался, Колчак вызвался найти его и летом 1903 года, как перед войной с Японией, отправился на север. Взяв вельбот с «Зари», с 5 матросами, под веслами, он переплыл на остров Беннет, отыскал здесь зимовье Толля и его спутников, нашел собранные ими коллекции, дневник Толли и записку, что в октябре 1902 г. партия, пробыв на острове 3 месяца, покинула его, направилась к югу. Убедившись, что Толль не может быть живым, Колчак со своими молодцами вернулся тем же путем обратно.

Конечно, легко рассказать, все, как это было, в двух словах, и представить себе утлую ладью среди обширных ледовых полей Северного океана, с плавающими льдинами, из которых одной достаточно для того, чтобы пустить вельбот ко дну, с 6 храбрецами, идущими под веслами в неизвестную даль, только для того, чтобы узнать, жив ли их товарищ—это похоже на сверхчеловеческое. Это сделали «герои, руководимые железной волей, ясным разумом и львиным сердцем своего начальника»—так говорится в одном исследовании Ледовитого океана об этом эпическом переходе —и этим начальником был Александр Васильевич Колчак. Наградой ему были владимирский крест и золотая константиновская медаль от императорского географического общества за труды по изучению полярных льдов.

Вот этот-то Колчак и был назначен к нам на крейсер. К сожалению, на «Аскольде» Александр Васильевич пробыл  недолго- чрезвычайно требовательный в своих отношениях по службе, крайне нервный и подчас резкий, он не поладил со старшим офицером, и просил убрать его с корабля. Желание его было исполнено, но вместо понижения, он получил повышение—сделан был командиром миноносца «Сердитый»: старший офицер негодовал, а мы все радовались за своего любимца, и он действительно оправдал наши надежды...

Не раз участвовал Колчак в лихих ночных поисках миноносцев, ставил мины, тралил, словом, делал все, что полагалось и даже не полагалось делать судам этого типа; георгиевское оружие и мечи к Владимиру были наградой храброму командиру. При падении крепости, Колчак уже не был на миноносце—артурское недоедание сказалось на его старой легочной болезни и Александр Васильевич принужден был еще до конца осады уйти с палубы в госпиталь.
    
В моей памяти особенно запечатлелся один момент нашей совместной службы на «Аскольде»...    

31 марта 1904 года—день гибели «Петропавловска» с Макаровым. Утром все способные к выходу в море корабли вышли для спасения гибнущего миноносца «Страшный». Миноносец погибал милях в двадцати от Артура, обстреливаемый шестью крейсерами. Наш отряд шел на всех парах и, отогнавши неприятеля, продолжал наступление. Но на помощь неприятелю уже шли свежие силы адмирала Того—6 броненосцев и 2 бронированных крейсера, они должны были раздавить нас: у нас было 3 броненосца и 3 крейсера, из которых только один бронированный. Макаров повернул, и так как расстояние от Артура было порядочное, а неприятель шел полным ходом, дал сигнал «идти по способности».

Уже ясно видны были белые буруны под носами неприятеля и громадные кормовые флаги, когда мы повернули, и не надо говорить какой ход дали судовые механики. Эскадра шла полным ходом.

С мальчишеской беспричинной радостью обратился я к Александру Васильевичу, стоявшему на палубе и сказал:

— «Вот здорово то, идем! Как хорошо»!

—и вдруг услышал в ответ:

— Чего же хорошего? Вот если бы мы шли так впередь, на неприятеля, было бы хорошо! А так ведь мы удираем,

— и он угрюмо замолчал.

Я сконфузился, и, хотя наступившая через несколько минут ужасная  катастрофа — гибель в двухстах саженях от «Аскольда» броненосца с шестьюстами человек команды, а главное с Макаровым—и прервала мое смущение, но до сих пор памятен разговор с Александром Васильевичем:

— Если бы мы шли так вперед?

Этим «вперед» характеризуется облик Колчака—он с ног до головы военный, и раз поставленной цели старается достичь во что бы то ни стало, при этом смотрит вперед, редко оглядываясь, и то только по необходимости.


К. Наташин.

Донская волна 1919 №07(35), 10 февраля

 

 

Еще по теме:

 

Александр Васильевич Колчак - новый командующий флотом Черного моря (1916 г.)

Приход к власти адмирала Колчака

О адмирале Колчаке

Адмирал А. В. Колчак. Часть 1

Адмирал А. В. Колчак. Часть 2

Адмирал А. В. Колчак. Часть 3

Колчак за учредилку

Все на борьбу с Колчаком (апрель 1919 г.)

 

 

 

Категория: История. События и люди. | Добавил: nik191 (07.03.2019)
Просмотров: 70 | Теги: Колчак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz