205 лет тому назад, 12 октября 1808 года, человек впервые оторвался от земли при помощи летательного аппарата тяжелее воздуха. Правда, ненамного тяжелее...
Безуспешные попытки летать на самодельных крыльях предпринимались и ранее, но австрийский часовщик Якоб Деген первым додумался объединить крылья с аэростатом, частично компенсирующим вес аппарата и его пилота. Впоследствии подобные конструкции назвали микстами.
Как видно на рисунке, махолет Дегена, разработанный в 1807 году, приводился в действие самим пилотом. Разумеется, самостоятельно такая машина летать не могла, но когда изобретатель прикрепил сверху небольшой воздушный шар, наполненный водородом, вес всей конструкции вместе с испытателем понизился до 18 килограммов. Такой аппарат, интенсивно махая крыльями, уже мог ненадолго подниматься над землей и совершать небольшие полеты. Когда движения крыльев прекращались, он медленно спускался, при этом крылья играли роль парашюта.
Первое успешное испытание аппарата Дегена состоялось в этом роскошном зале венского манежа. Впоследствии воздухоплаватель гастролировал со своей машиной по Европе, совершая публичные полеты за деньги. Никакого другого практического применения для нее не нашлось.
Не все гастроли проходили успешно, например, 5 октября 1812 года в Париже Деген так и не смог взлететь. То ли воздушный шар на этот раз был слишком мал, то ли водород из него частично улетучился. Разъяренные парижане, заплатившие по 10 франков за билет, разломали аппарат и сильно избили изобретателя. Пришлось даже вмешаться конной полиции, чтобы дело не дошло до смертоубийства.
После этого Деген сделал новый микст и продолжил эксперименты с ним, но в 1815 году окончательно разочаровался в конструкции, способной только "подпрыгивать" на несколько десятков метров.
В дальнейшем Дегена привлекла идея вертолета. Вспомнив свои навыки часовщика, он сделал первую в мире действующую модель винтокрылого летательного аппарата соосной схемы, работающую от часовых пружин, скрытых в длинном трубчатом корпусе. Удивительно, но модель сохранилась до сих пор и стоит в одном из австрийских музеев. Разумеется, летать она не могла, а предназначалась лишь для демонстрации принципа действия несущих винтов.
Источник: http://vikond65.livejournal.com/ |