nik191 Четверг, 22.08.2019, 12:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 1

 

 

 

Плавучие гидравлические доки служат для подъема на них судов, в случае какого-нибудь исправления в подводной части их. В старое время приходилось, для такого исправления, вытаскивать судно на берег или вводить его в сухой док. Вытаскивание судна на берег сопряжено с большими расходами и требует много времени, а сухих доков, в каждом из военных или коммерческих портов, по дороговизне постройки их, имеется весьма ограниченное число.

Из этого понятно, что при множестве судов, требующих исправлений, иногда весьма маловажных, но тем не менее необходимых, напр. как окраска подводной части, оконопатка ее и т. п. — сухих доков бывает недостаточно для своевременного производства подобных работ и плавучие гидравлические доки приносят неоценимую услугу *).

_____________________

*) Сухим доком называется вырытый бассейн, выложенный камнем и имеющий ворота, с помощью которых в него впускают воду. Впустив воду, чрез отворенные ворота, вводят в такой док судно, после чего ворота запирают и воду откачивают; таким образом судно остается в этом сухом бассейне для исправлений, по окончании которых, снова впускают воду, судно всплывает и выводится из дока.

________________________

Постройка плавучих доков несравненно дешевле сухих доков, управление ими также легко, а ввод на них судна и вывод его производятся гораздо скорее, нежели на сухих доках.

Незаменимое же преимущество плавучих доков перед сухими заключается в подвижности их, т. е., что плавучие доки могут взять судно в одном месте и перейти с ним в другое, или же напр. подняв глубоко сидящее судно, провести его чрез такие места, где глубина не позволяла бы судну пройти самому.

Последняя способность плавучих доков быть может принесла бы немало пользы в Суэзском канале **).

_______________________

**) Основанием постройки плавучих доков послужил простой физический (гидростатический) закон равновесия плавающего тела. Известно, что всякое плавающее тело вытесняет, погруженной своею частью, — столько по весу воды, сколько весит само. Так, например, если сделать пустой четырехугольный ящик, вышиною в 10 фут и весом, положим, 100 пуд — который, плавая в воде, погрузится только 1 фут — то это покажет, согласно с вышеописанным законом, что вес слоя воды в 1 фут, вытесняемой ящиком, весит 100 пуд. и что остающаяся высота 9 фут представляет нам способность ящика поднять на себе грузу 900 пуд, при котором ящик будет уже погружен так, что верхняя его сторона придется вровень с водой.

_________________________________

 

Для подъема на таком ящике какого-либо плавающего тела нужно знать:

1) сколько это тело весит, так как ящик может поднять не более 900 пуд, не затонув ниже уровня воды и

2) на сколько тело сидит в воде, т. е. как велико его погружение.

Зная, напр., что тело имеет погружение 5 фут, мы напустим в ящик столько воды, чтобы он опустился ниже уровня, своей верхней стороной, немного более 5-ти фут, для свободного ввода на него сказанного тела; наведя тело на ящик, будем выкачивать из него воду до суха и, очевидно, что при весе тела напр. в 500 пуд, — ящик, по выкачке всей воды, будет иметь погружение в 6 фут, т. е. 1 фут собственного веса и 5 фут для веса тела.

На этом законе осуществилась постройка плавучих доков, названных гидравлическими потому, что грузы поднимаются на них силой воды, выпирающей, так сказать, док или понуждающей его всплыть, по мере выкачивания ее из дока. С каждым ведром выброшенной воды, док становится легче на вес этого ведра, а потому и погружение его уменьшается на слой такой толщины, что вес его равен весу этого выброшенного ведра воды.

Применение описанного физического (гидростатического) закона к постройке плавучих гидравлических доков, для больших судов, весьма сложно. Здесь требуется вычисление всех давлений воды и влияний поднимаемого груза на разных глубинах, как на стены, так и на связи корпуса дока. В больших плавучих доках необходимо разделение внутреннего их пространства на несколько отделений, совершенно герметически сделанных, т. е. так, чтобы вода из одного отделения не могла попадать в другое.

Это важно
 
1) для того, чтобы удерживать док в прямом положении, в случае наклонения его на одну сторону, причем вода внутри бросилась бы на эту сторону вся, если бы не было разделений и

2) чтобы при повреждении днища дока — он не мог весь наполниться водой и, следовательно, затонуть.

Кроме этого, необходимо иметь удобную систему отверстий (клинкет) для впуска воды снаружи и протока ее по отделениям, приспособление для выхода воздуха и, наконец, сильные паровые выбрасывающие помпы, для откачивания воды, и другие разнообразные приспособления, для удобнейшего производства на доке всех работ при подъеме судов и выводе их.

 

А. К. Беггров.

 

Всемирная иллюстрация, № 66 (4 апр. 1870 г.)


 

 

Еще по теме:

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 1

Сухие и плавучие доки (1870 г.). Часть 2

Плавучий док для Бермудских островов

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (14.08.2019)
Просмотров: 56 | Теги: ДОК, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz