В двадцать с небольшим лет Густав получил орден из рук самого Франца Иосифа. А потом... В чем только не обвиняли Климта: его картинами можно иллюстрировать теорию Фрейда, его женщины смотрят так, как-будто хотят кастрировать мужчин, женская красота в его исполнении уничтожит мир. А он взял, да и создал АРХЕТИП роковой женщины. Мы можем найти его и в русской революции.
В 1887 году Климт основывает венский «Сецессион», оказавшийся достойным ответом французскому ар-нуво. Климт черпал вдохновение в византийском, минойском, микенском и египетском стилях, а также в средневековой живописи Италии. В формах полотна заметно влияние японского искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо. Нельзя не заметить и элементов французского импрессионизма.
Вена Fin de siecle - конца XIX века исполнила мечту Габсбургов XVIII столетия, — догнать и перегнать Париж. Речь шла не о самодержавном превосходстве, а о влиянии на умы. Тихая столица сосисок с капустой, штруделя и кофе оказалась передовой культурной метрополией, и задавала моду всей Европе на десятилетия вперед. В 1900 году Зигмунд Фрейд выпустил свое «Толкование сновидений», в 1901-м — «Психопатологию обыденной жизни». Прорыв в человеческую сексуальность из факта медицинской науки быстро обернулся общественным поветрием, явлением интеллектуальной моды. Не мудрено, что главным предметом живописи австрийского художника Густава Климта становится женское тело. Тема «борьбы полов» захватила художников и интеллектуалов.
Г.Климт. Юдифь I. 1901 г. Галерея Бельведер, Вена. С 1899 г. Прототипом послужила Адель Блох-Бауэр.
Юдифь совершила подвиг, которым избавила Иерусалим и Иудею от нашествия вавилонского полководца Олоферна. Чтобы спасти своих соотечественников, богатая вдова-красавица Юдифь, в сопровождении служанки отправилась в неприятельский стан. Ее красота и ум пленили Олоферна. Упоенный страстью и вином, он уснул в своем роскошном шатре. Во время сна Юдифь отсекла ему голову и принесла ее старейшинам Ветилуи. Прожив до 105 лет, она по смерти была погребена рядом со своим мужем.
Г.Климт. Юдифь II. 1909 г. Галерея современного искусства, Венеция. Возможно — опять Адель.
В 1909 году Густав Климт вернулся к мыслям о роковой женщине, за любовь к которой мужчина готов отдать жизнь: так появилась Юдифь II. Но все, кто видел картину, называли её Соломеей.
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. По совету матери Саломея попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Даже Ирод поразился просьбе Саломеи. Но ничего не смог сделать, поскольку слово уже дал. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна. В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».
Юдифь I и, через восемь лет, Юдифь II - воплощения архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь — отнюдь не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница. Климт нашел в Юдифи обобщающий символ правосудия, которое женщина творит над мужчиной, искупающим смертью свою вину. Ветхозаветная героиня, пример храбрости и решительности, становится у Климта «кастрирующей» женщиной… В этой библейской фигуре Эрос и Смерть объединяются в союзе, который fin de siecle находил интригующим. Другим примером «кастрирующей» женщины, бесстыдно воплощающей самые порочные фантазии, была героиня оперы «Электра» Рихарда Штрауса, кровожадная Клитемнестра. Еще одна «Саломея» - Ида Рубинштейн, известная актриса начала 20 века, известная по портрету В.Серова. Она участвовала в борьбе за постановку «Саломеи» в Петербурге.
Юдифь Климта вызывала раздражение. Критики полагали, что Климт ошибся. Эта исступленная женщина, с ее полуприкрытыми глазами и слегка приоткрытыми губами, не могла быть благочестивой вдовой и героиней. Все были уверены, что Климт должен был иметь в виду Саломею, типичную роковую женщину конца века, которая уже увлекла столь многих художников и мыслителей — от Гюстава Моро до Оскара Уайльда, Обри Бёрдсли, Франца фон Штука и Макса Клингера. И картину «Юдифь» из постоянно называли в каталогах и журналах «Саломеей». Остается неизвестным, приписывал ли Климт своей Юдифи черты Саломеи; но каковы бы ни были его намерения, в результате получилось самое красноречивое изображение Эроса и фантазий современной художнику роковой женщины. Вероятно, столь разные архетипические черты Климт нашел у одной женщины — хорошо знакомой ему Адели Блох-Бауэр.
Г.Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I. 1907 г. Галерея современного искусства, Нью-Йорк
Картина «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза» - шедевр Климта и австрийского Югендстиля. Реализм в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое и обратно, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, неуловимо пряная атмосфера. Свои завораживающие портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами.
Адель Блох-Бауэр (1881—1925), дочь ген. директора Венского банковского союза Морица Бауэра. В 18 лет вышла замуж за старшего по возрасту Фердинанда Блоха. А ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и социал-демократические политики. Адель Блох-Бауэр четырежды становилась моделью для картин Густава Климта. В 2006 году «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики», стали личной собственностью гражданки США 79-летней Марии Альтман. Поэтому сейчас Вы сможете без труда купить сувенирные тарелки с «Золотой Аделью». Вскоре американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер приобрел картину за 135,000,000 долларов США. В 2005 г. Рауль Руис снял фильм о жизни художника Густава Климта, с Джоном Малковичем в главной роли.
Источник: http://www.diletant.ru |