nik191 Пятница, 24.05.2019, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1073]
История искусства [213]
История науки и техники [237]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 13

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА 1870 ГОДА

 

Часть 13

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

 

Педагогический отдел
 

Учебные и воспитательные пособия. Реальное образование

Не много лет прошло с тех пор, и Россия шибко двинулась в развитии мануфактур и промышленности. Железные дороги, заводы, и фабрики вызывают потребность в молодых людях, которые имели бы подготовку, соответствующую этим отраслям. В этом отношении ощутился недостаток; в учебном мире показался пробел. Древние языки были необходимой исправительной школой; всеми сознавалось, что классицизм был единственным средством, которым нужно было уничтожить худые стороны в учебной жизни молодежи. Но всеми также сознавалось и то, что мера эта могла существовать только временно и последние 3 года жизни ясно определили, какую научную подготовку должны иметь молодые люди, выходящие из низших и средних учебных заведений, чтобы быть полезными деятелями отечества.

 

Педагогический отдел

 

Подготовка эта необходимо должна быть реального характера, в том виде (с небольшими изменениями), какой указывает военное министерство своим педагогическим отделом на выставке. Ни происхождение видов, ни generatu equivoca, ни Бокль.., также и ни Цицерон, ни Тит Ливий и ни tutti quanti, ни литературные вечера и разные общества нужно знать молодому человеку, а уменье отличить растительное волокно от животного, уменье оценить ткацкое и другие производства; знание употреблять счеты; нужно уметь распознавать руды, которыми так богато наше отечество и свободное время посвящать на те работы, которыми занимаются воспитанники 1-й М. В. Г. и 2-й Сиб. В последнем и выражается реальное образование.

Уверенные вполне, что в России, в скором времени, начнутся или преобразование учебных заведений или открытие новых по программе, наиболее соответствующей настоящей промышленной (если можно так выразиться) эпохи России, мы позволим себе утомить немного читателя разбором учебных пособий, ведущих к реальному образованию, которыя выставлены в педагогическом отделе военного министерства.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 13-14,

Всемирная иллюстрация.

 


Стекло с его сплавами, фарфор, фаянс и изделия гончарные

 

Отдел стекла с его сплавами, фарфор, фаянс и изделия гончарные, фортепиано и пр.

 

Уже минуло 235 лет со времени постройки в России первого стеклянного завода, шведом Елисеем Костом, и число заведений и фабрик, занятых стеклоделием, возросло в пределах российских владений до 300, но этим числом далеко не исчерпывается материал, или, лучше сказать, не удовлетворяется потребность местная. Между тем, при дешевизне топлива у нас, сравнительно с другими странами, Россия могла бы снабжать стеклом и другие европейские страны, менее нашего богатые лесом; тогда как мы исключительно ведем покуда торг стеклянными изделиями с одной Азией, и то не в значительном размере.

Нельзя впрочем сказать, чтобы число заводов у нас не увеличивалось и не прибавлялось приметно, особенно в настоящем десятилетии. Ограниченность выставленного в настоящее время может быть объясняема различными причинами: и местными обстоятельствами самых заводов, и отдаленностью расстояния от столицы, по милости которой весь восток и юг ничего не прислали на выставку, и, наконец, что самое главное, недостатком у многих производителей предприимчивости и любви к гласности, особенно при сознании, что у них особенного ничего не делается, а расход на перевозку будет значительный.

Эти обстоятельства, в совокупности, произвели положение стеклоделия на всероссийской мануфактурной выставке не блистательное. Представим только себе, что здесь отсутствуют вполне изделия двадцати губерний, потому что вообще выработка стекла производится в тридцати губерниях, где общий итог заводов (по сведениям «Статистического Временника») составляет цифру 111, между тем в присылке находятся изделия всего 22-х заведений.

Располагая обозрение выставленного по времени учреждения тех заводов, мы по необходимости должны начать обозрение наше с изделий императорского стеклянного завода, по времени старейшего в России и по совершенству работ своих занимающего, по прежнему, первое место. Совершенство и тонкость хрусталя, особенно яркого колера цветное стекло, особенно превосходный пурпурин (малиновое стекло), из которого выполнена дорогая дарохранительница. Впрочем, нужно сознаться, что, в настоящее время, деятельность завода очень уже ограничена, так что большая часть производства падает на изготовление смальт, для мозаического отделения императорской академии художеств. Изготовление цветной стеклянной массы доведено теперь до высокой степени совершенства, так что представляется возможность иметь всевозможные нюансы колеров, для воспроизведения масляной живописи. Исаакиевские образа составляют chef-d'oeuvre в своем роде и будь, оригиналы для них совершеннее, они составили бы эпоху в истории родного искусства.

После изделий императорского завода следует наименовать производство в колонии Чели (гарволинского у., Седлецкой губ.) братьев Гордлички. Завод их, основанный в 1822 году, приготовляет особенно изящно фигурное стекло с цветными и матовыми узорами. Совершенство рисунка, мотивов и изящность ансамбля заслуживают больших похвал. В художественном отношении работы Гордлички представляют опасное совместничество с изделиями хрустальных заводов С. И. и И. С. Мальцевых, тоже производящих цветное стекло (особенно приятного зеленого цвета и розоватого колера) и выделывающих дорогой хрусталь.

Столовая посуда, лампы, подсвечники и другие вещи производятся роскошно и вполне удовлетворительно для потребностей наших потребителей из всех классов общества. Достоинство Пальцевского хрусталя, особенно в больших штуках, с утонченной выделкой, давно уже признано у нас и на заграничных выставках; цены вещей тоже умеренны, сравнительно с достоинством работы. Достойным соперником Мальцевых оказывается в стеклоделии Н. М. Зиновьев, на заводах которого (особенно на находящемся в Шлиссельбургском уезде) прекрасно выполняется гравировка ручная, не дурного вкуса и замечательной выделки.

Сервиз, находившийся на выставке, представляет утешительное явление в новом роде украшений, которому можно обещать хорошую будущность.

Перейдя от красивой, более или менее щеголеватой, выделки к солидным качествам материала, каковы чистота стекла и его прочность, мы позволим себе в этом последнем отношении указать на изделия г. Мартана в Москве, стеклянные колпаки которого, разных форм и размеров, совмещают в себе большинство условий, при которых возвышается ценность и увеличивается запрос, бутылочное стекло лучшее заводов Нестеровых и Мартэна. Банки и оконные стекла, зеленоватые, хороши Цилиского завода, Л. Л. Львова и барона Гротгуса, Курск. губ. (близ Виндавы).

Смотря с этой стороны на изделия из фарфора и фаянса, имеющиеся на выставке, мы, в заключение обзора, позволим себе заметить, что, вообще, они оставляют впечатление скорее отрадное, нежели неприятное! Оговоримся, что меряем мы обыковенно на русский аршин и не позволяем себе сравнений с представителями старой цивилизации, не приходя в отчаяние от неудачной копировки ее мотивов и не восхищаясь пустыми гремушками, так называемого, модного направления.

Рассматривая русский фарфор, мы прямо становимся на точку наших русских требований, выбросив из головы ненужное совместничество с западом, а хваля или осуждая то и другое, по мере годности, для русских целей. В этих видах мы нашли возможным высказать свой взгляд на живопись и орнаментистику; оставаясь себе верными, остановимся на технической выделке, прочности и форме. Потом уже скажем о роде орнаментов, которому предстоит богатая будущность. Нам кажется, что чайная посуда Кузнецова, ближе всего, в фарфоре, к тому направлению, которое находит отголосок в обществе. Корниловские изделия, со своим совершенством техники, лучше те, в которых преобладает орнамент. А голубые сосуды Гарднера, с украшением в восточном вкусе— прототип, который следует заботиться применять к украшению фарфоровых столовых и чайных приборов.

Относительно формы вещей, первенство принадлежит гончарным изделиям и из ряда их—Красносельскому заводу с его расписными сосудами и вазами. Большого размера—садовые украшения—вазы, лучшие завода Фока. Камины изящны его же и Ауэрбаха.

 


Мыловарение и производство духов

 

В прежние времена на мыло смотрели, как на предмет роскоши, не придавая ему того значения для здоровья, какое мы придаем теперь.—В настоящее время каждый человек, сколько-нибудь заботящийся о нормальном состоянии своего здоровья, знает, что для этой цели совершенно необходимо содержание своего тела в возможно большей чистоте. Это мнение в наше время получило в наиболее цивилизованных странах право полнейшего гражданства. А потому и не мудрено, что количество потребляемого мыла в какой-либо стране может в известной степени служить мерилом цивилизации ее. Статистика нам показывает, что действительно в тех странах, где средний уровень народного образования довольно высок, потребление мыла наиболее значительное; вместе с этим этот народ, как наиболее чистоплотный, менее подвержен тем болезням, которые составляют необходимую принадлежность народа нечистоплотного.

В чем же заключается тайна этого благодетельного действия мыла? — Чтобы ответить на это, мы должны обратиться к различным отправлениям нашего организма, между которыми выделения негодных для питания веществ из организма занимает немаловажное место.

Этот процесс совершается кроме специально предназначенных к тому органов, еще и всей поверхностью нашего тела. Для последнего отправления наша внешняя оболочка—кожа—продырявлена бесчисленным множеством пор, — естественных продушин, сквозь которые удаляются из организма все негодные вещества.

Выделение веществ происходит и в газообразном состоянии и в жидком—в виде пота.

Если мы каким-либо способом парализируем этот способ выделения, то тогда выделительные вещества, оставаясь в порах, могут послужить источником многих накожных болезней. В физиологии есть даже указания на такие факты, где важность этого способа очищения является с поразительной ясностью.

Именно, если всю поверхность кожи кролика покрыть лаком, то он, в сравнительно короткий период времени, умирает. Все это говорит за то, что совершенно необходимо старательно удалять все препятствия к правильному испарению чрез кожу.

Теперь остается вкратце посмотреть на способы приготовления различных сортов мыла, большинство которых читатель встречал на здешней мануфактурной выставке.

Материалами, из которых исходят для получения мыл, служат жирные вещества животного и растительного происхождения, как то говяжье, баранье сало, и растительные масла, из которых наиболее употребительно оливковое масло.

Жирные вещества состоят из соединения так называемых жирных кислот (стеариновой, маргариновой, пальмитиновой и др.) с глицерином — веществом в свободном состоянии жидким и обладающим сладким вкусом.

Основной принцип мыловарения состоит в разрушении жирных веществ, в смысле отделения жирных кислот от глицерина, который должен быть заменен каким-либо щелочным основанием.

Этот процесс разделения производится следующим образом: в растопленное сало или в нагретое масло наливают щелок, получаемый выщелачиванием древесной золы, затем смесь кипятят некоторое время. При этом жирные кислоты соединяются со щелочью, образуя то, что мы называем мылом, почему и самый процесс называется обмыливанием жирных веществ.

Не входя в излишние подробности, которые можно найти в любом курсе технологии, замечу только, что щелочи, употребляемые для разложения жирных веществ, бывают следующие: калийная, главная составная часть поташа; натронная,—составная часть соды, и известковая.—Сообразно этому мыло будет называться по составу: калийным, натронным и известковым.

Мыло приготовленное из хорошего сала обладает прекрасным белым цветом, образец которого можно было видеть здесь на выставке; исходя из белого мыла, можно приготовить все разнообразные сорта мыл, отличающиеся по цвету и по запаху.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 19-20,

Всемирная иллюстрация.

 

Обойное искусство в России

 


Обойное производство: Царские комнаты на выставке, работы братьев Лизере

 

Проходя по частям разные производства, блестящие экземпляры изделий которых с честью выдерживали на мануфактурной выставке сопостановку с иностранными, мы не упоминали еще обойного мастерства. Но это, как бы, забвение было умышленно и сделано с той целью, чтобы, представив лучшее из выставленного, обозреть при этом исторический ход у нас обойного дела, одного из ранних на русской земле.

 

Лестница и вход в царские комнаты на выставке

 

Украшение апартамента Высочайших особ на выставке, изделиями фабрики г. Лизере—как самое последнее слово обойного дела у нас—дает нам теперь возможность исполнить свою задачу исторического обзора производства, здесь более уместного.

Спешим, однако, оговориться, что, помещая рисунок внутренности императорского апартамента, на настоящей выставке, мы хотя и находим его интересным во многих отношениях, но считать его саро d'ореrа мы никогда не согласимся, по причинам, в тексте к изображению высказанным. Напротив, смотря беспристрастно, мы находим его заслуживающим внимания читателей и только, но, при условиях нашего положения дел, к которому привели обойное дело обстоятельства последних шестидесятилетий.

Позволим себе надеяться, что недалекое будущее разовьет нашу отечественную промышленность, если еще раз не обманет, казалось бы и несомненный признак успеха,—проявление сильного стремления к изучению рисунка, чего не доставало нашим ремесленникам ближайших двух поколений.

Если мы не знаем точно, хотя и догадываемся, как украшена была внутренность чертогов первых наших государей до XVI века дома Рюрика, то нам известно положительно, что при государях из дома Романовых стены апартамента Государева «наряжались», т. е. обивались гладко, с подзорами, где следует, цветными толковыми материями, по восточному обычаю. Обычай же покрывать полы жилищ дорогими узорными коврами, на востоке очень древний, развивший с доисторических времен тканье ковров, которыми привыкли устилать пол палаток. С пола узорчатая ткань перешла на стены и, еще раньше, в виде узорных койм, сделалась принадлежностью наружного убора их, особливо входных, полок, закалываемых наискось. Восточный обычай роскошного убора шатров перешел во время крестовых походов даже на северо-запад Европы.

Что же касается нашего отечества, куда цивилизация и комфорт, вследствие прямых, двояких сношений торговых, с роскошными и наиболее цивилизованными государствами среднего века—византийской империей и Халифатом, то обычаи их и понятия о красоте, а следовательно и способ роскошного украшения внутренности жилищ, перешли к нам гораздо ранее запада. Впрочем, как византийцы, так и арабы, внутренность жилищ, строенных из камня, украшали не одними тканями и коврами, но также и мозаикой, и позолотой, и резьбой, и живописью; на Руси же у нас, в первые века цивилизации, деревянные постройки украшались только размалеванной ярко резьбой, да цветными тканями.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 29-30,

Всемирная иллюстрация.

 

 

 

 

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 12

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 14

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (31.01.2019)
Просмотров: 59 | Теги: 1870 г., Выставка, мануфактурная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz