nik191 Среда, 25.11.2020, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1099]
История искусства [279]
История науки и техники [308]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Село Колпино и адмиралтейские Ижорские заводы (окончание)

Адмиралтейские Ижорские заводы в с. Колпине

 

 

Село Колпино и адмиралтейские Ижорские заводы

 

( Окончание)

 

Число мастеровых и рабочих, ежедневно употребляемых на заводах, доходит до 2400 человек. Все они состоят на заработной плате, от 65 к. до 1 р. 50 к. в день, так что некоторые из них зарабатывают до 50 руб. в месяц, работая еще по праздникам и по вечерам. Мастера же при заводах преимущественно из офицеров инженер-механиков и из бывших заводских учеников, а также и вольнонаемные, но при этом все русские и ни одного нет иностранца.

Ежегодная выделка различных машин и металлических изделий простирается на сумму до 3,000,000 рублей.

Заводы существуют уже более полутора столетия, а потому считаем не безынтересным познакомить наших читателей и с их историей.

Первоначальное устройство Ижорских заводов, называвшихся в то время пильными мельницами, принадлежит к эпохе царствования императора Петра Великого, около 1708 года. Местные условия, т. е. возвышенные берега и сильное течение реки Ижоры (имеющей свое начало при городе Гатчине и впадающей в р. Неву, при деревне Усть-Ижора), благоприятствовали устройству на этой реке шлюз или плотин и при них заводов с гидравлическим двигателем.

Назначение заводов было пилить деревья в брусья и доски на постройку зданий города Царского Села и для кораблестроительных работ на петербургских верфях, а потому первоначальные заводы назывались пильными мельницами; местность же, населенная, для работ, большей частью морскими командами,—именовалась Урочищем.

Усиленная постройка нашего, только что создававшегося в то время, флота, и удобство сплава корабельного леса, с пильных мельниц по р. Ижоре в Неву и к петербургским верфям,—заставили высшие власти обратить внимание на имеемый при пильных мельницах даровой водяной двигатель, и, воспользовавшись им, устроить при мельницах кузницы с хвостовыми молотами для выковки галерных якорей, дреков и других вещей, входящих в состав постройки судов.

Этот новый якорный завод и был выстроен и присоединен к пильным мельницам, - одним из главных сотрудников Петра Великого, по устройству нашего флота.—адмиралом Корнилием Ивановичем Крюйсом, которому Высочайшим приказом от 8 ноября 1717 г. были отданы в ведение Ижорские лесопильни.

Присоединением якорного завода к лесопильням, адмирал Крюйс положил начало производства металлических изделий; с этого времени, заводы все более и более начали расширять круг своих действий и увеличиваться, по мере возрастания нашего флота, которому постоянно они служили и служат одними из главных сотрудников, как по построению, так и по вооружению, — начиная с Петровских галер, до нынешних грозных броненосных мониторов, снабженных броней Ижорских заводов.

В 1723 году, при Ижорских пильных мельницах была выстроена первая полотняная церковь во имя св. Николая чудотворца, и с этого времени Урочища Ижорские получили название села Колпино.

В 1782 г. Ижорские заводы увеличены устройством новых заводов: площильным для протягивания металла в листы, медно-литейным, камбузным и цементными толчеями. Через 10 лет, к ним пристроили, кроме якорного завода с хвостовыми молотами, каменную кузницу с горнами, для выковки разного рода инструментов, и печью для плавки стали, молотовой завод для меди, слесарный для отделки медных вещей, резной завод и оружейный, с большими сараями для пробы ружей.

В 1803 г., 1 октября, план бывшего директора Ижорских заводов, действительного статского советника Карла Карловича Гаскоина, относительно нового устройства и расположения заводов, так чтобы они удовлетворяли всем потребностям адмиралтейства, был Высочайше утвержден. С этого времени, все деревянные заводские строения начали заменятся каменными. Гаскоин управлял заводами с 1803 г. по смерть свою, 1806 г.

Приемником его был инженер-генерал Александр Яковлевич Вильсон,— управлявший заводами 50 лет: с 1806 по 1856 г. Этому даровитому начальнику заводы обязаны своим цветущим состоянием. При нем перестроены и увеличены все почти заводы, по образцам лучших того времени заводов Европы; его деятельность неоценима для заводов.

Чтобы дать понятие о производительности Ижорских заводов, за время управления ими инженер-генералом Вильсоном, упомянем хотя о главных работах, выполненных заводами, а именно: при нем было отлито пушек разных мер 705; выделано артиллерийских станков и платформ 7808; камбузов (судовых кухонь) 1016; разных машин до 500 штук; металлических изделий: железных, медных, чугунных и свинцовых до 2 1/2 миллионов пудов; металлических инструментов до 58,000 штук; выпилено досок разных более двух миллионов штук; вообще же заводы, в продолжение этих 50 лет, выделали изделий на сумму 18,834,345 руб. Кроме того, вычеканено медной монеты: двухкопеечной, копеечной и денежковой на сумму 5,278,654 руб.

При А. Я. Вильсоне, заводы состояли из следующих цехов: машинного, кузнечного, чугунно-литейного, медно-литейного, камбузного, молотового, (железо-прокатный малый), плющильного (медно-прокатный), железо-котельного, медно-котельного, гвоздильного, цепного, якорного, слесарного, трубного, модельного, столярного, пильного, фонарного, компасного, малярного, математических инструментов, артиллерийского мастерства и монетного.

После Вильсона управлял заводами инженер-полковник К. И. Шваббе, с 1856 по смерть свою, 1862 г., а за ним следует нынешний начальник, тоже инженер-полковник, И. И. Зарубин.

С 1856 г., морское ведомство, сообразно требованиям современного прогресса и не щадя громадных издержек, снова капитально перестроило и увеличило все главные заводы. К числу новейших усовершенствований и прибавлений принадлежат: вновь выстроенный большой бронепрокатный завод, с его двумя паровыми машинами, — одна в 250, а другая в 60 сил; при нем имеется: пудлинговое отделение, для выделки из чугуна пудлингового железа, четыре паровых молота для больших поковок и машинное отделение с новейшими большими строительными станками, для обстрагивания броневых плит. Устроен газовый завод.

Перестроены капитально, с новейшими усовершенствованиями: чугунно-литейный завод, машинно-сборочный, медно-литейный, трубный, для протягивания медных котельных трубок без швов и спаек, паровая кузница и введены новейшие усовершенствования, по обработке изделий, во всех остальных отделениях заводов.

 

Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, № 3 (107) - 16 января - 1871.

 

 

Еще по теме

Село Колпино и адмиралтейские Ижорские заводы

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (23.10.2020)
Просмотров: 29 | Теги: адмиралтейские Ижорские заводы, Колпино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz