nik191 Воскресенье, 21.04.2019, 03:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1072]
История искусства [207]
История науки и техники [230]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 6

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА 1870 ГОДА

 

Часть 6

 

Общество попечения о раненых и больных воинах


Трудно было бы поверить, какая резкая перемена произошла в участи раненых воинов в последние 10—15 лет, если бы только все это не случилось на наших глазах. Благодетельная перемена эта, совершившаяся не у нас только в России, но и во всех образованных государствах Европы и Америки, появлением своим обязана женевской международной конвенции 1863 года, а главное—составлению частных «обществ попечения о раненых и больных воинах».

По конвенции женевской 1863 и парижской 1867—раненые и люди, необходимые для ухода за ними, считаются нейтральными; международный знак (красный крест на белом фоне) делает раненых и санитара совершенно свободными, хотя бы они находились на местности, захваченной неприятелем. Вышеприведенный факт является впервые не в наш век, а, как показывает история, существовал уже пять-шесть веков тому назад. Развитие же частных обществ принадлежит недалекому прошлому, и основание первому из них положила мисс Нейтингам во время крымской войны.

В России до 67 года существовало Крестовоздвиженское общество сестер милосердия, возникшее тоже в крымскую войну, под покровительством вел. кн. Елены Павловны. До сих пор каждый из героев Севастополя помнит, какую благодетельную пользу и с каким самоотвержением оказывали помощь раненым 200 сестер милосердия крестовоздвиженской общины.

В 67 году образовалось «общество попечения о раненых и больных воинах», состоящее под Высочайшим покровительством Е. И. В. Государыни Императрицы.

И вот не много более двух лет, как общество основано и уже в состав его входит более 70 местных управлений, разбросанных по всей России, оно владеет капиталом, превышающим 250 т. р. и, что важнее всего, имеет в запасе, на случай войны, большие склады всего необходимого для раненого, начиная с поднятия его с поля сражения и кончая постоянным госпиталем.

Никогда не была так кстати помощь общества, как при настоящем вооружении войск, когда в несколько минут уничтожаются целые армии, и, следовательно, является громадное количество раненых; в этих случаях, как бы ни было хорошо снабжено войско перевязочными и другими медицинскими вещами, оно не будет в состоянии удовлетворить всем нуждам раненых, что достигается при помощи обществ.

 

Общество попечения о раненых и больных воинах
Общий вид на киоск, литьеры, носилки и пр.

 

В отделе «общества попечения о раненых и больных воинах» выставлено довольно большое количество снарядов для транспортировки раненых; сюда входят разного рода тачки, повозки и носилки. Экспонентами этих снарядов являются:

1) самое общество,
2) Музей медико-хирургической академии,
3) интендантское ведомство и
4) единственный частный экспонент на всю Россию—Аппелиус из Риги.

Внимание публики более всего сосредоточивается на вьючные койки (литьеры) и вьючные кресла (каколе); хорошая работа лошадей, которые оседланы этими носилками, и видное место, на котором они поставлены, действительно заставляют их прежде всего броситься в глаза входящему в отделение общества.

Употребление носилок этого рода весьма ограниченно; так, литьеры употреблялись исключительно только в Алжире, во французских войсках; также их пробовали ввести в английских и итальянских войсках. Как в Алжире, так и в Италии оба вида носилок употреблялись не на лошадях, а на мулах—да и понятно, почему, в данном случае, мулы предпочитались лошадям; первые гораздо сильнее, сносливее и походка их гораздо покойнее лошадей.

Литьеры, как видно на прилагаемом рисунке, состоят из железной, обтянутой холстом рамы, шириной фута полтора, длиною в средний рост человека. При помощи крючьев и ремней, рамы прикрепляются к обыкновенному вьючному седлу, раненый лежит на изготовленной подобного рода койке горизонтально, складной же холщевой навес защищает от солнца и дождя. Так как наши литьеры состоят из трех подвижных частей, то больной может принимать полусидячее положение; — пара литьер стоит 120 фр.

Устройство каколе весьма просто — два обыкновенных кресла, при помощи крючьев, привешиваются по бокам к тому же вьючному седлу, и раненый (только не в ногу) помещается как в обыкновенные кресла, упираясь ногами в доску, висящую на ремнях. Пара каколе весит около одного пуда и стоит 90 франков.

 

Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 5-6, приложение к № 77.

Всемирная иллюстрация.

 

Общество попечения о больных и раненых воинах


II. Вагон.


В первый раз железная дорога была применена для перевозки раненых в Америке; там же этот способ перевозки оценен и доведен до той громадной пользы, которую приносит в настоящее время. Понятно, что обыкновенные пассажирские вагоны, в обыкновенном своем виде, годны для перевозки только легко раненых, в других же случаях, где больные должны быть перевозимы лежа, необходимо некоторое изменение, как в пассажирских, так и товарных вагонах, назначенных для этой цели.

Много способов было предложено для укрепления носилок и кроватей внутри вагонов; предлагали ремни, различного рода качалки, но всем этим не могли устранить тех коротких толчков, которые получались и весьма трудно переносились больными во время езды; не помогли также, предложенные для этой цели, в Шлезвигскую войну, разного рода матрацы. В последнюю американскую войну было предложено привешивание носилок на каучуковых кольцах; не говоря даже о дешевизне этого рода привешивания носилок, для чего нужны только 4 железных крюка, которые, будучи вбиты в стену обыкновенного товарного вагона, но они дают в 10—15 минут настолько удобный и дешевый способ перевозки раненых, что после перевозки таким образом 75,000 человек, доктор Мерен сказал:

«Вагоны эти сделали для спасения жизни и успокоения больных больше, чем сколько могла бы сделать половина моих хирургов».

Североамериканцы не остановились на одних применениях и приспособлениях, но устроили особенные железнодорожные лазаретные поезды, назначение которых было свозить раненых со всех отдаленных мест сражений, в постоянный госпиталь. Каждый вагон подобного лазарета, устроенный по рисункам Э. Герриса, разделен на три части: среднюю большую, а по краям 2 меньших, две кухни с одного конца и аптека с другого. Каждый вагон вмещает в себе 30 носилок для трудно больных.

 

Наружный вид вагона

 

На настоящей мануфактурной выставке мы видим вагоны, назначенные для перевозки раненых; они принадлежат «обществу попечения о больных и раненых воинах».

Один из них, обыкновенный товарный, с привешенными в нем 12 носилками на каучуковых кольцах; другой же представляет нам подвижной лазарет, изображенный на рисунке. Вагон этот снаружи походит на так называемые спальные вагоны (двухэтажный), но ниже их; по краям вагона нарисованы знаки общества, а боковые стороны украшены золотым русским гербом.

 

Внутренность перевозочного вагона

Внутренность вагона разделена на две части: одна предназначена для раненых, а в другой находится все необходимое для подачи помощи на большое количество раненых; тут есть и операционный стол, и все хирургические инструменты, и аптека, и лаборатория, и кухня, одним словом, в случае надобности, врач находится в возможности, не выходя из вагона, сделать всякую операцию и не стесняться в лечении.

Другая половина для раненых отделена от первой занавеской; она вмещает 4 носилок, укрепленных на каучуковых кольцах и ремнях, от чего движения их эластичны и плавны. Вентиляция и отопление вагона (паровое) устроены по системе барона Дершау, для чего, рядом с лабораторией, находится отделенный перегородкой паровик; регулирование температуры в вагонах производится при помощи электрических звонков.

В верхнем этаже, в 3 раза меньшем нижнего, находится помещение для фельдшера, склад аптечной посуды и резервуар для воды и льда. Вагон этот построен учениками московской технической Комисаровской школы, и, как нам говорили, в один месяц. Он куплен известным русским строителем железных дорог Губониным, и пожертвован в склад Е. И. В. Государыни Императрицы. Ценность вагона 10,000 р.

 

Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 7-8,

Всемирная иллюстрация.

 

III. Палатка


В хорошо устроенных армиях достает и хирургов, и перевязочных средств для всех раненых; но никогда раненые не пользовались желанным помещением и продовольствием—первыми условиями для хорошего исхода болезни. Общества обратили на это внимание и в настоящее время имеют в запасе своем палатки и даже бараки. На рисунке представлен образец палаток, какими владеет общество в значительном количестве.

 

 

Палатка построена по образцу американских: занимает место в 16 метров, совершенно достаточное для 5 кроватей, с принадлежащими к ним столиками и госпитальной посудой; главное достоинство палаток то, что они не пропускают ни дождя, ни ветра; первое достигается двойной крышей, второе стенками из толстого солдатского сукна. Подобную палатку 2 — 3 человека могут разбить в несколько минут. Кровати, находящиеся в палатке, представляют образцы из складов 5 дамских обществ, находящихся в Петербурге; все они складные и приспособлены для перевозки. Особенно выдается из 4 других железных кроватей, деревянная кровать из склада Императрицы; кровать эта вятской работы, крепка, сложенная занимает весьма мало места и в тоже время дешева—около 4 р. сер.

Что касается до госпитального белья и платья, то везде видна даже роскошь, относительно того белья и платья, которое мы привыкли видеть в госпиталях — в солдатских отделениях. У каждой кровати стол, на нем посуда, в количестве большем против обыкновенных госпиталей; жаль только, что из всех столов только один складной, из склада Наследницы Цесаревны, приспособлен для перевозки. Он устроен по образцу обыкновенных рыночных лотков на козлах, сложенный, занимает мало места и в то же время весьма прост и дешев. Перед палаткой поставлен, украшенный цветами, бюст высокой покровительницы общества.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 11-12,

Всемирная иллюстрация.

 

 

 

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 5

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 7

 

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (24.01.2019)
Просмотров: 52 | Теги: мануфактурная, 1870 г., Выставка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz