6 ноября 1930 года начал свою работу Автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи (позднее – Московский автомобильный завод имени КИМ, МЗМА, АЗЛК, ОАО «Москвич»).
Сначала на Автосборочном заводе имени КИМ собирали только из американских деталей – автомобили Ford-AA, и только через два года после постройки нижегородского завода стали выпускать автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА из отечественных комплектующих.
15 января 1939 года автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи был переименован в Московский автомобильный завод имени КИМ, на котором в 1941 году начался выпуск малолитражного автомобиля КИМ-10. В 1945 году было принято постановление о крупносерийном производстве легкового автомобиля, а завод переименовали в МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. Его первым серийным изделием стал Москвич-400. Этот автомобиль выпускался на основе популярного немецкого Opel Kadett 1938 года и появился на улицах Москвы в 1947 году. Именно тогда первым столичным индивидуальным владельцам стали выдавать номерные знаки серии МИ, которые шутливо расшифровывали как «могу искалечить».
Претерпев ряд модернизаций, Москвич-400 уступил место в 1956 году совершенно новой конструкции – модели Москвич-402. С 1957 года стал выпускаться Москвич-410. А в 1958 году на заводе начат выпуск автомобиля Москвич-407.
Это была модернизированная модель 402-го с новым верхнеклапанным двигателем. Помимо двигателя, он отличался также внешним оформлением (например, появились молдинги на боковинах) и некоторыми другими деталями (педаль акселератора стала подвесной, привод стартера — электромагнитным). С декабря 1959 года устанавливалась новая четырёхступенчатая коробка передач. Редуктор заднего моста модели 402 со 2-го квартала 1958 года был заменён на редуктор модели 407 (число зубьев 33 и 7, а с апреля 1959 года — 37 и 8) со спирально-коническим зацеплением. С марта 1961 года устанавливался редуктор с гипоидным зацеплением (передаточное число — 4,55, число зубьев — 41 и 9). Серийное же производство модели Москвич-402 в мае 1958 года было свёрнуто.
В мае 1967 года с главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль Москвич-408.
Кстати, именно с 408-го начался экспортный успех самой элегантной машины СССР, особенно с четырьмя фарами.
Уже в октябре 1967 года встал на колеса более совершенный первый Москвич-412 с более мощным и долговечным двигателем, с улучшенной отделкой, появился вакуумный усилитель тормозов. Через год появились модификации 412-го с кузовами универсал (Москвич-427) и фургон (Москвич-434). Москвич-412 по сложившейся на тот момент спортивной традиции, неплохо себя зарекомендовал на спортивных трассах.
В кузове 408-го, но с новым мотором УМЗ-412 (Уфимский моторный завод) четыре машины финишировали под жарким декабрьским солнцем Сиднея в 1968 году. Команда показала впечатляющие результаты в ралли Лондон-Сидней протяжностью 16 000 км, и Лондон-Мехико. После таких успехов в двух ралли-марафонах экспортные продажи поднялись до невиданного уровня.
В октябре 1968 года в связи с 50-летим ВЛКСМ завод был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В сентябре 1986 года с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль Москвич. В 1988 году было закончено производство автомобилей Москвич-2140 и развернута работа по подготовке производства пикапа на базе модели 2141 и прицепа, в 1992 году освоен выпуск грузового автомобиля Москвич-2335-пикап.
В 1994 году совместно с Киевским авторемонтным заводом был организован выпуск многоцелевой модели Москвич-2901.
С середины 1990-х годов в связи с акционированием АЗЛК стал ОАО «Москвич». В апреле 1997 года был освоен выпуск новой модели хетчбэка «Юрий Долгорукий» с двигателями ВАЗ и Renault. В июне начинается производство седанов «Москвич 2142 Князь Владимир» с двигателем Renault F3R. В августе на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335-пикап» разработаны модели электромобилей. В декабре производится новая модель «Москвич 2141 Святогор» с двигателем «Renault» и импортными комплектующими узлами. В начале 1998 года организовано рекламный пробег «Москва – Омск – Новосибирск – Москва» на автомобилях «Святогор» и «Князь Владимир» протяженностью 7500 км. В августе модельный ряд пополняется новой моделью «Москвич 214242 Иван Калита» с двигателем «Renault». В ноябре разработана полноприводная модель автомобиля «Калита», а в декабре конвейера ОАО «Москвич» сошел 5-и миллионный автомобиль «Князь Владимир». Выпущены в единичных экземплярах купе «Москвич 2142 S7 Дуэт» на базе «Москвич 214242 Иван Калита» и купе «Москвич 2142 SO Дуэт» на базе «Москвич 214242 Князь Владимир».
И все же оживить производство на заводе, в конечном счете, не удалось. Модернизированный автомобиль «Москвич – Святогор», производившийся в 1997 -2001 годах, хотя и был улучшен по ряду наиболее проблемных узлов и агрегатов (заменённых импортными), к началу 2000-х годов морально устарел, кроме того, использование импортных комплектующих стало экономически невыгодным, а работы по созданию перспективных автомобилей Москвич 2139, Москвич 2143 и Москвич 2144 фактически остановились.
Не принес результат переход на мелкосерийный выпуск дорогих автомобилей бизнесс-класса (Е) на платформе Москвич-2141/Москвич-2142 — «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Дуэт». Данная программа закономерно потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных «люксов», да еще созданных на устаревшей платформе непрестижного массового автомобиля. В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал.
В 2006 году ОАО «Москвич» официально было объявлено банкротом. Снабжением эксплуатируемого парка автомобилей марки «Москвич» запчастями в настоящее время занимаются бывшие смежники Москвича и отдельные малые предприятия, использующие остатки оборудования завода, а также в инициативном порядке автоклубы любителей марки «Москвич». Значительная часть территории ОАО «Москвич» (бывший недостроенный завод двигателей) в 1998 году вошла в состав СП ЗАО «Автофрамос», в настоящее время занимающегося сборкой румынских автомобилей Dacia Logan.
Источник: http://www.opoccuu.com/ |