nik191 Среда, 23.10.2019, 07:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1075]
История искусства [222]
История науки и техники [283]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Эскадра Тихого Океана, часть 1

Кронштадт: Выход русской эскадры Тихого океана 5 октября 1869 года

 

 

 

Эскадра Тихого Океана



В воскресенье, 5 октября, ушла в море с Кронштадтского рейда эскадра, состоящая из трех судов флота. Назначение ее—плавание в Тихом океане у прибрежий Китая, Японии и нашего восточного поморья.

В состав этой эскадры, которой предстоит хотя трудное и хлопотливое кругосветное плавание, но тем не менее очень интересное и почетное, —вошли лучшие ходоки русского флота: корвет «Боярин», и клипера «Алмаз» и «Гайдамак».

Суда эти состоят под командой амурского отряда капитана 1 ранга Пилкина, который несет свой брейд-вымпел (флаг) на корвете «Боярин».


Всех офицерских чинов находится на этой эскадре 65 человек и матрос 500 человек. Для отправления священнодействий взят один иеромонах Александро-Невской Лавры. На клипере «Гайдамак» идет даже художник, посланный морским министерством для специальных работ по изображению главных лоцманских станций и наиболее интересных и характерных входов на рейды приморских городов.

Уже давненько морское министерство не посылало на воды Тихого океана такой значительной эскадры, так хорошо организованной и прекрасно снабженной всем, необходимым для большого кругосветного плавания. Причины, не дозволявшие регулярно посылать полные эскадры к нашей дальней восточной окраине, те же, которые вызвали ряд финансовых сокращений, это — безденежье. Теперь, надо полагать, эти причины отчасти устранены, и вот морское министерство посылает сильную эскадру в Тихий океан.

Правда, не дешево обойдется это удовольствие, но делать нечего: в виду того, как распоряжаются иностранные флоты в Китае и Японии, как высоко и гордо держат они свой флаг перед восточными соседями, — России было бы непростительно поступать так, чтобы самое имя ее забылось на берегах Тихого океана. Непростительно было бы еще и потому, что России, по прирожденному, так сказать, праву принадлежит первое там место, как владелице обширных территорий на дальнем Востоке. В прошлом еще году ушел туда клипер «Всадник», так, что с прибытием эскадры, силы наши в Тихом океане будут очень значительны.

При этом находим не лишним объяснить читателям в чем заключается, по мнению наших моряков, главное достоинство посланных судов и их боевая сила. Все они принадлежат к среднему рангу по конструкции и величине, впрочем совершенно удобны и надежны для больших океанских плаваний.

Старые большие корабли с десятками орудий, с тысячью матрос на палубе, не посылаются более в далекие плаванья. Выводы морской тактики и последние уроки морских войн показали, что, для успеха нападения и обороны, нужна быстрота хода, поворотливость и только какой-нибудь десяток сильных нарезных орудий. Присоединив к этим качествам устойчивость и легкость на волнении, — мы будем иметь хороший военный крейсер. Эти-то именно качества мы находим в корвете и клиперах, отправленных в дальнее плавание.

Эскадра Тихого океана снялась после полудня, при обычном пушечном сигнале; с рейда ушла под парами, но, выйдя в открытое море, вероятно, сейчас же поставила паруса, пользуясь свежим попутным ветром. За несколько дней до отплытия,  2 октября, был сделан смотр всей эскадре Генерал-Адмиралом флота Великим Князем Константином Николаевичем.

Великий Князь в подробности осматривал суда, с живейшим вниманием отнесся ко всем подробностям снаряжения и остался вполне доволен исправным состоянием судов и молодцеватостью матрос. Последние были взяты по выбору из находящихся в Кронштадте морских команд и своим действительно молодцеватым видом приводили в восторг любителей морского дела. Не могу умолчать об одной подробности осмотра эскадры.

Генерал-Адмирал пожелал взглянуть на матросский скарб и для этого приказал развязать два матросские чемодана *).

*) Для однообразия, у всех матрос флота имеются казенные сшитые из парусины чемоданы — по два на душу; один из них длиною в полтора аршина, другой—четверти три, и сообразной этому ширины и высоты.

Попавшиеся под руку чемоданы принадлежали старому матросу, отлично знавшему морские нужды и, по своему, человеку зажиточному. Вот интересный перечень этого простого, но необходимого в море скарба:

15 полотняных рубах с синими, широкими, матросскими воротниками, 4 теплых, вязанных из шерсти, 2 рубахи из синей фланели, затем мундир для парадных случаев, шинель, нитки, иголки, разный набор пуговиц, и пр. мелочь, необходимая для дальнего вояжа. Для не знатоков заметим, что в море всего дороже и неоцененное белье и верхние матросские рубашки; дожди, постоянная сырость, тропические жары—все это заставляет иметь более полотняного белья на судне.

Внимание Его Высочества было обращено также на снабжение водой судов и на аппараты, служащие для опреснения морской воды. Эти драгоценные для судна аппараты достигли ныне возможного совершенства и решили вопрос, столь важный и роковой для моряков старого времени—вопрос о пресной воде. Ныне нет надобности загромождать трюм судна бочками пресной воды, которая там постоянно портится; ныне уже не нужно бояться умереть посреди океана, посреди такой массы воды, — и умереть именно от жажды.

Опреснительный аппарат постоянно доставляет сколько нужно воды на расходы, затрачивая при этом очень немного топлива. Его устраивают при кухонных печах, котлах и даже мелкие купеческие суда все ныне снабжены подобными машинами. Вся сущность состоит в том, что морскую воду обращают в пары и затем пускают последние в цилиндрический сосуд, состоящий из трубочек небольшого диаметра, где пары, охлаждаясь, осаждаются в виде капель и дают совершенно пресную воду, стекающую в резервуар.

На судах отправившейся эскадры поставлено по два опреснительных аппарата различных систем, на случай порчи одного из них, а также на случай очищения от могущих образоваться в аппаратах осадков. Первый аппарат мы описали вкратце сейчас, а второй отличается тем, что пар осаждается на расположенные в сосуде раковидные медные тарелки, поставленные одна над другой во всю вышину аппарата.

н. п.

 

Кронштадт 6 октября 1869 г.

 

 Всемирная иллюстрация, № 42 (11 окт.1869 г.)

 

 

 

Еще по теме:

Эскадра Тихого Океана, часть 1

Эскадра Тихого Океана, часть 2

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (05.10.2019)
Просмотров: 49 | Теги: 1869 г., эскадра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz