Сандро Боттичелли. «Венера и Марс». 1485г. (69х173см) Лондонская национальная галерея.
Отправимся-ка мы на другой конец Европы – в Лондон. Там тоже имеется неплохая картинная галерея, по которой, надеюсь, будет интересно прогуляться. Она отличается от Уффици. Ну, хотя бы тем, что до Уильяма Хогарта (1720-е гг.) в Англии не было своих крупных живописцев. Пользовались услугами заезжих мастеров из других стран Европы. Но ценить живопись английские аристократы умели и хорошо в ней разбирались.
Заинтересовавшая нас работа флорентийца Сандро Боттичелли «Венера и Марс» представляет из себя деревянную вставку в свадебное кессоне (ларец). Соответственно, и сюжет. Богиня любви… Бог войны… Видимо, художника в тот момент волновали некие отношения между мужчиной и женщиной. Пожалуй, что и любовные. Его представления о них вряд ли потрясут наше воображение новизной или своеобразием. Хотя, конечно, художник здесь малость пошалил…
Живопись Боттичелли легко узнаваема. Четкий, великолепный рисунок, твердые контуры, нежная светотень. Одежды, особенно женские - легкие, струящиеся, полупрозрачные. Образы – утонченно-изысканные. И, конечно же – восхитительная воздушность, нематериальность, удивительная невесомость идеализированной натуры.
Картина «Венера и Марс» написана вполне в стиле Боттичелли. Но сюжет здесь – шутливый, причем с намеком. Марс откинулся на свои боевые доспехи в ожидании любовных утех и… уснул. Видать, переутомился в походах и сражениях. Очень красива пластика мужского тела. То ли античная статуя в качестве модели была соответствующая, то ли - натурщик просто изумителен. Сюжет взят из древнеримской мифологии, не из Библии. Налицо интерес к античности, что для Флоренции времен Лоренцо Великолепного весьма характерно. И сразу выясняется, насколько свободен в трактовке тех или иных событий может быть автор, если его не связывать религиозными догмами. Даже не поймешь, чего здесь больше: иронии по отношению к грозному богу войны или сочувствия к богине любви. Она ведь ждёт, когда ее суженый соизволит проспаться и приступить к выполнению своих непосредственных (по отношению к ней) обязанностей. Ну, а какие это обязанности – объяснять, наверно, не надо? Впрочем, если есть вопросы, стоит обратить внимание на группу резвящихся сатиров. Тех самых, что разбаловались оружием доблестного воителя, столь некстати уснувшего по возвращении не то с ристалища, не то с какой-то смертельной битвы. Уж они и так, и этак: и в раковину дунут что есть мочи, и с копьём чего только не вытворяют… Не просыпается. Копье длинное, твердое. То, что надо… Смотришь на них – и думаешь: «Что такое война? Фигня. Детская забава. Есть вещи и поинтересней». Кстати, при некотором приближении становятся заметны похоть и лукавство, коими просто светятся маленькие разбойники. И что тут добавить?
А вот выражение лица у Венеры несколько оскорбленное. Долго ей еще ждать? В конце-то концов!.. Но ничего не поделаешь – судьба-судьбинушка. Это ж свадебное кессоне! Мол: «Смотри, жена, как поступать в соответствующей ситуации. Да, пришёл… Да, свалил обмундирование… Да, улегся и уснул… Придется проявить терпение, понимание мужниных проблем. Войти, так сказать, в положение». Такая вот аллегория, важное жизненное наставление. Уж если сама Венера терпела как миленькая, то верной жене и подавно придется быть паинькой. Кстати, богине не мешало бы, наконец, взглянуть на предмет своего обожания, а не пребывать в прострации. Вон он, какой! Темные кудри, гладкая кожа, расслабленная, живописная поза. Глаз не оторвёшь! Ну, и где ты другого такого встретишь? Красавец! Настоящий мужчина.
Ох, и трудна ты, женская доля…
Борис Вараксин
Источник: http://www.diletant.ru/ |