Сегодня речь пойдет о двух абсолютно разных иконах, названия которых , между тем, часто путают.
Другой подобной иконы нет в классической православной иконографии. В то же время - нет другой иконы, в которой бы предпринималась попытка настолько полного и всеобъемлющего изложения христианского миропонимания.
Эта икона называется "Всевидящее Око Господне". Она представляет собой уникальную по концентрации знаков, символов и смыслов графическую композицию.
Между тем в русской иконографии этот сюжет появляется сравнительно поздно (в сравнении с другими) - только в конце 18 в. И при этом изначально иконой в классическом понимании этого слова данный сюжет не является, у него есть предельно узкое и четкое место в "соборном иконостасе": - он изображается на куполе храма. Только к началу 19 века это изображение как самостоятельная "станковая" (а не "монументальная") икона получает некоторое распространение, хотя и не стновится все-таки канонической.
У этой иконы есть совершенно определенный "первоисточник" - она заимствована из католической иконографии, но при этом в православной традиции приобрела некоторые специфические черты. В свою очередь, христианство как таковое позаимствовало понятие "божественного ока" из еще более ранних источников. Тут нельзя не вспомнить о всем известном "Глазе Гора" - Уаджете, чрезвычайно популярном древнеегипетском символе. Подобные , или сходные символические изображения существуют и в других религиозных традициях, например в буддизме и индуизме, хотя могут не совпадать при этом с христианской трактовкой в филосовском отношении.
Другая икона, которую со "Всевидящим оком" часто путают по названию, но невозможно спутать по композиции - это "Недреманное око " (часто называют "Недремлющим оком").
Действительно - здесь совершенно иная и более традиционная иконография. Она встречается еще в византийских фресках, и в русской традиции известна как минимум с 14 века.Тем не менее и она является по-своему уникальной и нетипичной для православной традиции. Все дело в том, что обычно классические иконы несут изображение Христа или в виде младенца, или в виде взрослого мужчины (в апогее его земной жизни). Эта же икона изображает Иисуса-юношу.
Еще стоит отметить, что бытовая православная традиция так же дает этим иконам совершенно различное назначение. Так, "Всевидящее око" очень часто предлагается, как "защита дома от воров, лиходеев и злых людей". "Недреманное око" же трактуется как икона-предостережение, как индивидуальная защита. То есть, если упрощать (и несколько вульгаризировать) назначение образа - то "Всевидящее око" - это скорее имущественный оберег, а "Недреманное око" - это нравственная и этическая защита личности.
Источник: http://www.diletant.ru |