
В.А.Макшеев, артист Императорских театров (К 25-летию его службы)
Страничка из истории русского театра
(По поводу юбилея В. А. Макшеева)
В. А. Макшеев, служению которого русскому драматическому искусству в этом году исполнилось двадцать пять лет, принадлежит к древней дворянской фамилии; родился он в Гельсингфорсе.
Воспитание свое Владимир Александрович получил в воронежском кадетском корпусе; будучи еще кадетом, он исполнением ролей Большева, Расплюева и городничего в любительских спектаклях корпуса обратил на себя внимание людей, сведующих в театральном деле, и в том числе—поэта Никитина, писателя де-Пуле и Вильде, в то время бывшего актером воронежской труппы.
Интересно то, что в спектаклях кадетского корпуса не раз появлялись в то время на сценических подмостках, вместе с В. А., воспитывавшиеся там же Н. П. Киреев, впоследствии известный провинциальный актер, и И. В. Шпажинский, не менее выдающийся драматург. В. А. по окончании курса в кадетском корпусе выпущен был из него офицером в артиллерию; служа в Москве, в 1-й гренадерской артиллерийской бригаде, он не прерывал любительской связи с театром; так, в 1865 году мы видим его участвующим в Москве в спектаклях драматического кружка Шепелева, а затем артистического клуба.
В. А. Макшеев, вскоре после того вышедший в отставку и уехавший в провинцию, выступил, как профессиональный актер, в труппе П. М. Медведева, в Казани. У него служили в это время: Кудрина, Пиунова-Шмитгоф, Лукашевич, Е. Г. Медведева, А. Ф. Гусева, Дюбюк, Большаков, Александровский, Гарин, А. П. Ленский, Н. К. Милославский и Д. М. Озеров.
Макшеев, играя ежедневно, не затерялся между ними. После Казани он играл с громадным успехом в Саратове, Курске и Туле, а затем вернулся в Москву, которую он с тех пор не покидал, получив приглашение на сцену первого народного театра.
Вопрос о народном театре, с целью прививки народу художественного вкуса, более или менее серьезно был поставлен только в начале семидесятых годов.

Труппа народного театра, бывшего в Москве в 1872 г.
Первым народным театром, в полном значении этого слова, может быть назван театр, устроенный во время Политехнической выставки в Москве, в 1872 году. Народный театр был построен на частные средства в течение каких-нибудь трех месяцев, по плану архитектора Гартмана, на что потребовалось около тридцати тысяч рублей. Он был вполне доступен для большинства публики. Зрительный зал его вмещал в себе 1803 места, распределенных так: дешевых мест в нем было (от 5 до 40 коп.) — 1059; средних (от 50 до 75 коп.) — 452 и дорогих: (от 1 р. до 1 р. 50 коп.) — 52. Полный сбор в нем достигал всего лишь 850 руб.
Директор его, А. Ф. Федотов, задался целью соединить под своим режиссерством все более крупные провинциальные силы, что ему до некоторой степени и удалось. Мужской персонал не оставлял желать ничего лучшего. Тут были: Берг, Рыбаков, М. И. Писарев, В. А. Макшеев, Васильев-Гладков, Яковлев (всегда считавший себя трагиком, на самом же деле превосходный комик), Путята, А. М. Максимов, С. О. Лазарев и др.
Женский персонал, к сожалению, значительно уступал мужскому, хотя несколько отдельных личностей и выдавались в нем. Как на таковые можно указать на А. И. Стрелкову, Очкину, Линовскую, старуху Мочалову, Погожеву и Дюбюк. Народный театр был открыть 4 июня 1872 года — и открыт с большим успехом пьесой Полевого «Дедушка русского флота» и бессмертной комедией Гоголя—«Ревизор»; в обеих этих пьесах участвовал В. А. Макшеев, с первого своего появления на народном театре сделавшийся любимцем публики.
«Г. Макшеев,—читаем мы на другой день после открытия театра в «Вестнике Политехнической выставки» № 35,—обнаружил несомненный комизм. Игра его благородна, проста, на сцене он свободен — этой похвалой отметим мы его участие в комедии Полевого «Дедушка русского флота».
Шедшая же затем бессмертная комедия Гоголя «Ревизор», —продолжает известный знаток театра М. Ку6лицкий, из статьи которого мы берем эти выдержки, — была исполнена очень хорошо. Не раз представление ее прерывалось взрывом единодушных рукоплесканий, не раз неудержимый смех слышался в зале, не раз одобрительный шепот пробегал по партеру. Этот шепот выпадал большей частью, на долю Н. X. Рыбакова.
Совершенство его игры в небольшой роли Земляники не могло быть оценено всей публикой, зато знатоки и любители искусства были от него в совершенном восторге. Честь и слава г. Рыбакову. Не менее превосходно играл также в «Ревизоре» роль Ростаковского и г. Макшеев. Г. Берг также был очень хорошим городничим».
Народный театр в течение своего трехмесячного существования дал семьдесят пять спектаклей, в которых перебывало 130,877 зрителей, принесших в кассу театра 48,820 руб. 30 коп. Было поставлено на его сцене 19 пьес, из которых многие совсем не шли на сцене Малого театра. Так, между прочим, в нем были представлены: «Не так живи, как хочется»—Островского и «Сват Фадеич»— Н. Чаева, более пяти лет снятые с репертуара Малого театра за неимением исполнителей на главные роли, между тем, как на сцене Народного театра пьесы эти смотрелись с большим интересом публикой, благодаря хорошей срепетовке и превосходному исполнению в них главных ролей г. Писаревым и В. А. Макшеевым, которым комитет выставки присудил даже золотые медали за их исполнение.
По окончании выставки, через три месяца, театр этот, 4 октября 1872 года, был закрыт, несмотря на все старания и хлопоты его учредителей, желавших продолжать в нем спектакли. Через год он был куплен за 22,520 руб. у города С. В. Танеевым и кн. Ф. М. Урусовым, которые, испросив себе разрешение давать в нем представления, открыли его под именем «Общедоступного», 13 мая того же года, драмой г. Писемского «Горькая судьбина», с г-жей Стрепетовой в роли Елизаветы и В. А. Макшеевым в роли Никашки.
Театр этот просуществовал почти три года, до конца декабря 1876 года. Публика посещала его весьма охотно и, несмотря на то, что она состояла из беднейшего класса столицы, валовой сезонный доход его равнялся от 153 до 169 тысяч рублей. Места в театре были очень дешевы, так: лишь одни кресла 1 ряда, всего 16, стоили 2 руб., остальные места, как то: стулья, диваны и скамьи, продавались от 5 к. до 1 р. 25 к. Ложи на 10 персон в бельэтаже стоили 5—6 руб. Цена возвышалась лишь в редких случаях.
Нижеследующий случай отлично характеризует влияние театра на публику, его посещающую. Он открылся, как мы уже сказали, пьесой «Горькая судьбина» с г-жей Отрепетовой. Публика пришла в решительный восторг от таланта этой артистки, но... захохотала во время той сцены, когда Ананий убивает ребенка. Этот хохот сопровождался отдельными возгласами вроде: «хорошенько его», «по делом ей» и т. п. С другими пьесами бывало то же самое. На второй год существования театра таже публика держала себя несравненно строже и серьезнее— неуместного хохота или возгласов уже не было: публика выучилась слушать.
В репертуаре своем Общедоступный театр никогда не сталкивался с репертуаром казенного театра. В нем преимущественно давались пьесы исторические, классические, народные, феерии или пьесы, требовавшие больших постановок, а нередко и такие, которые почему-либо не могли быть даны на казенной сцене.
Группа этого театра также была превосходно составлена. На его сцене в продолжение трехлетнего его существования появлялись следующие выдающиеся силы: г-жи Стрепетова, М. Г. Савина, Стрелкова, Очкина, Талановы 1-я и 2-я, Лунина (певица), Е. Н. Бельская, Стремлянова, В. С. Васильева и др.; гг. Рыбаков 1-й, Рыбаков 2-й, Милославский, Павел Васильев, Павел Никитин, Берг, Матвеев, Ленский, Новиков, Медведев, Иванов Козельский, Базаров, Полонский, Киреев, Греков, Богатырев (певец) и другие.
Главными причинами прекращения деятельности этого театра были, во-первых, денежные недоразумения, возникшие между его владельцами, а во-вторых, то, что после небольшого пожарного случая, происшедшего в здании театра в конце декабря 1876 года, городская Дума не решалась предоставить в дальнейшее арендное пользование землю под деревянный театр; на перестройку здания нужно было 500,000 руб., что ставило гг. арендаторов в затруднительное положение. Не мешает при этом заметить, что налоги, платимые ими по театру, были необычайно высоки.
Общедоступный театр, расходуя 21,000р. в год на свое содержание, платил, сверх этого расхода: за аренду земли под здание в год 1,200 руб., Воспитательному дому 720 руб., инвалидам 350 рублей, дирекции Императорских театров 18,000 рублей (в последнее время поспектакльная цена была ему возвышена с 15 руб. до 50 руб.), полиции за наряды 1,080 руб., а всего 21,350 р. в год.
Первый год Общедоступный театр, подобно Народному во время выставки, был закрыт в октябре на всю зиму, а великим постом В. А. Макшеев, играя в артистическом кружке, получил приглашение от дирекции московского Малого театра вступить в состав ее драматической труппы. С ним был подписав контракт без дебюта с 1 марта 1874 года.
В. А. Макшеев поступил на сцену Малого театра как раз в то время, когда его превосходная драматическая труппа, собранная г. Верстовским, начинала постепенно распадаться и во главе театра стояли Шумский и Самарин, сделавшиеся полновластными распорядителями репертуара.
Вступив в образцовую труппу Малого театра без дебюта, В. А. Макшеев с каждой новой ролью приковывал к себе внимание взыскательных зрителей того времени. Выступая в ролях Живокини, Садовского и даже Шумского, он, так сказать, с боя завоевывал успех на подмостках лучшей в России сцены и, в конце концов, совершенно овладел расположением публики.
М. В. К —в.
Московский листок, № 45, 21 ноября 1899 г.

Еще по теме
|