С.-Петербург. Сцена из балета "Трильби"
Трильби
(Балет)
У нас иногда добыть себе билет в театр — дело мудреное, а получить его прямо из кассы - это секрет, своего рода фокус и не посвященный в это искусство, рискует только отморозить себе уши зимой или нос весной, если вздумает забраться пораньше и уйти всё-таки с носом, потому что билета-то не получит.
«Стреляного воробья на мякине не надуешь», говорит пословица, и меня в кассу за билетом не заманишь, с тех пор, как и остался и без билета, и без капюшона своей шинели. Вы думаете, может быть, читатель, что я совсем отказался посещать театр. Ничуть! Приезжает ко мне приятель, страстный любитель балета и жалуется, что не мог достать билета. Я взялся помочь его горю и предложил ему ехать прямо в театр и получить билеты при входе, от тех назойливых промышленников, которые окружают всякого, останавливающегося у театрального подъезда и своей беззастенчивостью напоминают пресловутых апраксинцев.
Благодаря предложенному мною способу, мы очутились в первых рядах Большого театра и благодаря ему же я увидел Трильби. Что же сказать о Трильби? Содержание этого фантастического балета заимствовано из поэтической сказки Шарля Нодье, а им, в свою очередь, из древней легенды.
По преданиям народов, живших в горах Швейцарии, каждая хижина была вверена попечению особого гения; у каждого из них была возлюбленная, которую они обязаны были любить вечно и в случае измены лишались бессмертия и внезапно умирали. Трильби один из маленьких духов гениев; возлюбленная его птичка «Колибри»; под его надзором находится дом крестьянки Бетли, которая просватана за молодого крестьянина Вильгельма; красотой Бетли увлекается Трильби и при его содействии птичка «Колибри» была поймана и посажена в клетку братом Бетли.
Трильби начинает ухаживать и соблазнять Бетли и во сне переносит её в различные очарованные царства. Вильгельм освобождает «Колибри» из клетки, измена Трильби становится известной царице духов и по ея приказанию Трильби умирает. Бетли выходит замуж за Вильгельма, поздравления поселян и общий свадебный праздник.
Балет в 7 картинах и разделен на 3 действия. По характеру своего либретто и музыки, он сам собой делится на две разнохарактерные части: 1-я фантастическая—в нее входят 2-я картины первого действия и всё второе действие, а вторая часть—действительность, к которой принадлежат 1-я картина первого действия и всё третье действие. Первая часть своей роскошной, смело задуманной постановкой, оригинальностью, живостью, грациозной и свеженькой музыкой, вполне соответствующей содержанию, далеко оставляет за собой вторую—полную рутины. И потому я останавливаю внимание на первой, а о второй скажу несколько слов.
Фантастическая часть балета состоит из 4-х картин:
2) Сон Бетли, 3) Волшебный Лес, 4) Очарованная клетка и 5) Фантастический Павлин.
Мы затрудняемся, которой из 3-х картин—2-й, 4-й или 5-й- отдать преимущество по постановке декорации и танцев. Г-жа Гранцева, замечательный, европейский талант которой давно известен нашим читателям, в роли Бетли превращенная в птичку, является на сцену во 2-й картине первого действия скрытая цветами и буквально вылетает из своего гнездышка и падает к ногам царицы; своими замечательно легкими и грациозными движениями и быстротой, она действительно уподобляется какой-то волшебной птичке.
Г-жа Симская в роли Трильби очень хороша, своими ловкими, развязными и вместе красивыми движениями. Чрезвычайно забавна и мила свадебная церемония очарованных канареек во 2-м действии, в 4-й картине, и наконец последняя картина 2 действия, когда фантастический павлин распускает свои крылья и парит над Трильби и очарованной Бетли, окруженный разноцветными птицами, как нельзя более удачно заключая фантастическую часть балета.
К сожалению, мы не можем сказать того же о 2-й части балета; она, как мы уже заметили, полна рутины и вдобавок крайне растянута; проказы Трильби в первой картине 1-го действия точь-в-точь проказы арлекина в балагане Берга, а 4-е действие так растянуто, что только г-жа Гранцева своим талантом заставляет оставаться в театре, само же действие имеет вид длинного, длинного дивертисемента, к самому балету не относящегося.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 19 (123) - 8 мая - 1871.
Еще по теме
|