nik191 Среда, 18.09.2019, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [222]
История науки и техники [280]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Бриг «Шексна» братьев Милютиных

 

 

 

Бриг «Шексна» братьев Милютиных

 

Россия всегда отличалась способностью народа к мореплаванию и отсутствием хороших судов.

На утлых ладьях дружины Олега и Святослава наводили ужас на Царьград; новгородцы завели колонии в Двинской земле и Биармин; Ермак, по неведомым тогда сибирским рекам, проник до Искера; впоследствии времени казаки смело гуляли по Днепру и Черному морю, опустошая берега Анатолии; Стенька Разин бесстрашно бороздил Волгу и Каспийское море в жалких челноках — все это доказывает способность русского народа к морскому делу, его отвагу, но в то же время и неразвитость.

В течение восьми-девяти столетий не было сделано почти никакого улучшения в постройке судов. Все эти подвиги много напоминали подвиги флибустьеров в Вест-Индии, но там кораблестроение достигло замечательного совершенства;

во-первых потому, что большая часть захваченных судов была из Испании, где верфи Коруньи считались одними из самых знаменитых;

во-вторых, это обусловливалось составом самого общества; но, как бы то ни было, торгового флота не было ни у них, ни у пас, если исключить незначительный промежуток цветущого состояния Новгорода.

Для торгового флота необходимы три условия:

благоприятная береговая линия, широкое внутреннее производство и известная доля политической свободы.

Соединение всех трех условий производит первоклассные морские державы, как например Англия и Американские Штаты; одна же береговая линия ничего не значит; так напр., жители Малайского архипелага, Каролинских островов и других — отважные пираты, искусные пловцы, но не более.

Говоря о широком внутреннем производстве, мы подразумеваем, конечно, и умственное развитие, так как оно тесно связано с экономическим. Чем шире производство, тем более необходим большой торговый флот, но образование его может произойти двояким образом: или по частной инициативе—и тогда он является ядром военного флота; или на оборот, прежде возникает сильный военный флот и уже под его покровительством развивается торговый.

То и другое зависит от обстоятельств, от исторических случайностей; но нельзя не заметить, что война с сильной морской державой способствует быстрому созданию флота. Так, увеличению английского много содействовала война с Филиппом II, а начало русского положила война со Швецией. До тех же пор Россия владела только Белым морем, значительную часть года закрытым для плавания, и, несмотря на то, Петр успел и на нем завести в значительных размерах торговый русский флот; с основанием же Петербурга, главное внимание его было обращено на Балтийское море.

В 15 лет он создал грозный флот, с которым не побоялся выступить против английского, предводимого Норрисом. По смерти преобразователя морское дело упало, но с открытием Черного, при Екатерине II, оно снова возникло и приняло особенно обширные размеры при Николае I.

Развитие Одессы расширило торговлю южного края, но не родило большого торгового флота, хотя военный и существовал, потому значительный срок морской службы не позволял отставным морякам поступать на торговый флот; стеснительный торговый устав отдал фрахт в руки иностранцев, ограничив внутреннюю производительность. Крепостное право представляло еще другой, более могущественный, тормоз развитию торгового флота.

К другим второстепенным причинам относится малое количество маяков и спасительных станций и отсутствие русских обществ морского и взаимного страхования.

Рассматривая настоящее состояние нашего торгового флота, видим, что оно весьма неудовлетворительно, сравнительно с другими державами. Наши балтийские провинции удобством своей береговой линии уподобляются Голландии и что же? Мы имеем на Балтийском море только до 300 судов и из них половина каботажных; тогда как финляндский флот простирается до 1576 судов, вместимость которых считается 109469 ластов, а вместимость 2114 русских судов простирается только до 181000 л.

Обращаясь к другим государствам, мы видим громадную разницу: в маленьком Мекленбурге считается 450 судов, а в Гамбурге 500 и прибавляются они десятками. Все данные для создания флота у нас есть; но нет условий, способствующих их развитию. Так, у нас пропасть строевого леса, но нет верфей; у нас на балтийском прибрежье живет до 120 т. рыбаков, но нет училищ, чтобы образовать из них матросов; у нас неисчерпаемые железные руды, а между тем почти все машины выделываются за границей....

В результате оказывается, что в России приходится, считая привоз и вывоз, на душу по 4 руб., тогда как во Франции 30, а в Англии 110 р. Маяков у нас приходится по одному в Финском заливе на 26 миль, в Ботническом на 170, в Балтийском море на 39, в Каспийском — на 240, в Белом — на 170; тогда как в Англии — на каждые 14 миль, а во Франции на 12 1/2, приходится по одному маяку.

Тоже можно сказать и о спасительных станциях: у русских берегов бывает ежегодно от 150 до 230 крушений, а на содержание станций отпускается только около 11 т. р., а в Англии оно обходится в 160 т. и число их доходит до 150.

Понятно, почему, при таких условиях, интересен всякий шаг вперед на этом поприще. Едва прошло два года, как г. Милютин, городской голова г. Череповца, основал там верфь (в 1868 г.) и вот уже второй бриг выстроен на ней, не считая речных судов; первый — «Великий князь Алексей», был спущен через два месяца после основания верфи; второй, назначенный для кругосветного плавания, «Шексна»,—15 июня, в присутствии Е. И. В. В. К. Алексия Александровича.

Бриг этот имеет 120 ф. длины и 29 ширины, без обшивки, и углубление в 13 фут.; водоизмещение его считается в 400 тонн. Кроме того, в тот же день было спущено большое речное судно. Бриг обошелся в 23 т., тогда как подобные суда обходятся за границей до 30 т. р,; выстроен он русскими плотниками, под руководством финляндских мастеров; экипаж большею частью из русских; шкипер г. Лебедев.

Нельзя не пожелать успеха братьям Милютиным; очевидно, они понимают современные требования и не останавливаются перед пожертвованиями. По их инициативе в Череповце устроены: общественный городской банк; женское Мариинское училище, которому они подарили большой сад, для практического обучения хозяйству; механическая мастерская и техническое училище.

Будем надеяться, что Череповецкая верфь разовьется в значительных размерах, тем более, что очень скоро будет окончен обширный док; не смотря на то, что он еще не готов, в нем зимовало прошлый год до 110 судов, в том числе 10 пароходов. Ныне же поставлено на зимовку 14 пароходов и 140 судов. В будущем году ожидают спуска заложенных здесь 2 туэра шкун: «Царское село» и «Череповец».

 

Всемирная иллюстрация. № 98 (14 нояб. 1870 г.)

 

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (15.08.2019)
Просмотров: 77 | Теги: флот, Россия, Шексна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz