nik191 Четверг, 22.08.2019, 11:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

О погребении умерших

Могилы американских индейцев

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА

 

О погребении умерших

 

Погребение умерших, у всех мало мальски образованных народов, всегда было предметом особого попечения, так как при этом, обыкновенно, проявляется любовь, которую питали к умершему лицу, во время его жизни, а также и вера в будущую жизнь умершего. Если мы обратим внимание на гигантские могильные постройки, пещеры в скалах, пирамиды и на искусство бальзамирования трупов у древних египтян, то нам станет понятно, что такая роскошь, такое сохранение трупов от гниения, были тесно связаны с религиозными воззрениями этого древнего народа.

Погребение мертвых, употреблявшееся у древних греков и римлян, которые торжественно и публично хоронили трупы в землю, смотря по состоянию и знатности рода умершего, совершалось через более или менее короткий промежуток времени после смерти, в присутствии родственников и друзей умершего, одетых в черные одежды, и при том при плаче наемных плакальщиц, с произнесением надгробных речей, при звуках музыки. За погребением следовал обед и раздача подарков народу. Из этого видно, что в основе такой обрядности, при погребении умерших, у классических народов, тоже лежало уважение к умершему.

Если основные принципы, которыми руководствовались при погребении умерших только что названные народы, были или религиозное чувство, или чувство уважения к мертвым, то, напротив того, индусы, персы и евреи выказывали страх к мертвым. У этих народов, очевидно, большую роль играла восточная идея, что тела только ничтожные, преходящия узы духовной жизни. Кажется, что идея эта явилась также под некоторым влиянием климата, способствовавшего быстрому разложению трупов. Но индусы, бирманцы и другие народы восточной Азии погребают своих мертвых, в особенности, принадлежавших к высшим кастам, не без некоторой торжественности и блеска и даже с некоторой роскошью.

Погребение обыкновенно совершается скоро после смерти, вследствие существующего убеждения, что присутствие трупа оскверняет жилище.

Персияне убеждены, что в труп и даже в тело умирающего переселяется злой дух, дав, почему и происходит гниение трупов.

У древних евреев, по учению левитов, не только самые трупы считались нечистыми, но и все, которые до них дотрагивались, или приближались, а также все сосуды в доме, стоявшие не покрытыми в течении семи дней, после умершего. Вследствие этого, не взирая на опасность погребения мнимоумерших, евреи спешили с  погребением трупов; кладбища же устраивали в далеком расстоянии от домов и полей.

У евреев существовали плакальщицы и флейщики; они обертывали мертвых с головы до ног узкими полотенцами, на подобие детских свивальников и закрывали свои лица также полотенцами, ограждая их от осквернения при взгляде на труп; при этом, всю воду, находящуюся в доме, выливали на улицу.

Около умирающего, в головах и ногах ставили зажженные восковые свечи, освещавшие последние минуты жизни и все ближайшие родственники умершего считали своим долгом нести до могилы тело умершего или, по крайней мере, провожать его до кладбища.

Первые христиане вообще следовали в этом отношении обычаям древних евреев, только погребение умерших производилось у них с большей торжественностью и имело более религиозный характер, вследствие присутствия на нем священников и пения торжественных молитвенных гимнов, в которых упоминалось о смерти и воскресении.

Погребение умерших у первобытных народов Америки значительно отличается от погребения христиан. Помещенный в этом нумере нашего журнала рисунок,—снимок с картины известного живописца Карла Бодмера,—изображает способ погребения мертвых, употребляемый у индийского племени сиуксов, обитающих, в числе 20.000 человек, в Канаде, близ форта Унион.

Этот языческий народ верит в будущую жизнь, в которой храбрые будут награждены красивейшими женами и многочисленными стадами для охоты; трусы же, в наказание, после смерти, поселяются на пустынный остров и не имеют жен.

Сиуксы хоронят мертвых двояким образом: они кладут умерших храбрецов просто на землю, где трупы их пожираются волками; женщин же, детей и трусов, как изображено на нашем рисунке, кладут на высокие деревья или деревянные подмостки, прикрывая трупы бараньими шкурами.

Дождь и влияние воздуха ускоряют разложение и белят кости. При этом, обыкновенно, волки, привлеченные запахом трупов, собираются стаями около таких деревьев и жалобно воя, как бы оплакивают умерших.

У германских первобытных народов, также как и у японцев, употреблялось сожжение трупов, основанное на религиозном веровании в очистительную силу огня и, кроме того, на совершенном устранении заражения воздуха гниением трупов; при этом зола собиралась в особые урны.

Индийские племена употребляют и сожжение, и погребение трупов; греки и римляне, от погребения мертвых, постепенно перешли к сожжению их. В Греции сожжение трупов вполне уже установилось в IV веке до Р. X., а в Риме — со времени падения республики, до IV века по Р. X. и только новорожденные и убитые молнией зарывались в землю.

С гигиенической точки зрения, против сожжения трупов, если бы оно могло совершаться вполне, ничего нельзя сказать; но сожжение на кострах никогда не бывает полное и при том распространяет сильный запах, так как это только жаренье трупов.

По словам путешественников, места, где производится сожжение трупов в восточной Азии, служат сборными пунктами для гиен и других хищных зверей, питающихся остатками от сжигаемых трупов. В недавнее время, в Германии и в Англии предложены были способы быстрого и полного сожжения трупов, для того, чтобы уничтожить обычай погребения мертвых; но предложения эти остались без последствий.

Способы погребения, в видах здоровья населения, должны всегда находиться под строгим надзором. Не говоря уже об укоренившемся, в особенности в западной Европе, обычае хоронить мертвых в церквах, под ногами молящихся, против которого напрасно восставали многие церковные собрания, еще в VI веке, предлагая вместо этого погребение около церкви, так как от разложения трупов развиваются газы, подымающиеся из под земли наружу и производящие весьма вредную для здоровья атмосферу, в особенности в запертых церквах, — точно также вредно, с медицинской точки зрения, вносить тела мертвых в церковь, для отпевания.

Хотя это и весьма благочестивый обычай, основанный на уважении к умершему и на вере в загробную жизнь, тем не менее долг естествоиспытателей не только предостерегать от опасности этого обычая, но даже требовать его оставления, в интересах тех, которые совершают в церкви молитвы за усопшего и тех, которые, несмотря на ядовитые газы от трупа, ради простого любопытства, приходят в церковь присутствовать при отпевании трупов, совершенно посторонних лиц.

Так как газы эти вредны для здоровья, то такое, хотя и косвенное, нанесение вреда, есть посягательство на здоровье наших ближних. Это вредное обыкновение запрещено уже почти во всех цивилизованных государствах. Но не одни только трупные газы имеют вредное влияние, но и вода, зараженная гниющими трупами.

Поэтому, никак не все равно, где и в какой почве зарываются трупы. Подходящий пример представляет Петербург. Большинство кладбищ лежат выше ложа Невы, поэтому, вся зараженная трупами вода течет по направлению к городу и с каждым днем все более и более пропитывает собою заселенную местность. Небольшие ручьи и речки вблизи кладбищ давно уже не содержат в своей воде рыбы, которая вся вымерла, отравленная трупным ядом; люди, живущие около кладбищ, лишены возможности держать домашний скот, который погибает от корма, растущего в окрестностях. Если же рыба и скот не могут существовать, то очевидно, что окрестности кладбищ, для обитающих в них людей, не могут считаться здоровыми и, действительно, смертность, в особенности между детьми, гораздо более в местностях, соседних с кладбищами, нежели в отдаленных от них.

Но так как на кладбища ежедневно привозятся новые трупы, так как здоровая почва совершенно уже пропитана зараженной ими влагой, то очевидно, что просачивание ее в почву города происходит все в больших и больших размерах; вследствие всех этих обстоятельств непременно должна явиться идея об уничтожении этих кладбищ, источников смерти и разрушения и об устройстве новых, вдали от города; конечно, расстояние между кладбищами и городом будет значительно больше и погребение сделается не так удобно, но в больших городах этому нельзя помочь.

Следует взять, в этом отношении, пример с Лондона, насчитывающего более двух милионов жителей. Там, для препровождения трупов на кладбища и сопровождающих их родственников и знакомых умерших, устроена особая железная дорога. Каждый из участвующих на похоронах платит несколько копеек за проезд по железной дороге и через несколько минут вся погребальная процесия находится уже на кладбище. Таким же путем все возвращаются в город. Несмотря на необыкновенно дешевую плату за провоз, эта железнодорожная компания пользуется огромной прибылью. Это стоит подражания!

Д-р Г.

 

К этой статье сотрудника нашего, можем мы прибавить следующее любопытное сведение.

При совершенно особенных обстоятельствах, в наше время иногда производится сжигание трупов. Еще недавно, один эксцентрик-англичанин поместил в своем завещании посмертное распоряжение о том, чтобы труп его был старательно сожжен и чтобы оставшаяся зола была продана на поташный завод. Вознегодовавши на это распоряжение, духовенство не могло воспрепятствовать его исполнению, так как им обусловливалась передача наследства. Конечно, такие случаи бывают редки и скорее вызывают удивление, но не желание подражать.

В больших размерах сожжение трупов людей и животных производилось в России, после нашествия французов в 1812—1813 годах. Один старый, живущий теперь в Петербурге, врач, участвовавший в отечественной войне, сообщил нам некоторые подробности об этом. Доктор Ж. был в то время лекарским помощником в центральном госпитале, устроенном в Минске.

В конце декабря месяца 1812 года, во время бегства французов, в этом госпитале было до 1500 больных, при чем ежедневно смертность составляла 12% всех больных. Медицинский штат госпиталя состоял из трех врачей и пяти фельдшеров.

При страшной смертности, при постоянном прибывании новых больных и раненых и при недостатке медицинской помощи, не было возможности вывозить умерших, не говоря уже о погребении их в землю, замерзшую камнем. Поэтому трупы просто выбрасывались из окон госпиталя на двор. Здесь они, в течении зимних месяцев, накоплялись целыми грудами. Замерзшие трупы, конечно, не производили никакого вредного влияния в холодное время года. В феврале месяце, эти груды трупов достигали уже окон второго этажа госпитального здания и с приближением оттепели угрожали не только самому госпиталю, но и всему городу.

В то время смертность уменьшилась до 2%. Число врачей и фельдшеров было увеличено и в распоряжении госпитального начальства находился эскадрон линейных казаков; но, тем не менее, для успешного удаления и зарывания огромного числа накопившихся трупов, не было достаточно ни времени, ни сил. Доктор Ж., вследствие этого, приказал привести с ближайшего лесного двора бревен и привязать по одному трупу на каждое бревно. Привязанные таким образом, трупы были вывезены за город в такой день, когда ветер дул от города. Бревна, с привязанными к ним трупами, были сложены друг на друга, в виде высоких костров, а между тем в промежутках были положены горючие вещества и затем костры эти были зажжены.

Эти громадные костры горели, как факелы, и от них не осталось ничего, кроме золы и пепла. Энергическая, своевременно употребленная мера сожжения, около 20,000 трупов, спасла Минск от тифа и других болезней, свирепствовавших весной, по окончании войны, в тех городах, которые находились в районе военных действий.

 

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (31.07.2019)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz