nik191 Четверг, 04.03.2021, 09:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1106]
История искусства [293]
История науки и техники [324]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

К семидесятипятилетию московского Большого театра (Историческая справка)

 

 

К семидесятипятилетию московского Большого театра

(Историческая справка)

 

Основание московского Большого театра, называвшегося прежде Петровским, восходит к 1780 г., когда на этом месте был открыт каменный театр частным антрепренером того времени, Медоксом.

Петровский театр, по плану архитектора Розберга, был построен в 5 месяцев. Он обошелся в 130,000 рублей и представлял собой очень изящное, в своем роде, здание. Особенно эффектна в нем была круглая зала, в которой давались обыкновенно маскарады, усердно посещаемые высшим обществом того времени. Зала эта освещалась 42 люстрами и имела в своем диаметре восемнадцать саженей; к ней примыкало несколько изящных салонов. В маскарады ездили костюмированными; вход в них стоил рубль медью.

Около этого театра ютилось несколько каменных флигелей, в которых проживали актеры и их семейства. Для открытия спектаклей в Петровском театре, в 1780 году, по желанно Государыни, Аблесимов написал в стихах пролог-диалог, в котором действующими лицами были: Апполон, Меркурий, Момус, Муза, Талия и Сатир; в конце его зрителям открылся вдали Парнас и у подножия горы им представилась Москва, с возвышающимся новым роскошным зданием; к нему Апполон, которому предшествовал Меркурий, подъезжал на великолепной колеснице.

Внутреннее расположение Петровского театра было очень похоже на современный Большой театр. Ложи в нем не были также открыты, а как бы составляли отдельную комнату; рядом с оркестром в театре были устроены особые места, занимаемые постоянными его посетителями. Дамы помещались в то время обыкновенно в креслах, которые стоили 2 рубля, потом 2 руб. 50 коп., а партер за креслами 1 рубль медью.

Медокс выстроил также кроме этого театра, небольшой летний театр — вокзал, репертуар его составляли небольшие пьески, в которых большую часть пробовали свои силы молодые члены труппы Медокса. За вход в летний театр и сад, где были поставлены также качели, пели песенники, играла музыка, балансеры вольтижировали на канатах, а после спектакля давались балы и маскарады, бралось всего только по рублю меди без ужина, а с ужином по 5 рублей.

Несмотря на то, что театр этот видимо очень усердно посещался публикой, — в нем бывало иногда, по свидетельству современников, до семи тысяч человек, Медокс вследствие большого персонала труппы и значительных затрат на обстановку, в конце концов, оказался в 1779 году несостоятельным. Актеры его труппы, поставленные в самое критическое положение расстройством дел Медокса, найдя себе поручителя, просили отдать им театр «на откуп», но на это не последовало Высочайшего соизволения, и для управления московским театром был учрежден особый комитет, взявший ссуду у опекунского совета в 300,000 рублей, из которой последним была удержана следуемая ему часть, а остальной суммой удовлетворены были кредиторы Медокса, привилегия которого таким образом была уничтожена.

Зимой 1805 года Петровский театр сгорел до основания, по неосторожности гардеробмейстера, но несчастья с людьми при этом не было, так как пожар произошел до начала представления.

В апреле 1806 года Московский театр стал Императорским, поступив в ведение главного директора театральных зрелищ. Всем служащим в нем артистам повелено было зачесть годы их службы у Медокса и за действительную выслугу лет назначить пенсионы. Директором московских театров повелено было быть князю Михаилу Петровичу Волконскому, от которого была, несколько время спустя, куплена вся его драматическая и балетная труппа.

Возведение нового здания по проекту профессора Михайлова, несколько измененному строителем театра архитектором Бове, было предпринято в 1822 году под личным наблюдением заведовавшего тогда Императорскими театрами незабвенного Ф. Ф. Кокошкина. Для открытия его, 6 января 1825 года, был дан пролог М. А. Дмитриева — «Торжество муз» и балет «Сандрильона».

«Лучшего театра, пишет один из газетных хроникеров того времени, вряд ли может желать и самый взыскательный зритель. Великолепие и удобство нового театра поразительны. Исчез не нумерованный раек, в котором зрители, бывало, сидели друг на друге; на место его—широкие, удобные, отдельные друг от друга нумерованные места, переименованные в балкон шестого яруса. Бесчисленные выходы предупреждают всякую толкотню и давку.

Под ним пять ярусов лож; ложи устроены несколько вкось, так что теперь зрителям не надо гнуться через перила. При каждой ложе устроена комнатка, в которой можно отдохнуть; в комнатках поставлены мягкие диваны. В трех первых ярусах комнатки эти с зеркалами и сами они отделены от лож малиновыми драпировками. На месте прежней так называемой галереи устроены прекрасные места, под названием балкона первого яруса; они широки и покойны. Перила во всех ярусах обиты красным бархатом. Наружные стенки лож украшены золотой резьбой.

Все это освещается огромной люстрой, опускающейся с потолка. При ярком свете этой люстры и золото, и бархат производят эффект ослепительный. По потолку кругом нарисованы Музы, предводимые Аполлоном. В театре пять ярусов лож; шестой составляет балкон. В каждом ряду 30 лож, за исключением третьего, в котором, по причине амфитеатра, менее лож. Театр вмещает в себя 2,300 человек. В партер входят тремя различными дверями; две лестницы ведут в бенуар, не считая парадной, ведущей в пять рядов лож. В шестой ярус ведут две особые, боковые лестницы».

В 1853 году Большой театр сгорел; вскоре после пожара, было приступлено к постройке нового театра, по проекту архитектора Кавоса. От прежнего театра остались наружные стены и колонны переднего фасада. Вновь отстроенный театр был открыт 20 августа 1856 года оперой «Пуритане».

 

 

Зрительный зал Большого театра в настоящее время вмещает в себе 1,740 зрителей и имеет 6 ярусов; с осени 1893 года газовое освещение в нем заменено электрическим.

 

М. В. К—в.

 

Московский листок , Иллюстрированное приложение № 2, 9 января 1900 г.

 

 

Еще по теме

 

 


 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (21.01.2021)
Просмотров: 14 | Теги: 1900 г., большой театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz