nik191 Суббота, 24.08.2019, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Писатель-боец. К 15-летию со дня смерти Д. Фурманова

 

 

 

 

К 15-летию со дня смерти Д. Фурманова

 

Писатель-боец

Творчество Дмитрия Андреевича Фурманова принадлежит к лучшим страницам советской художественной литературы. Одним из первых воплотил он в своих романах тему гражданской войны, нарисовал замечательные образы ее участников и дал глубокое художественное истолкование тому великому народному героизму, который, по мысли Ленина, был решающим в победах над контрреволюцией.

В марте 1923 года появился «Чапаев», а два года спустя «Мятеж». Эти романы не только вошли в сокровищницу нашей литературы, но и стали любимыми книгами целых поколений советских людей. Воспитательная сила этих произведений огромна. В них сказывается и богатейший теоретический и практический опыт боевого деятеля Красной армии, и тонкое понимание движущих сил справедливой народной войны, и большой талант художника, который показал своих героев во всем многообразии жизненных красок.

Дмитрий Фурманов родился в селе Середа, в бывшей Костромской губернии, 25 октября 1891 года, в крестьянской семье, которая вскоре переехала на жительство в г. Иваново. По окончании торговой школы поступает в 6-й класс реального училища в г. Кинешме. В эти годы он по-прежнему много читает, причем сейчас его любимцы — это Рылеев, Тургенев, Лев Толстой, великие русские критики.

«Писарев и Добролюбов перевернули вверх дном все мои мечты, все убеждения»,

записывает Фурманов.

И действительно, к этому времени происходит созревание его взглядов на жизнь. Он полон критического отношения к современной ему действительности. Он верен романтическим идеалам.

«Явится новая жизнь, явятся новое сознание, новые стремления и мечты».

В ученическом кружке, который создается вокруг Фурманова, происходят жаркие споры на острые темы общественной жизни; уже тогда обаяние Фурманова было так сильно, что он быстро стал любимцем коллектива. Фурманов мечтает о литературном поприще, продолжает писать стихи, и все же осенью 1912 года он поступает на юридический факультет Московского университета. Впрочем, вскоре он переводится на историко-филологический факультет, который, как ему кажется, более соответствует его духовным исканиям.

Университетские годы для Фурманова — это период укрепления его революционного миросозерцания. Высшая школа, о которой он так мечтал, вызывает глубокое разочарование: лучшие профессора изгоняются из университета, пропаганда прогрессивных идей строжайше запрещена, всякое проявление вольнолюбия и свободомыслия жестоко карается...

Вскоре началась война, и Фурманов, оставив университет с его затхлой атмосферой, отправляется на фронт. Свои боевые впечатления и наблюдения писатель освещает в заметках, которые он шлет в столичные газеты. Его размышления о войне составляют наиболее яркие страницы дневников тех лет. Мы встречаем здесь и записи, свидетельствующие о прямых революционных идеалах будущего писателя:

«Слышите, как сильно бьется пульс жизни? Взгляните широко открытыми глазами, напрягитесь взволнованным сердцем, и вы почувствуете живо могучее дыхание приближающейся грозы!..

Молодая сила уже громко заявила свое могучее «пора».

В конце 1916 года Фурманов возвращается в родное Иваново, где он быстро оказывается в центре развертывающихся событий. Не сразу стал он большевиком. В дневнике писателя читаем:

«Были колебания, была неуверенность, но события, думы, разговоры гнали меня неизбежно к берегу коммунизма. Не хватало только смелости заявить открыто. Теперь все кончено. Теперь Дмитрий Фурманов — коммунист-большевик».

Крупную роль в этом решении сыграл Михаил Васильевич Фрунзе.

Он уже тогда правильно увидел и почувствовал в Фурманове коммуниста и рекомендовал его в партию. С этого времени жизнь Фурманова теснейшими узами связана с именем Фрунзе. Писатель навсегда сохранил уважение и любовь к своему учителю...

Начинается гражданская война, и Фурманов рвется на передовые позиции. Вначале его не отпускают из Иванова, но когда Фрунзе был назначен командующим 4-й армии, сражавшейся против Колчака, Фурманов по приказу командарма выехал к нему с отрядом ивановских ткачей. Вскоре Фрунзе назначает Фурманова комиссаром 25-й дивизии, начальником которой был Чапаев — командир весьма своеобразного склада, далеко не лишенный партизанских склонностей в поведении и в быту.

Это была самая замечательная эпоха деятельности Фурманова. Волнующие дни эти писатель красочно воссоздал в романе «Чапаев». Эта книга вскоре после ее появления стала одной из наиболее любимых народом, а образ Чапаева — родным и близким советскому человеку. По материалу этого романа режиссерами Васильевыми был поставлен знаменитый фильм — одно из лучших произведений советского киноискусства.

«Чапаев» — роман о воспитании нового человека социалистической эпохи. Эта вещь выросла из биографических записей, мемуарных материалов, документов и дневников. Однако в книге дана не только история жизни и подвигов одного Василия Ивановича Чапаева; в ней дан обобщенный образ народного полководца, героя гражданской воины. В этом образе собраны лучшие черты иаиболее мужественных, несгибаемых воинов Красной армии, украсивших ее историю величественными победами. Поэтому история жизни Чапаева — это история целой эпохи. Но фигура Чапаева в то же время глубоко своеобразна и во многом неповторима.

Во время работы над романом Фурманов поставил перед собой вопрос:

«Дать ли Чапая действительно с мелочами, с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, тоесть хотя и яркую, но во многом кастрированную? Склоняюсь больше к первому».

Так была определена творческая программа книги. Дать героя во всей сложности его реальных отношений к миру, это значит правдиво показать эволюцию его характера, глубокий процесс его коммунистического воспитания. Так был создан роман о полководце, отличавшемся вначале необузданностью, стихийностью и даже анархичностью поведения, о человеке, которого большевистская воля и коммунистическая идейность перевоспитали в сознательного героического командира Красной армии.

Фурманов, бывший одним из первых комиссаров в одной из самых замечательных дивизий, прекрасно осветил и характер работы партии в армии и ее изумительные плоды. Из этого простого и ясного реалистического описания вырастает могучий образ Чапаева и рядом с ним не менее привлекательный образ его комиссара Клычкова (под этим именем в романе выведен сам Фурманов).

И Чапаев и Клычков бьются за одно и то же дело. Чапаеву не нужно доказывать, кто враг и кто друг. Но Чапаеву нужно в минуты раздумья протягивать крепкую руку коммуниста. Так складывается подлинная дружба, обеспечившая благотворное воспитательное влияние  Фурманова на Чапаева.

Исключительно яркие картины посвящает Фурманов изображению Чапаева в боевой обстановке.

В облике Чапаева не было никаких «сверхчеловеческих» качеств. Наоборот, Фурманов подчеркивает, что качества, которые создали ему неувядаемую славу героя, были «самые обыкновенные и самые человеческие». В том-то и дело, что героем стал Чапаев именно как обладатель этих человеческих качеств и таким показал его Фурманов. Писатель утвердил традиции жизненного реалистического изображения героя. И в этом огромная заслуга Фурманова перед нашей литературой.

В конце 1919 года, за несколько дней до гибели Чапаева, Фрунзе назначает Фурманова начальником политуправления Туркестанского фронта, а в феврале следующего года Фурманов уже в Семиречье как уполномоченный Реввоенсовета по области. Здесь-то и разыгрываются события, описанные в романе «Мятеж». Фурманов и его товарищи коммунисты заточены в крепость. Им угрожает расстрел... И вот пятнадцать, казалось бы, беззащитных коммунаров во главе с Фурмановым своей энергией, стойкостью и героизмом сумели в конце концов победить пятитысячную толпу мятежников. Большевистская выдержка, твердость и разум победили кулацкий бунт против советской власти.

Сохранился замечательный документ: последние, как казалось тогда Фурманову, предсмертные записи, сделанные им в тюрьме. В них мы читаем:

«Зашумит ли толпа перед окном, толкнется ли кто в дверь или вдруг застучат затворами — настораживаюсь и жду. Чего жду — не знаю. Кажется, вызова по фамилии: выведут, расстреляют — и баста... Пусть расстреляют, но разом, да и смерть-то здесь благороднее. Впрочем, она не только благороднее, но и красивее, прекраснее... Мне думается, что умереть я сумею спокойно и твердо... А как не хочется умирать!.. Как хочется жить!.. Жить!..»

Через час после того, как была окончена эта запись, Фурманов был освобожден, а еще через два дня контрреволюционное восстание было целиком ликвидировано. Интереснейшим памятником этих событий, художественным свидетельством стойкости и храбрости воинов революции и является роман «Мятеж».

Вскоре Фурманов в качестве комиссара красного десанта содействует блестящему осуществлению операции против Улагая, который был разгромлен вблизи Краснодара. За самоотверженность и героизм Фурманов был награжден тогда орденом Красного Знамени. Пробыв затем некоторое время начальником политотдела 9-й Кубанской армии, Фурманов осенью 1921 года переезжает в Москву, целиком посвящая себя литературной деятельности.
Кроме упомянутых романов он выпускает также описание операции красного десанта, публикует ряд очерков и рассказов, приступает к работе над новым романом «Писатели», от которого сохранились только фрагменты. Блестящие творческие перспективы открывались перед молодым художником, но жизнь Фурманова внезапно оборвалась.

Он умер 15 марта 1926 года.

И как писатель, и как участник и руководитель литературных организаций Фурманов блестяще проявляет свои качества большевика, всю силу своей коммунистической убежденности, принципиальности, непримиримости. И здесь, на литературном поприще, он был в первую очередь бойцом. Служению коммунизму он отдал всего себя, весь свой талант.

Деятельность Фурманова-художника, связавшего всю свою жизнь и свое творчество с Красной армией, может служить прекрасным образцом для всех советских писателей. Фурманов был пионером художественного изображения Красной армии — ее бойцов, ее командиров, он горячо любил красных воинов, понимал и чувствовал их. Творческому воплощению героизма участников гражданской войны он отдал все свои силы. «Чапаев», «Мятеж» и другие произведения писателя — яркое свидетельство того, как близка была Фурманову Красная армия, как мастерски умел он изображать мысли и чувства ее людей. Поэтому так полнокровно живут на страницах произведений Фурманова герои этой великой эпохи.

 

Г. БРОВМАН.

 

Красная звезда, № 62, 15 марта 1941 г.

 

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (15.03.2019)
Просмотров: 139 | Теги: Фурманов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz