nik191 Четверг, 22.08.2019, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [220]
История науки и техники [274]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Михаил Иванович Глинка, часть 2

 

 

 

 

Михаил Иванович Глинка

 

(начало)

 

На обратном пути в Россию, Глинка остановился в Берлине, познакомился с Деном, и, с его помощью, в течении пяти месяцев, прошел наконец основательно теорию композиции, в которой его познания до того времени были довольно шатки.

О Дене Глинка пишет следующее:

«В самое короткое время он узнал степень сведений моих и способности; распорядился же он так: задавал мне писать трех, а потом четырех-голосные фуги или, лучше сказать, скелеты, экстракты фуг без текста, на темы известных композиторов, требуя при этом соблюдения принятых в этом роде композиции правил, т. е. соблюдения экспозиций, стретт и педали.

Он привел в порядок мои теоретические сведения, и собственноручно написал мне науку гармонии или генерал бас, науку мелодии или контрапункт и инструментовку... Нет сомнения, что Дену обязан я более всех других моих maestro; он, будучи рецензентом музыкальной Лейпцигской газеты, не только привел в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще, и с его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием».

Еще скажу, что пребывание в чужих краях имело очень полезное влияние на натуру Глинки в том отношении, что, развивши в нем тоску по отчизне, навело его на мысль сочинять в русском духе.

Вскоре по возвращении своем в Россию, Глинка задумал приступить к сочинению оперы, о чем и сообщил, в бытность свою в Петербурге, литератору Жуковскому, который с сочувствием отнесся к намерению Глинки, предложил ему сюжет Ивана Сусанина, и, желая сам написать текст для будущей оперы, сочинил в виде пробы стихи: «Ах не мне бедному» (из трио с хором в эпилоге оперы «Жизнь за Царя»). Но занятия помешали Жуковскому, который, отказавшись от предпринятого труда, отрекомендовал Глинке барона Розена, литератора из немцев.

Композитору не особенно нравился его новый сотрудник, но его утешало то умение, с которым Розен владел стихом и подделывал слова под музыку.

Глинка с рвением принялся за работу; сам составил план целой оперы, сам придумал ввести польский элемент в музыку для контраста с русским, написал увертюру сперва в 4 руки, с обозначением инструментов. Вскоре барон Розен изготовил два акта, которыми Глинка и занялся.

В конце апреля 1835 года Глинка женился, но это нисколько не отвлекло его от предпринятого труда, которому он вполне предался.

В 1836 году, великим постом, устроена была уже оркестровая репетиция первого акта «Жизнь за Царя» в доме князя Юсупова, при содействии П. А. Бартеневой и Д. Н. Нарышкина. В том же году, в марте, исполняли этот акт с солистами, хором и оркестром у графа М. Ю. Виельгорского. Кружок артистов и знатоков с большим сочувствием относился к новому сочинению Глинки, в особенности упоминает автор в записках своих о князе Одоевском, графе Виельгорском и Карле Мейере, дельными советами которых он пользовался.

Немалых трудов стоило Глинке добиться принятия его оперы на сцену, беспокойства и неприятностей было довольно. Наконец хлопоты кончились успехом: опера была взята, но автора обязали подпиской не требовать вознаграждения за свое сочинение. Вскоре по принятии оперы в дирекцию, приступлено было к разучиванию; репетиции шли под руководством капельмейстера Кавоса. Партия Сусанина была поручена Петрову, Вани — Воробьевой, Антониды—Степановой, Сабинина—Леонову.

«Наконец», пишет Глинка, «в пятницу, 27 ноября 1836 года, назначено было первое представление оперы «Жизнь за Царя». Невозможно описать моих ощущений в тот день, в особенности перед началом представления. У меня была ложа во втором ярусе; первый—весь был занят придворными и первыми сановниками с семействами...

 

Сцена из оперы "Жизнь за Царя" М. И. Глинки, 1-я сцена, 2-го действия

 

Первый акт прошел благополучно; известному трио сильно и дружно аплодировали. В сцене  *) поляков начиная от польского до мазурки и финального хора, царствовало глубокое молчание... я остался в недоумении.

    *) Прилагаем изображение этой сцены 2-го действия.

Появление Воробьевой рассеяло все мои сомнения в успехе. Песнь сироты, дуэт Воробьевой с Петровым, квартет, сцена с поляками и прочие №№ акта прошли с большим успехом.

 

Сцена из оперы "Жизнь за Царя" М. И. Глинки, последняя сцена, 4-го действия

 

В четвертом акте **) хористы, игравшие поляков, в конце сцены, происходящей в лесу, напали на Петрова с таким остервенением, что разорвали на нем рубашку и он не на шутку должен был от них защищаться.

**) Изображение последней сцены 4-го действия приложено этой статье.

 

Сцена из оперы "Жизнь за Царя", музыка М. И. Глинки. Финал оперы.

 

Великолепный спектакль эпилога ***), представляющий ликование народа в Кремле, поразил меня самого...

***) Изображение его приложено к нашей статье.

Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес.

Меня сейчас после этого позвали в боковую императорскую ложу. Государь первый поблагодарил меня за мою оперу.
    
В скором времени, я получил за оперу императорский подарок: перстень в 4,000 руб. асигн.    

Несмотря на блистательный успех, нашлись зоилы. Фадей Булгарин напечатал в «Северной Пчеле» две длинные статьи, в декабре 1836 года. Эти статьи любопытны и ясно определяют степень невежества в музыке их автора. Некоторые из артистов, говоря о моей опере, выразились с презрением:

«С’еst lа musique des cochers». Несмотря на то, опера шла все лучше и лучше, театр усердию посещали».

Вообще успех оперы был громадный. Снигирев купил у автора право издания «жизнь за Царя». Появившиеся в печати номера оперы расходились быстро, и запрос был так велик, что не доставало экземпляров для продажи.

Как бы в довершение триумфа Глинки, наши поэты: Пушкин, Вяземский, Жуковский, Виельгорский сочинили стихи в честь русского композитора, из которых привожу здесь наиболее интересные:

Пой в восторге русский хор
Вышла новая новинка.
Веселися Русь! наш Глинка—
Уж не Глинка, а фарфор!

Пушкин.

 

Слушая сию новинку,
Зависть злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не можно в грязь.
Гр. Виельгорский.

 


(Продолжение будет).

 


Всемирная иллюстрация. № 93 (10 окт. 1870 г.).

 


 

Еще по теме:

Михаил Иванович Глинка, часть 1

Михаил Иванович Глинка, часть 2

Михаил Иванович Глинка, часть 3

Михаил Иванович Глинка, часть 4

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (21.05.2019)
Просмотров: 156 | Теги: Глинка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz