nik191 Четверг, 22.08.2019, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 2

Железный гидравлический плавучий док завода Макферона в Кронштадтской гавани

 

 

Железный плавучий гидравлический док

 

Первый плавучий гидравлический док в России, для судов больших размеров, был построен в  1859 году, из дерева. Он состоит из пяти частей, составляющих общую длину в 295 фут, и обладает способностью поднимать суда весом до 2800 тонн (213880 пуд.).

С развитием железного, а в особенности военного броненосного судостроения, вес судов увеличился до громадных размеров, причем неминуемо увеличились и размерения. Это побудило морское начальство построить док больше и сильнее деревянного, но необходимость при этом сохранить в доке наивозможно меньшее углубление, чтобы построенные в С.-Петербурге суда флота больших рангов, поднятые на доке, свободно проводить в Кронштадт, чрез Невский бар (где средняя глубина воды 10 фут.), — представляющаяся главнейшим условием дока—заставила ограничиться для него только 5000 ***) тонн груза, при углублении 9 фут и общей длине в 325 фут.

_____________________________
***) 310500 пуд.

_______________________

На таких основаниях и было положено построить железный плавучий гидравлический док, из пяти частей—и притом по форме, совершенно одинаковой с старым, деревянным. Последнее условие чрезвычайно затрудняло составление проекта, стесняя составителя в размерениях железа и формах, требующихся условиями прочности постройки.

Железные плавучие доки существуют уже в Англии, Франции и Америке, но всегда цельные; наш же железный док — составной из 5 частей, длин. по 65 ф. каждая, и потому представляет совершенно самостоятельное произведение русского морского инженерного дела.

Удобство составного дока весьма велико,—в этом нельзя сомневаться. Имея пять частей, способных, при длине 325 ф., поднимать суда в 5000 тон., мы можем всегда, в случае надобности, употребить одновременно: две части, составляющие док 130 ф. длин., для судна до 2000 тонн, и три части—длин. 195 ф., для судна до 3000 тонн, или иметь два дока;—кроме этого, исправление или окраска частей производится также без посторонней помощи, а именно: одна часть, будучи поднята на других двух, может быть исправлена где нужно.

Представленные условия: ограниченное углубление, а следовательно, почти заданный вес дока, данная фигура, (длина, вышина, ширина и форма поперечного сечения) и раздельность дока на пять частей— представили проект такого дока задачей, не совсем легкой, а потому, как бывает весьма часто, исполнителем его явилась одна из известнейших иностранных фирм, которой, к сожалению, было оказано слишком много доверия. Компетентность фирмы в железных постройках, казалась достаточной порукой за успех дела, но в настоящем случае результатом было горькое разочарование.

При обсуждении проекта упомянутой фирмы были горячие споры, но убеждения представителей фирмы, иностранцев же, взяли верх и проект был принят.

Так постройка дока началась в 1865 году и по испытании, в 1866 году в Кронштадте, построенная часть дока далеко не удовлетворила ожиданиям, даже без подъема на ней груза.

Вслед за этим было поручено одному из наших русских молодых инженеров Г. Н. Субботину, заняться составлением нового проекта на тех же данных. Представленный им проект удостоился единодушного одобрения и постройка дока была отдана нашему русскому балтийскому заводу, в Чекушах, гг. Карра и Макферсона, где будет исправлена и первая, оказавшаяся неудовлетворительной, часть дока.

В 1868 году одна из частей дока была испытана в Кронштадте и дала вполне удовлетворительные результаты; затем, в 1869 году, по окончании следующей части и приводе ее в Кронштадт, — обе части были соединены и 27-го октября на них был поднят Монитор (однобашенная железная броненосная лодка, весом до 1500 тон., 93150 пуд.).

Испытание это дало самые блестящие результаты. Мы присутствовали на пробе и слышали даже предсказания некоторых, что две части дока не поднимут Монитора и вода будет на палубе дока. Заключение это выводилось из того, что при поднятии Монитора на трех частях деревянного дока, на палубе последних была вода (?). Деревянный же док сидит в воде на 2 ф. более железного. Ожидаемое углубление 8 1/2 фут совершенно подтвердилось на самом деле. Две части с поднятым Монитором имели погружение 9 фут и воды оставалось в трюме (внутри) дока около одного фута.

Рисунок двух частей железного дока с монитором, помещаем в этом нумере и вполне убеждены, что читатели Иллюстрации не найдут его лишним. Составной железный док — дело русских инженеров и русских рук.

В заключение не можем не упомянуть о Балтийском заводе гг. Карра и Макферсона, вполне добросовестно исполнившем выполнение проекта или постройку. Работа повсюду строго правильна и прочна. Нет пустого щегольства, не опилены в правильные эллипсы разные отверстия, — но за то суть котельной работы, пригонка, склепка и чеканка исполнены превосходно.

Железо на постройку, по принятой инициативе Морского Ведомства, за что нельзя искренне не благодарить его, — употребляется все, без исключения, русское, с заводов гг. Бернадаки, Полстики и Семянникова (Невский, Литейный и Строительный завод). Общий вес железа для всех пяти частей простирается до 217000 пуд или по 43400 пуд. на каждую из частей.

Пожелаем же искренно России побольше Балтийских заводов, а молодому нашему собрату дальнейших успехов на поприще полезной его деятельности. Как он, так и Балтийский завод честно сослужили свою службу судам нашего любезного флота.

 

А. К. Беггров.

 

Всемирная иллюстрация, № 66 (4 апр. 1870 г.)

 

 

Еще по теме:

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 1

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 2

Плавучий док для Бермудских островов

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (14.08.2019)
Просмотров: 43 | Теги: ДОК, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz