Живописец Беллоли
Беллоли принадлежит к тому значительному контингенту иностранцев-художников, которые, в качестве живописцев, резчиков, рисовальщиков и пр. поселились в Петербурге и, с большим или меньшим успехом, ведут свои дела.
Беллоли— римлянин, ученик академии св. Луки и, в особенности, профессора Минарди.
Сначала работал он масляными красками и произвел несколько картин-образов для церквей Италии; для маркиза Джевайоли написал он тоже несколько картин, но не замедлил перейти к живописи фресками, после поручения ему работ в римской церкви Св. Роха.
По приезде своем в Россию, Беллоли разрисовал фреском же потолок императорской ложи в Мариинском театре и изобразил на нем «Время, похищающее Гебу». В 1865 году выставил он в академии художеств большой картон «Корнелия, мать Гракхов» и картину масляными красками —«Бегство в Египет».
В 1866 году исполнил он, в церкви Царскосельского дворца, плафон; в 1868 плафон же для г. Казалета, изображающий «Индустрию и Справедливость, окруженные четырьмя стихиями».
Из сделанного нами перечня работ Беллоли видно, что он задавался весьма и весьма разнообразным содержанием, но главным образом стал он известен петербургскому обществу своими портретами, писанными цветными карандашами. Существуют портреты, писанные им масляными красками и акварелью, но их, сравнительно с карандашными, весьма мало.
Карандашные портреты Беллоли сделались общим местом петербургских гостиных и будуаров и считать их надобно сотнями. Беллоли, правду сказать, помимо совершенства технического, обладает еще совершенной особенностью, немало послужившей его успеху, а именно: портреты его, при весьма достаточном сходстве, отличаются, часто весьма наивным, прихорашиваньем портретированной личности.
Мы не ставим этого в упрек г. Беллоли: самое свойство карандаша таково, что очертания и тени, сливаясь одни с другими, дают изображаемому предмету какую-то лучезарность, прозрачность, пропитываются светом. Это свойство карандаша переходит в карикатурное, при изображении лиц пожилых, морщинистых, но оно же бесконечно много способствует красоте портретов детей, девушек, особенно молодых женщин.
Беллоли знает это лучше других и поэтому, писал он и пишет менее охотно со стариков и старух, чем с молодого поколения. Мы сказали, что особенно удачны и сподручны художнику портреты молодых женщин. В них Беллоли, со свойственным итальянцам чувством красоты, умеет очень удачно передавать тело и, на сколько это возможно карандашу, делает изображение живым, мягким, даже нежным.
Мы не предложили читателям нашим гравюры с которого-нибудь из портретов, но мы даем изображение «Матери римлянки со своим ребенком». Работа эта, сделанная для герцогини Д’Оссуно, находилась на выставке работ Беллоли в академии, за несколько дней до настоящего времени; их было выставлено два экземпляра, один — карандашами, другой — масляными красками. Картинка выдержана весьма мило и если бы не рука матери, как бы указывающая на то, что ей слышится шум (должно быть приход отца), приставленная совершенно не кстати, мы бы не нашли за картинкой другого недостатка. Работа весьма проста и непритязательна.
Выставка работ Беллоли, о которой мы только что говорили, принесла, к немалому удивлению многих, и еще одну вещь, «Купальщицу», доказавшую, что художник не менее удачно владеет живописью масляными красками, как и карандашом. Купальщица, совершенно нагая римлянка, в полном цвете женственной красоты, готовясь спуститься в воду, поражена и испугана шорохом, раздавшимся за ней. Оглянувшись, она убеждается, что шорох этот произведен невинной ящерицей, ползущею над нею, по скале.
Испуг успел смениться улыбкой, и эту именно минуту весьма удачно и характерно передал Беллоли. С замечательным вкусом поставлена вся фигура; особенно хорошо исполнен просвет приподнятой простыни и рефлексы нижней части картины. Мы заметили только слишком большой расчет на краски: зеленое, голубое, желтое, малиновое мешают спокойствию впечатления.
«Купальщица» Беллоли, на наш взгляд, несравненно выше знаменитых Нимф Нефа и может стать наравне с работами, в этом же роде, Риделя. Она не более, как этюд, но этюд осмысленный и близкий к тому, чтобы стать картиной. Любители женской красоты, в полном блеске ее, могли и должны были остаться совершенно довольными, веселой и статной «Купальщицей» Беллоли.
С.
Всемирная иллюстрация, № 70 (2 мая 1870 г.)
Купальщица, картина Беллоли
В нашем издании, в № 70, говорили мы о художнике Беллоли и дали одну из его работ «Мать римлянку»; тогда же, по поводу выставки его работ, упомянули мы и о «Купальщице», которую воспроизводим сегодня.
«Lе Fаuх аlаrmе» так назвал Беллоли свой этюд. Красивая, статная женщина, купальщица, испугана раздавшимся за ней шумом; она оглядывается и улыбается своему страху, потому что шум этот произведен ни кем другим, как ящерицей, ползущей по скале. Мы позволяем себе усомниться в искренности этого страха; женщине, обладающей такой безупречной красотой форм, нечего пугаться нескромного взгляда: ее бранить и критиковать не будут. Сам художник, создавший ее, знал это лучше других и поставил ее на общий суд во всеоружии красок и мягких линий, в полном блеске женского времени, как говорят французы.
Магомет, великий знаток женщин, сумевший разместить их по своему раю, дал им лучшие годы— около тридцати.
Немного моложе, кажется нам, и купальщица Беллоли. Работа действительно хороша, рефлексы очень живы и удачны, даже общая пестрота красок не вредит впечатлению. Мы удивлены, однако, что вещь эта еще не продана и не нашла себе у нас ценителя; она была выставлена впервые, без малого год тому назад, в той же академии. Заметим тут же, что наш политипаж не передает одной из лучших сторон работы: красок и колорита.
Всемирная иллюстрация. № 100 (28 ноября 1870 г.).
Еще по теме
|