nik191 Четверг, 22.08.2019, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Новые картины профессора Коцебу (1870 г.). Часть 3

 

 

II. «Сражение при д. Лесном (28 сент. 1708 г.)», картина профессора Коцебу

 

(начало)

 

Чтобы понять картину, нужно знать эпизоды и ход этого замечательного боя, смело можно сказать, подготовившего Карлу XII полтавское поражение.

Известно, что шведский герой перешел через Днепр на нашу сторону 4 августа 1708 г., и, в надежде на поддержку изменника Мазепы, да на бунт Булавина на Дону, оставлял генерала своего Левенгаупта в Остзейском крае.

Однако, гоняясь за русскими,—которые, уходя от шведов, успевали постоянно истреблять провиант и оставлять войско Карла XII не причем,— принужден был король потребовать к себе Левенгаупта с провиантом, как можно поспешнее.

Получив приказ, генерал Левенгаупт двинулся из Риги и 10 сентября узнал об этом Петр I, в то самое время, когда сам шведский король, преследуя перед тем умышленно десять дней наши войска, вдруг, неожиданно, переправился Сожу и вошел в Украйну.

Не теряя времени, государь собрал военный совет и на нем решено было разделить наши силы. Большая часть послана вслед за шведским королем, а с меньшею частью государь стал караулить Левенгаупта и 27 сентября встретил его идущим у деревни Долгие Мхи, на берегу Сожи.

На следующий день, переправясь через реку, около полудня, встретился государь лицом к лицу со всем 16 т. корпусом Левенгаупта, построенным в боевой порядок перед деревнею Лесное.

Велено было спешиться драгунам (ингерманландскому и невскому полкам) и лишь только они построились, как шведы первые на них напали, завязав бой. Упорная стойкость спешенных драгун остановила, впрочем, превосходного в силах неприятеля, численность которого продолжали считать наши в половину против того, что оказалось.

Не получив успеха, Левенгаупт стал развертывать свой левый фланг. Потому в помощь драгунам пошел семеновский полк, с прибытием которого превосходство все еще оставалось на стороне шведов, продолжавших брать наших во фланг.

Для подкрепления послан еще Преображенский полк, а потом один батальон астраханского полка, не только уравновесивший силы, но даже заставивший шведов уйти в лес. Благодаря этому, наши ободрились и, дружно тесня неприятеля, прошли за ним весь лес и прижали пехоту шведскую к коннице.

Здесь-то, на поляне, закипел ожесточенный бой, в заключение которого шведы окончательно сбиты с позиции и загнаны в свой обоз. Но, явная победа над неприятелем стоила и нашим такого же точно истощения сил, какое, успев заставиться телегами, чувствовали шведы.

Чтобы выбить их из этого импровизированного редута, наши должны были собраться с силами, потому и отступили, для отдыха, к опушке леса. Этот обоюдный роздых длился часа два; до тех пор, когда генерал-поручик Боур, в исходе пятого, привел 3,000 драгун нам на подкрепление, и авангард шведский (из трех же тысяч состоявший), пришел к главным силам от Пропойска.

Тут только последовало решительное поражение Левенгаупта. Приход конницы Боура, выступившей из леса, и появление вдали шведского резерва —вот момент, выбранный профессором Коцебу для его картины «боя при Лесном».

Весь левый угол картины представляет, вплоть до горизонта, шведский обоз и в нем утомленных неприятелей, истощающих последние силы свои. На серо-синей грани горизонта чуть виднеется церковь и от ней вправо начинается частый лес, редеющий к переднему плану картины, представляя ряд возвышений перед болотом, за которым остановились шведы. У правого края картины показалось несколько человек калмык и башкирцев. Перед ними же кучка драгун наступает на оконечность обоза, поражая потерявшихся неприятелей.

Изображение леса, после мастерской живописи обоза—лучшее место. Но о воздухе, мы не решимся сказать того же. Известно, что, вслед за вступлением в дело конницы Боура, повалил снег и сделалось темно, между тем, световая полоса яркого заката, представляет на картине другое положение атмосферы, и совсем не такой холод в воздухе, как бывает перед снегом.    

 

П. П—в.

 

Всемирная иллюстрация. № 103 (19 дек. 1870 г.).

 

 

 

Еще по теме:

Новые картины профессора Коцебу (1870 г.). Часть 1

Новые картины профессора Коцебу (1870 г.). Часть 2

Новые картины профессора Коцебу (1870 г.). Часть 3

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (27.07.2019)
Просмотров: 95 | Теги: 1870 г., Коцебу | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz