nik191 Воскресенье, 25.08.2019, 21:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Поездка по подземному Парижу

Париж: Подземные сообщения в городе. 1. Вагон.

 

 

 

Поездка по подземному Парижу

 

Из множества лиц, посещающих Париж, весьма не многие знают, что одна из достопримечательностей этого города находится под ним, в земле. И даже те, которые, может быть, слышали, что под городом, параллельно с бесчисленными, великолепно отстроенными улицами, находится сеть каналов и ходов, обыкновенно не посещают эту подземную часть города, частью потому, что осмотр достопримечательностей верхнего города занимает очень много времени, частью же и потому, что осмотр подземного Парижа сопряжен с некоторыми затруднениями, потому что для получения дозволения для осмотра этого подземного света, недостаточно мотивировать своей просьбы о дозволении простой любознательностью, но нужно указать на какую-нибудь научную или вообще специальную цель. Но, конечно, поездка по этим каналам и ходам под Парижем, интересна не для одних только специалистов.

Во время парижской всемирной выставки в 1867 году, контора, которой было поручено выдавать билеты на осмотр подземного Парижа, в виду громадного наплыва любопытных посетителей, следовала при этом еще более строгому разбору, чем в обыкновенное время.

Ограниченное число таких билетов было роздано только ученым, специалистам, членам жюри выставки и членам медицинского и фармацевтического конгрессов, собравшихся в то время в Париже, а также некоторым важным лицам.

Эти избранные, отправляясь в подземное путешествие, взяли с собою жен, дочерей и некоторых близких знакомых. Каждое из таких путешествий предпринималось целым караваном, главную часть которого всегда составлял прекрасный пол, конечно, не имевший притязаний ни на ученость, ни на специальные познания. При посредстве одного из членов международного ученого конгресса, мне также удалось совершить это интересное путешествие.

Известно, что древнее латинское название Парижа «Lutetiа», означало нечто вроде помойной ямы. Еще несколько лет тому назад, Париж вполне соответствовал этому названию. На улицах, после каждого дождя, грязь стояла по ступицу; во многих местах, как в дурную, так и в хорошую погоду, распространялась ужаснейшая вонь; на каждом шагу проезжающие экипажи и прохожие забрызгивали друг друга грязью.

Теперь все это уже миновало. Не только на новых широких улицах, созданных Гаусманом, господствует самая щепетильная чистота, но и в узких улицах дальних частей города, за немногими исключениями, заметна необыкновенная опрятность. Асфальт, закрытые водостоки, постоянно открытые краны с чистой водой и другие приспособления, дали замечательные результаты.

В прежнее время существовали улицы, по которым можно было ходить только в высоких сапогах; теперь улицы эти снабжены каналами и вымощены асфальтом, так что по ним могут безопасно ходить дамы в шелковых сапожках. Вероятно, многие из наших читателей, посещавших Париж в прежнее время и теперь, могут подтвердить этот факт.

Время царствования императора Наполеона III принесло для Парижа, как относительно украшения самого города, так и относительно улучшения гигиенических условий, гораздо более пользы, чем многочисленные годы царствования предшествовавших государей. Срыты или перестроены целые кварталы; на месте их явились обширные площади, широкие улицы и бульвары, усаженные деревьями. Новые кварталы, новые бульвары, новые улицы, новые дома и дворцы и новые гигиенические учреждения, составляют чудеса нового Парижа.

Но самым удивительным и грандиозным созданием последнего времени в Париже, является новая система стоков, устройство подземных сточных ям для отвода уличной грязи и прочих нечистот. Для этой цели, весь Париж, по направлению главных улиц, снабжен сетью подземных каналов. Подобно большой реке, с впадающими в нее притоками и ручьями, под городом находится целая водяная система, принимающая в себя все уличные стоки, и впадает, вдали от Парижа, в Сену, ниже самого города. Длина всей подземной сточной системы равняется 200,000 метров, т. е. около 190 верст.

Главные ходы или «еgоuts cоllecteurs» этой подземной сети, высоки, широки и необыкновенно чисто содержатся, чему много способствует частая вентиляция; вследствие этого проход по этим ходам не может представлять ничего неприятного или неудобного. Здесь нет ни крыс, ни гадов, даже испарения из этих каналов едва заметны, вследствие хорошо устроенной вентиляции.

Недалеко от Роnt аu сhаngе, наше общество спустилось в подземный Париж; здесь их встретили многочисленные проводники с факелами, лоцманы барок и служители для управления вагонами.

Один из членов парижской медицинской академии принял на себя роль ученого чичероне.
Если иметь в виду количество нечистот и стекающей грязи в таком огромном городе, как Париж, то легко себе представить, какие размеры должен иметь главный канал. Действительно, ложе этого канала имеет вид небольшой реки.

По обеим сторонам этой реки идут широкие, покрытые цементом, плотины; над каналом возвышается обширный свод, также покрытый цементом. Вышина этого свода равняется двенадцати футам. На стенах подземных ходов, повсюду прикреплены фарфоровые дощечки, с названиями соответствующих этим ходам улиц, так что, путешествуя под Парижем, можно во всякое время узнать, под какой частью города находишься.

Все ходы и каналы освещаются множеством фонарей. Подземные своды служат также для снабжения всего города свежей водою. В чугунные бочки, находящиеся в углублениях сводов, течет вода из реки Дюнс, расходящаяся по подземным трубам, по всему городу и проведенная во все городские фонтаны и уличные краны.

Вначале все наше общество путешественников уселось в небольшие вагоны, двигающиеся по рельсам, при помощи людей, как это и изображено на одном из приложенных рисунков. Поездка в таких вагонах продолжалась до одного из главных каналов, соответствующих улице Риволи.

Здесь мы сели в плоскодонную лодку, которая передвигалась по каналу помощью особого ручного механизма, подобного механизму дрезин на железных дорогах. Канал под улицей Риволи представлен на другом нашем рисунке. Лодка эта служит для передвижения тины в подземных каналах.

 

Париж: Подземные сообщения в городе. 2. Лодка.

 

Нужно сознаться, что мне никогда еще не приходилось путешествовать таким оригинальным образом. Я бродил по каменноугольным копям близ Нью-Кэстля на Тайне, в узких шахтах морского дна; я осматривал норвежские рудники и видел людей, трудящихся в подземной тьме. Но там находишься совершенно вдали от солнца и от жизни на поверхности земли; здесь же находишься совершенно в других условиях. Здесь слышишь, как над головой проезжают легкие экипажи и тяжелые омнибусы, видишь солнечный свет чрез вентиляционные отверстия и в то же время неслышно двигаешься по каналу при тусклом свете фонарей, освещающих пенящуюся воду и медленно подвигающуюся тину.

Чем далее мы подвигались, тем быстрее был поток и тем глубже был канал; лодка двигалась все скорее и плавание иногда только что на несколько секунд замедлялось массами тины и песку. Но преодолев препятствие лодка неслась еще быстрее.

Таким образом наше подземное путешествие продолжалось около часу; наконец мы, миновав бульвары, завернули в канал улицы Ришелье и здесь уже оставили нашего Харона. Мы поднялись несколько ступеней вверх и снова вышли на дневной свет.

Каждому, посещающему Париж, следует употреблять все старания для получения дозволения осмотреть подземный Париж. Для этого следует только не жалеть звонкого раssе раr tout, перед заманчивым блеском которого умилостивляется, как говорят, даже угрюмый Харон, арендатор перевоза через мрачный Стикс, реку грозного Аада.

А. Г.

 


Всемирная иллюстрация, № 62 (7 марта 1870 г.)

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (01.08.2019)
Просмотров: 84 | Теги: 1870 г., Париж | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz