nik191 Воскресенье, 31.05.2020, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1089]
История искусства [229]
История науки и техники [286]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

П. И. Чайковский (К столетию со дня рождения)

 

 

П. И. Чайковский

 

(К столетию со дня рождения)

 

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске, на Урале, в семье горного инженера, начальника казенного металлургического завода. И высококультурная семья, и окружающая обстановка старинного уральского городка дали юному Чайковскому множество музыкальных впечатлений.

«Я с детства проникся неизъяснимой красотой... русской народной музыки», — вспоминал он позднее.

Родные хотели воспитать из него государственного чиновника и отдали его в Петербургское училище правоведения. Музыка и здесь продолжала быть его любимейшим развлечением, отдыхом от казенных юридических премудростей. 10 лет, проведенные в мертвящей обстановке этого учебного заведения, не убили в нем любви к искусству. Лишь окончив училище и полностью разочаровавшись в чиновничьей карьере, Чайковский твердо решает избрать для себя поприще музыканта-профессионала. Это решение было своеобразным вызовом дворянским традициям, презирающим мещанскую профессию музыканта.

Так называемый «Московский период» в жизни Чайковского (1866—1877) — это годы, насыщенные огромным творческим трудом, упорными поисками собственного музыкального стиля, мучительным преодолением трудностей и препятствий, годы жестокой нужды и оскорбительной травли со стороны столичной критики.

Годы «Московского периода»—путь композитора от первых робких творческих опытов к прекрасной художественной зрелости.

В сочинениях, завершающих этот «Московский период», — опере «Евгений Онегин» (1878), ставшей любиме1шей русской оперой, и трагической Четвертой симфонии (1877), трактующей идею столкновения человека с судьбой, — перед нами вполне сложившийся мастер, сочетающий в своей музыке живое воплощение русской бытовой музыкальной речи с глубоких усвоением лучших традиций мирового музыкального искусства.

«Московский период» заканчивается острым душевным кризисом, вызванным тяжелыми жизненными условиями, нервным переутомлением и большими личными невзгодами.

Разочарованный в друзьях, проклявший «произвол» и «самоуправство» окружающей его действительности, Чайковский пытается найти успокоение в бесконечных скитаниях. Мы встречаем его то в Швейцарии, то на Украине, то во Флоренции, то в Тифлисе.

«Годы скитаний» создают Чайковскому общеевропейскую славу. Он пишет новые оперы («Орлеанская дева», «Мазепа»), три симфонические сюиты, романсы, фортепианные пьесы. Он успешно руководит постановкой своих опер в России и за границей. Но новый и последний расцвет творческого гения Чайковского начинается с его окончательным возвращением в Россию (годы 1885—1893). Композитор поселяется вдали от столичного шума в окрестностях Клина, под Москвой.

В последние годы жизни он создаст свои величайшие шедевры: симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888), оперу «Пиковая дама», балет «Щелкунчик» (1892) и, наконец, Шестую («Патетическую») симфонию, оказавшуюся его лебединой песнью. Через несколько дней после первого исполнения Шестой симфонии — этого сильнейшего в мировой музыке воплощения человеческой скорби — Чайковский неожиданно скончался.

Чайковский искренне любил свои народ, свою родину, национальное искусство русского народа.

«Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях», — писал он в одном из писем.

Слушая песни русских крестьян во время прогулки на Воробьевых горах, запоминая унылые напевы украинских лирников-слепцов, вслушиваясь в разнообразнейшие звучания современного ему народного музыкального быта, Чайковский обогащал свой мелодический язык, делая его чрезвычайно гибким и доступным каждому. Известно, что Л. Н. Толстой, прослушав медленную часть из Первого струнного квартета Чайковского, громко разрыдался; эта задушевная русская мелодия представляла собой высокохудожественное развитие простой народной песни.

Не ограничиваясь использованием старинной крестьянской русской песни, Чайковский претворил в своей музыке и напевы современного ему города — вплоть до цыганского романса и уличной песни.

Глубокая содержательность — вот первое требование, предъявляемое самим композитором к своему искусству. Его симфонии, подобно симфониям Бетховена, поражают слушателей единством звукового материала и органичностью формы.

С особенным интересом и строжайшей ответственностью относился Чайковский к своему оперному творчеству. Он понимал, что опера — самый массовый, широко популярный вид музыкального творчества.

«Опера имеет то преимущество, — писал он, — что дает возможность говорить музыкальным языком массе». В области оперной музыки Чайковский проявил себя, как художник-реалист, стремящийся к правдивому воплощению в музыке «настоящих живых людей».

Нагромождение внешних эффектов, помпезность постановок, далекие от современности нереальные сюжеты мало привлекали его.

Лучшими из 10 опер Чайковского оказались именно те, в которых изображались реальные русские люди, обобщенные образы русской действительности XIX столетия. Не случайно сюжеты трех наиболее удачных его опер — «Евгения Онегина», «Мазепы», «Пиковой дамы» — принадлежат глубочайшему знатоку русской жизни и зачинателю русского реалистического искусства — А. С. Пушкину.

Нет такой области музыки, в которую Чайковский не сделал бы ценного вклада. Он — блестящий мастер балета, украсивший мировую балетную сцену тремя подлинно классическими произведениями («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Он — интимнейший лирик, создавший свыше 100 популярных романсов и песен; он — автор фортепианных концертов и пьес, хоров, струнных квартетов.

Несмотря на прочные связи с мировой музыкальной культурой, музыка Чайковского всегда самобытна, всегда узнается с первых же тактов.

Великий русский композитор Чайковский, с горечью испытывавший на себе наскоки и брань дворянской критики, мечтал о том времени, когда его музыка будет признана народом.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Это время наступило. Миллионы советских людей, посещающих оперу и концерты, слушающих радио, участвующих в художественной самодеятельности, искренне любят прекрасную музыку Чайковского. О такой всенародной славе не мог бы и мечтать ни один композитор прошлого. Широко отмечаемое столетие со дня рождения великого русского музыканта превратилось в грандиозное торжество всей советской страны.

 


И. НЕСТЬЕВ.


Красная звезда, № 103, 6 мая 1940 г.

 

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (06.05.2020)
Просмотров: 23 | Теги: 1940 г., П. И. Чайковский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz