
Христос на кресте, профессора Бродского
В № 53 нашего журнала, дали мы изображение «Бегства из Помпеи», а в № 58 три характерных бюста, работы Виктора Бродского. Сегодня воспроизводим мы пятое изображение — «Христос на кресте».
Мы тогда же дали краткую характеристику художника и перечень произведений, который отчасти пополним сегодня.
Бродский—ученик профессора Витали, по смерти которого перешел он в школу Пименова и весьма много помогал ему в тех двух работах, из которых одна «Воскресение Христово», для бокового иконостаса Исакиевского собора, фактически существует, а другая—«эскизы статуй и групп» для Николаевского моста, осталась счастливой мечтой и, вероятно, никогда не осуществится.
Помимо нескольких амуров, нимф и ангелов, из которых многие, неоспоримо, весьма хороши, весьма значительную часть работ Бродского составляют те произведения, которые ближе подходят к направлению реальному и в которых скульптору приходилось бороться с гораздо большими трудностями, чем при работах сюжетов абсолютно идеальных. Говорим о портретных бюстах, между которыми выделяются цельностью и правдой замысла и исполнения бюсты Екатерины II, Пия IX, ректора академии Маковского и колоссальная работа, заслуживающая самого полного внимания и хорошо знакомая Петербургу — статуя императрицы Екатерины II, украшающая конференц-залу академии художеств. Работа эта, постановленная советом академии и утвержденная Государем Императором, была заказана Бродскому, по модели профессора Тальберта, ко времени столетнего юбилея академии в 1864 году.
Весьма значительное число работ Бродского, отличающегося действительно замечательной плодовитостью, посвящено миру религиозному. Из них выдается группа Спасителя, с двумя ангелами по сторонам, благословляющего мир, и та работа, которую представляем мы читателям нашим сегодня.
Мраморное распятие сделано в половину натуральной величины. Крест и фигура Спасителя работа ни из одной глыбы. Спаситель изображен в ту заветную минуту, когда только что изречено было им слово: «исполнилось!». К отчасти напряженной еще груди, не вполне подчинившейся смерти, мускулатура, не смотря на трудность задачи, передана верно и с чувством. Резкие фазисы последнего издыхания смягчены и стушеваны нежностью очертания; яснее всего проявляются они в мускулах оконечностей, в стиснутых пальцах рук и ног.
Это распятие было заказано Бродскому в Риме, профессором медицины Боткиными, для графа Шувалова, начальника гвардейского штаба и находится в настоящее время в Петербурге.
«Распятие» Бродского задумано и выполнено художником совершенно сообразно с общим характером его деятельности, посвященной исключительно идеальному направлению.
Техника, оживотворение мрамора, достойны самых безотносительных похвал,—но с правдой общего направления мы, по-прежнему, остаемся не согласными с художником. При том таланте, при том, несомненно, пластическом приеме в работах, которые есть в Бродском, было бы желательно видеть некоторую склонность к тому, что должно занимать современную скульптуру, — к направлению реальному.
Бродский едва ли прав, так упорно отклоняясь от этой задачи. Классический мир, с которым так сжился он, и в котором он может ценить правильно и <еn maitre> все его особенности, классический мир, говорим мы, мог бы дать ему и такие сюжеты, которые, той или другой стороной своею, удовлетворили бы требованиям нашего времени. Мы вполне сознаем трудность работ и, даже, некрасивость наших сюртуков и шиньонов, для изображения их в мраморе. Но ведь есть же такие средства, такие приемы, посредством которых ваятель, оставаясь при драпировках давно уже не носимых костюмов, может затронуть личностью, драпированной по-римски и по-средневековому, такие вопросы, которые будут стоять уже чисто в реальном мировоззрении.
Объясним сказанное примером. Весьма типичной и характерной является личность Микель-Анжело. Весь он, со своим костюмом, неоспоримо, удобная задача для скульптора, любящего складки. Известно тоже, что он был одним из первых, занимавшихся анатомией трупов, для исследований чисто художественных. В те дни, занятие это считалось богопротивным и являлось чисто революционным в социальном отношении. Мы, конечно, в XIX веке, смотрим на это иначе и сочувствуем такой богопротивности. Задайся, например, Бродский таким сюжетом и выполни он его удачно, успех и сочувствие в публике будут несомненны, да и сам он, привыкший к идеальной концепции, не встретится в изображении подобного Микель-Анжело ни с шиньоном, ни с фраком, которыми пугают всех тех, кто ратует за реализм скульптуры.
Бродский уже около 10-ти лет живет в Риме. Здоровье его положительно не выносит нашего климата и только в этом, а ни в чем другом, причина его удаления из России. Он имеет в Риме лучшую мастерскую во всем городе, которую когда-то занимал Бернини, родоначальник скульптурных маньеристов XVI века. Работает Бродский много и по целым дням и посылает свои работы как на наши, так и на иностранные выставки. За границей вещи его тотчас же находят покупателей.
С.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 12 (116) - 20 марта - 1871.
Еще по теме
|