nik191 Суббота, 20.04.2019, 19:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1072]
История искусства [207]
История науки и техники [230]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 19

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА 1870 ГОДА

 

Часть 19

 

Хроника

 

В «Правительственном Вестнике» опровергнуто известие, будто состоялось распоряжение об открытии всероссийской мануфактурной выставки не 15-го мая, как первоначально было предназначено, а 20-го апреля. Для предотвращения недоразумений, высочайше учрежденная комиссия по устройству означенной выставки объясняет, что никаких распоряжений относительно изменения срока официального открытия выставки не последовало, а сделано с ее стороны только настояние перед экспонентами об ускорении окончания их выставочных устройств и высылки их произведений не позже и, даже, сколько можно ранее срока 15-го апреля, определенного для сего высочайше утвержденными правилами.

***

—    По Высочайшей воле, состоящая при II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии типография примет участие в предстоящей мануфактурной выставке.

***

—    От Высочайше учрежденной комиссии по устройству всероссийской мануфактурной выставки 1870 года. На основании ст. 22-й Высочайше утвержденных 23-го мая 1869 года правил, устройство для помещения изделий в здании выставки должно быть окончено к 15-му апреля 1870 года.

Сообразно с сим и в виду приближения означенного срока, комиссия доводит до сведения экспонентов, выставляющих свои произведения на особых стойках, в отдельных шкафах или витринах, или же с особым убранством, что внутреннее, помещение готово для производства нужных по сему предмету работ и для установки вперед заготовленной для изделий мебели, и приглашает ускорить, сколь можно, производство означенных устройств на местах, уже на плане отведенных для каждой заявленной партии.

Экспоненты могут по сим предметам обращаться ежедневно, в самом здании выставки, к члену комиссии, управляющему ее делами, статскому советнику Карлу Денисьевичу Бельскому.

Вместе с сим, комиссия вновь извещает, что прием предметов, для выставки предназначенных, с 15-го февраля производится ежедневно в здании выставки, комиссаром оной, статским советником Подобедовым, и долгом считает напомнить экспонентам, что, по силе ст. 16 Высочайше утвержденных правил, означенные предметы должны быть доставлены к 15-му апреля 1870 года.

Всемирная иллюстрация, № 66 (4 апр.)

 

***

Петербургский корреспондент «Крестовой газеты» пишет, что профессор гравировального искусства Виньер уже изготовил медаль, которая должна служить воспоминанием о всероссийской мануфактурной выставке.

***

— В предстоящей петербургской мануфактурной выставке намерены принять участие своими изделиями 263 фабричные и заводские фирмы Царства Польскаго. Наибольшее число экспонентов будет из Варшавы. Здешнюю промышленность и здешние искусства будут представлять в Петербурге изделия железных заводов, фабрик суконных, кортовых, бумажных, льняных, стеклянных, также изделия столярные, экипажи, фортепиано, сахар, свечи стеариновые, косметические предметы, оптические инструменты, фотография, резьба, кожаные изделия, одежда, обувь и проч. В промышленной выставке, бывшей в Варшаве в 1857 г.,участвовал 231 экспонент, следовательно, в Петербурге будет 32-мя больше.

***

— Движение иностранцев, прибывающих в Петербург чрез европейскую границу, значительно усилилось в последнее время. По сообщенным в «Петерб. Ведом.» сведениям, число их, за последнюю неделю марта, простирается до 129-ти человек, между тем, как в прошлом году за тоже время приехало около половины этого числа. Статистика подобного рода, во время предстоящей мануфактурной выставки, нам кажется не лишенной интереса, и мы будем доставлять эти сведения из последних источников.

***

— По окончательном распределении выставочного пространства между экспонентами, которых заявления поступили в срок, указанный Высочайше утвержденными 23-го мая 1869 года правилами, комиссия долгом своим сочла объявить, что свободного места уже более не имеется, и что за сим никакие заявления о представлении произведений на выставку приняты быть не могут.

***

— Надзор за курением, как видно, не игнорирован гг. заведующими выставкой; в разных отделах ее расставлено несколько бочек с водой и служителей пожарной команды, поливающих пол.

***

— В здании Всероссийской мануфактурной выставки, начались с 27-го марта усиленныя работы. Они производятся в ночное время при электрическом освещении г. Бутримовича. Два электрических солнца горят почти каждый вечер, освещая новую пристройку, где еще производятся плотничьи работы вчерне.

***

— Произведения русской промышленности, доставка которых на мануфактурную выставку идет в настоящее время очень успешно, по-видимому, обещают в некоторых случаях перещеголять своим достоинством подобные же произведения парижской и лондонской всемирных выставок. На днях, например, пишут в «Спб. Вед.», на выставку представлен образец белошвейного искусства—выстроченная грудь мужской рубашки.

Компетентные лица в деле оценки качеств подобных изделий находят, что известнейшие белошвейные заведения, удостоившиеся золотой медали на парижской всемирной выставке, далеко отстали, в искустве выполнения работ, от русских швейных мастерских, но это не один только пример; на мануфактурной выставке можно встретить уже и теперь немало подобных произведений.

Всемирная иллюстрация, № 67 /15 (11 апр.)


***

На днях в шлюпочной мастерской окончена паровая шлюпка, назначенная на предстоящую мануфактурную выставку в С.-Петербурге. Шлюпка будет в одно время паровой, парусной, гребной и спасительной. Вся она построена из национальных дерев и русскими мастеровыми. Длина шлюпки 26 фут, ширина 5 фут. 6 д. Ценность ее еще не определена, но по приблизительному расчету корпус ее обойдется до 1 1/2 тысячи рублей и машина тоже около этой суммы. Строитель ее — поручик Александров.

***

— На этих днях, пишут в «Петерб. Лист.», нам пришлось видеть «деревянную инкрустацию», приготовленную для выставки артистом-музыкантом Императорских театров, г. Кербецом. Около пятидесяти вещиц мелких и десяток крупных вещей приготовлены им. Мелкие состоят: из портретных и ручных зеркальных рамок, ширмочек, спичечниц, коробочек и корзинок.

Крупные состоят: из люстры, киоты, храма славы, карниза, подсвечников, стола, стула и др.

Деревянной инкрустацией, как известно, вероятно, читателям, называются тонкие деревянные пластинки, из которых выпиливаются самые прихотливые узоры и рисунки. Из этих пластинок делают различные вещи, имеющие чрезвычайно красивый, иногда прихотливый, а с искусственным освещением цветных подклеек просто волшебный вид. Именно такие-то вещи нам и пришлось видеть у г. Кербеца.

Особенно замечательна киота, в русском стиле, с тремя куполами, вырезанная из семи дерев: орехового, пальмового, черного, розового и др. Тонкость, до которого доведена выпилка рисунков, поистине изумительна. Так двуглавый орел, находящийся над храмом, где помещен бюст Государя, за два, за три шага кажется нарисованным.

В газетах сообщают о том, что управляющий академической типографией выставляет книгу, в которой «Отче наш» напечатано на 365 наречиях, с различными типографскими украшениями.

С нашей мануфактурной выставкой, по словам «Голоса», случилось то, что вообще бывает в подобных случаях: место, назначенное для нее первоначально, оказалось недостаточным. Недостаточности первоначального помещения помогли присоединением к выставке части прилежащего дома, который выходит на Рыночную улицу и служил до сих пор складом для хлебного вина и спирта, доставляемого в Петербург от балтийских винокуров. Само собой разумеется, что владелец этого склада, барон Корф, получил приличное вознаграждение; но так как для выставки не потребовалось занять все место, принадлежащее этому складу, то в оставшейся свободной части, склад сохранился. Однако ж, кирпичная стена, отделявшая выставку от этого опасного соседства, снята, и теперь разделяет их простая перегородка. Опасность такого положения была тотчас понята владельцем водочного склада, и он, как нам говорили, без затруднения согласился платить по своему страховому полису 1% дороже.

Следовательно, интересы барона Корфа вполне обеспечены. Но мы гораздо более боимся за публику, выставляющую свои произведения, равно как и за публику, которая будет посещать выставку. В самом деле, нам известно, что директоры многих здешних страховых компаний на днях имели особое общее совещание, чтоб согласиться, на каких условиях могут они принимать страхования в помещении выставки. На совещании этом решено было страховать только известную часть выставленных предметов (если не ошибаемся 40—50%) и установить на этот страх весьма высокую премию. Конечно, это последнее условие само по себе неважно; несколько рублей более или менее не испугают никого из участвующих на выставке. Но чтоб компании отказались от обеспечения всех рисков, надо предположить, что эти риски, действительно, весьма серьезны. И в самом деле, легко понять, что соседство водочного склада—как бы подобное нововведение для промышленных выставок ни было оригинально — не может быть вполне по вкусу страховым компаниям, так же точно, как оно не будет по вкусу ни для экспонентов, ни для публики.

Если лица, стоящие официально и близко к делу, думают, что тут нет повода к беспокойству и что опасения страховых компаний нисколько неосновательны, то, в интересах публики, следовало бы заявить об этом. В противном же случае, есть еще время помочь делу, т. е. перевести водочный склад в другое место, или, по крайней мере, согласить барона Корфа на то, чтоб склад этот был совершенно заперт на все время выставки, чем, если и не будет устранена всякая опасность, то, по крайней мере, внушится уверенность, что пожар не явится с этой стороны.


Всемирная иллюстрация, № 68 (18 апр.)

 

***

Локомотив «Москва», сделанный на фабрике Струве, в Коломне, и предназначенный для выставки, прибыл в Петербург и находится теперь в здании выставки.

***

—    В «Голос» сообщают, что от Святейшего синода на предстоящей мануфактурной выставке постановлено продавать по самой низкой цене и даже раздавать бесплатно Евангелие. Для этой цели в отделе, где общество попечительное о раненых выставит свои предметы, при самом входе будет воздвигнут изящный киоск в византийском стиле. Рисунок постройки составлен архитектором Гартманом, а исполнение принадлежит столярному мастеру Шрадеру.

***

—    Говорят, что на время выставки для удобства публики будет устроен новый мост через Фонтанку, прямо из Летнего сада к главному входу выставки.

***

—    Слышно, что, не смотря на прекращение приема произведений на промышленную выставку, в комиссию выставки продолжают поступать заявления желающих участвовать в ней экспонентов, и что некоторые из опоздавших промышленников намерены ходатайствовать об устройстве отделения выставки в Михайловском манеже.

***

— По сведениям «Бирж. Вед.», экспонентов всего около 2,300. Жаль, что военное министерство заняло слишком уже много места, чрез что пришлось ограничить несколько частных экспонентов. Теперь, конечно, пока изделия не выставлены, оценка существенной стороны выставки еще невозможна; мы можем сказать только несколько слов именно об ее декоративной стороне. Необыкновенно эффектно рельсовое сияние, образуемое из цельных полированных рельсов с рельсового и механического завода г. Путилова. По середине будет красоваться спала из руд, украшенных гербами и арками. В другом стиле и весьма роскошна декорация императорских заводов: стеклянного, фарфорового и гранильных. Устройство декоративной части приняли на себя архитекторы Фонтана и Гартман.

Один из наших стеариновых заводов приготовил свечу-великан:    из миллиона свечек, спирально уставленных на великолепном постаменте, на котором устроены будут водопады и фонтаны. В виде вывески, приготовлена тоже громадная голова сахару (аршин в 11).

Множество декораций в чисто русском стиле придадут всему, в полном смысле, национальный характер. Частное общество предприняло устройство аквариумов. Входом в аквариумы, устраиваемые в подземелье, на протяжении почти всего пространства внутреннего помещения выставки, будет служить грот с водопадом.

***

—    На прошлой неделе, говорят «Спб. Вед.», состоялось заседание комиссии, избранной от обществ для содействия русской торговле и промышленности и русского технического, по вопросу об устройстве съезда фабрикантов и заводчиков во время предстоящей всероссийской мануфактурной выставки.

***

—    Экспонентов всех на выставке — 2,350 человек. Площадь, занятая под выставку, равна 4,000 квадр. саженям, т. е. ровно вдвое больше, чем последняя мануфактурная выставка, бывшая в 1860 году в Москве, и в четыре раза менее последней всенародной выставки в Париже.


Всемирная иллюстрация, № 69 (25 апр.)


***

24-го апреля, всероссийскую мануфактурную выставку удостоили своим посещением Его Величество Государь Император, Ее Величество Государыня Императрица, их Императорские Высочества Великие князья Владимир и Алексей Александровичи, Ее Императорское Высочество Великая Княжна Мария Александровна, их Императорские Высочества Великие Князья Константин и Николай Николаевичи, Его Императорское Высочество принц Петр Георгиевич Ольденбургский и Его Императорское Высочество Великий Герцог Мекленбург-Стрелицкий с супругой Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Екатериной Михайловной. Высокие посетители изволили прибыть на выставку около 1 1/2 часа пополудни и пробыли на ней около двух часов.

***

— Царские комнаты в здании выставки отделаны с большим изяществом и роскошью; для стола в кабинет Государя приготовлена небольшая пушка, примерно в аршин длины вместе с лафетом; она сделана учениками технического училища и наставлена на зеркало; все детали отделаны с замечательною точностью и изяществом.    

***

—    Лиц, посещающих пока выставку, по словам «Бирж. Вед.», занимает шкаф замечательно хорошей отделки, сделанный в том же вкусе, как и все прочие изделия г. Татищева. Шкаф этот как нельзя лучше характеризует прославленное русское гостеприимство. На верху надпись: «не красна изба углами, а пирогами». В верхней половине, с бутылками для питья, особая надпись: «всех напои», а внизу: «всех накорми». Нельзя не заметить работ гальванопластической мастерской нашего морского министерства. Мануфактурная деятельность его рельефнее всего обозначается в машинном отделении, в котором выставлены работы модельной мастерской министерства.

***

—    С 23 апреля в здании выставки открыта телеграфная станция, для внутренней и заграничной корреспонденции.

***

—    Во время выставки, кроме объявленного устройства съезда фабрикантов и других промышленников, по приглашению русского технического общества, будут прочтены лекции с практическими осмотрами выставленных предметов и заводов в окрестностях Петербурга. Лекции, между прочим, будут относиться к следующим производствам: мукомольному, сахароварному, пивоваренному, винокурному, кожевенному, стеариновому, фарфоровому, механическому, сталелитейному, химическому, к производству изделий сухой перегонки и проч. Между лекторами упоминаются имена: гг. Китары, Рейхеля, Андреева, Мусатова, Петрова, Чернова, Бурова и др.

***

—    «Голос» сообщает, что при выставке будет устроен особый отдел общества пособия раненым, в состав которого войдут предметы, употребляемые у нас и заграницею для оказания помощи больным и раненым в военное время. Для доставления публике всех требуемых объяснений и указаний относительно устройства и назначения вещей, будет постоянно находиться при отделе, независимо от дежурных членов, студент медико-хирургической академии.

***

—    По соглашению министерства внутренних дел с министерствами иностранных дел и финансов главным начальником III-го отделения Собственной Его Императорскаго Величества канцелярии признано возможным, на все время предстоящей в Петербурге мануфактурной выставки, допустить для приезжающих в столицу иностранцев некоторые облегчения в прописке их паспортов.

Всемирная иллюстрация, № 70 (2 мая)

 

***

Донское Войско поднесло Государю Наследнику Цесаревичу колонну с вазой и шкатулку из антрацита. Вещи эти на выставке.

***

—    Мы слышали, что граф Соллогуб намерен, на выставке, в совершенно отдельном помещении, которое будет устроено при здании, выставить большую коллекцию российских древностей, по различным отраслям художеств и промышленности.

***

—    На днях поступила на выставку броня «пятнадцати дюймовой толщины», весом 1,306 пудов.

***

—    В отделении художеств будет замечательное собрание древней русской иконописи, колекция русских древностей г. Прохорова, а также картинная галерея И. Ф. Громова и его известное собрание старинного русского серебра.

 

Заметка о выставке

Нам случилось недавно быть на выставке. Общий говор, что повышение воды в ночь с 6 на 7 мая значительно повредило ее — нисколько не удивил нас, потому что, при устройстве ее были упущены из виду весьма важные условия.

Без сомнения, всем известно, что промерзшая почва начинает таять в здешнем климате в начале мая; следовательно, при постройке каждого здания надо иметь в виду это свойство; также, не менее известно, что дерево при сырости разбухает, а при жаре съеживается, если заключает влагу,—поэтому необходимо было устранить эти препятствия при постройке здания для выставки.

Но, между тем, все это было забыто и масса публики не успела еще, как говорится, показать ногу, как разочарование началось: под полами остался нерастаявший лед, который, поддаваясь действию солнца, и вновь накопившейся воды, производил постоянную сырость; стекла беспрестанно лопались от сжимания и растяжения рам и позволяли дождю беспрепятственно оплакивать выставку; доски на полу были не ровны, гнулись под тяжестью проходящих, так что обещали в будущем знаменитую клавикордную мостовую Колтовской улицы.

Особенная сырость была заметна в палате, где выставлены произведения военной гимназии и прогимназии и в отделе друскеникских минеральных вод. Акварии не готовы, сад цветет только в головах услужливых фельетонистов. На замечания наши об этих недостатках, при встрече с одним из скептиков-туристов, он отвечал: «Вы не понимаете дела: за границей выставлялись произведения просто, а здесь им приготовлены и опыты: сомневаетесь в действии друскеникских вод—простудитесь сперва, а потом лечитесь ими; не верите в успехи наших гимназий—посмотрите, какие невзгоды претерпевают их произведения и вы поймете, во сколько раз они прочнее своих создателей — но, главное, помните, что это наша национальная выставка, следовательно «авось» к ней необходимая принадлежность—ведь, может быть, лед и не растаял бы в мае.

 

Всемирная иллюстрация, 1870, Т. 3 № 72 (16 мая) с. 353-368.

 

Медаль в память Всероссийской мануфактурной выставки, работы Карла Винера

 

 

Бронзовая медаль, которую продают на выставке (при входе в садик, слева), обязана своим происхождением предприимчивости г. Маршитца, который, имея с известным художником Винером постоянные сношения по сбыту его высокоизящных медалей, перед наступлением выставки, заказал ему на свой страх выполнить медаль, по идеям гг. барона Кене и князя Долгорукова. Медаль, как и можно ожидать, вышла на славу. Особенно хороша главная сторона (аvers), представляющая двух гениев — детей. Слева стоящий держит дубовую ветвь в левой и в правой руке раскрытую книгу. Фигура с правого бока держит в правой руке лавровую ветвь, а в левой светильник образования.

Ветви, держимые гениями, пересекаются, образуя род венка, и на них намотана лента с греческим девизом: изящное, доброе, прекрасное. Между фигурами гениев, в промежутке, оканчивающемся вверх полукругом: «1870 года», в двух строках. По рамке вокруг слова: «Всероссийская мануфактурная выставка». Между началом же и концом этой надписи, вместо точки, внизу, две руки, одна в другой.

Реверс медали представляет профильную фигуру сидящей девы в повязке и русской рубашке, с открытыми руками, изображающей Россию. Она левую руку, в которой держит пальмовую ветвь, положила на колесо, снабженное крылом и выражающее быстроту успехов отечества на мирном поприще промышленности. Правую руку, в которой венки, она простерла вперед, как бы передавая награду всякому достойному поощрения. У ног России атрибуты промышленности заводской и торговли (паровик, реторта, кран и блоковое колесо). Подпись художника: Сharles Wiener—внизу, под фигурой, на реверсе.

Есть два вида медали. Различаются они расположением подписи. Описанный нами, с подписью на реверсе,— позднейший и лучший. Первоначальный, далеко уступающий ему в искусстве исполнения, отличается русской подписью художника на реверсе и подписью года на круглом выпуклом щите, между фигурами гениев, тогда как во второй композиции—щита нет и подпись на гладком фоне. Под годом, в обоих видах, герб С.-Петербургской губернии, увенчанный Цибелою городской короной. Выполнение реверса особенно хорошо. Продажная цена, принимая в расчет барыш предпринимателя, довольно умеренна. Оттого медаль и хорошо расходится. Из 2,000 экземпляров продано уже 1,500 штук, по рублю и по рублю пятидесяти копеек.

 

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 13-14,

Всемирная иллюстрация.

 

 

 

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 18

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 20. Содержание

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (06.02.2019)
Просмотров: 46 | Теги: мануфактурная, Выставка, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz