Иван Сергеевич Тургенев
И. С. Тургенев родился 28-го октября (9 ноября н. с.) 1818 года, в Орле; отца его звали Сергей Николаевич, мать Варвара Петровна, рожденная Лутовинова.
В 1822 году семейство Тургеневых отправилось за границу и посетило, между прочим, Швейцарию. По возвращении в отечество, семейство надолго поселилось в родовом имении, в Мценском уезде Орловской губернии. Тут же начал учиться Иван Сергеевич у учителей различных наций, за исключением русской.
Одной из первых русских книг, прочтенных Тургеневым, была «Россиада» Хераскова.
В 1818 году родители отправили десятилетнего сына в Москву учиться; в 1834 г. Тургенев поступил в московский университет; в 1835 перешел в петербургский, где и окончил курс. В 1838 г. отправился за границу, причем чуть не погиб во время пожара парохода «Николай I», близ Травемюнде.
В Берлине Тургенев слушал лекции истории и гегелевской философии. Через два года вернулся в Петербург и состоял около года при канцелярии министра внутренних дел.
Начало литературной деятельности Тургенева относится к 1843 году, когда напечатана его «Параша». В 1852 году, Тургенев, за напечатание статьи о Гоголе (в сущности, за «Записки Охотника»), отправлен на жительство в деревню, где пробыл два года. С тех пор Тургенев жил то в России, то за границей, до 1863 г., когда поселился в Баден-Бадене, откуда только наезжает в отечество. Вот все биографические сведения, какие нам удалось собрать о знаменитом писателе. Сетующему на нас читателю, мы можем отвечать словами Тургенева, написанными в ответ на письмо одного из наших сотрудников, в котором последний просил биографию Ивана Сергеевича:
— «Вы видите, что моя биография напоминает биографию Э. Ожиэ, который на подобный запрос отвечал следующими словами:
«Je suis ne, j'ai ete vaccine, puis, quand je suis devenu grand, j'ai ecrit des comedies».
В остроте Ожиэ есть доля правды:
жизнь писателя главнейшим образом заключается в его сочинениях.
Кроме портрета Ивана Сергеевича, мы прилагаем картинку, изображающую вечер у него в Баден-Бадене, во время представления одной из оперетт г-жи Виардо на слова хозяина дома.
Артистический вечер у И. С. Тургенева в Баден-Бадене
Как писатель, И. С. Тургенев, в течение 25-летней литературной деятельности своей, занимал одно из первых мест среди русских художников-беллетристов; это место по полному праву принадлежит ему и до сих нор. Для большинства читающего общества, Тургенев остается не только что одним из любимых писателей, но положительно самым любимым.
Как талант г. Тургенева не утратил ничего в своей свежести и силе (чему лучшим доказательством служит напечатанная в этом году повесть «Несчастная»), так и отношение публики к этому таланту ни в чем не изменилось. Все усилия изменить хоть сколько-нибудь эти отношения, т. е. ослабить то сочувствие и уважение, с каким общество привыкло к нему относятся усилия, употребленные известной кликой нашей журналистики, в недавно пережитое последней «смутное время»—были вполне бессильны.
Талант г. Тургенева отомстил этим литературным «безобразникам» по своему. В то время, когда они «доходили своим умом» до отрицания силы и света искусства и старались из слов «поэт», «художник» сделать слова ругательные, достаточно было одного луча тургеневской поэзии, чтобы поразить их слепотой и смешать их языки.
Роман Тургенева «Отцы и Дети», в связи с теми обстоятельствами, которые предшествовали его появлению и следовали за ним, представляет одну из величайших ироний силы искусства или правды жизни над слабостью или фальшью теории, доктрины. Схвативши с свойственной ему чуткостью один из нарождавшихся в то время типов и отливши его в яркий образ Базарова, г. Тургенев, как бы предупредил самую жизнь, предвосхитил ее работу, подсказал ее дальнейший ход.
Образ Базарова сошел с бумаги в действительность. Для одних он стал образом чуть не в смысле иконы: он стал идеалом их нравственного совершенства, определил склад их ума, дал норму их чувствованиям, одним словом, подавил их собою и многие из таких не смогли эмансипироваться от него и по сей день. Для других этот Базаров предстал таким страшным призраком, что они накинулись на него со всей возможной им страстностью ненависти и испуга. Но самая эта горячность отречения от Базарова и злостных выходок против его автора, доказывала ясно, что Базаров далеко не чуждый для них человек, не посторонний им: к чужим так горячо не относятся.
Мы упомянули, говоря о Тургеневе, именно об «Отцах и Детях», потому что это одно из крупнейших его произведений, на котором, к тому же, с особенной ясностью сказалось главнейшее свойство Тургеневского дарования — жить сострастно жизни русского образованного общества и с гениальной чуткостью воспринимать и передавать ее явления. Этой прекрасной стороне своего дарования (в которой он не имеет соперников) остался г. Тургенев верен и в последовавшем за «Отцами и Детьми произведении «Дыме». Кто живет не в одном мире мечтаний и утопий, а в действительности, тот понимает, какая верность современности в Ратмирове et consortes.
На этом мы и кончим. Говорить подробно о г. Тургеневе, как писателе, здесь не место, а напоминать только об нем некому. Все читающее русское общество—читало, читает и не раз еще перечитает благоухающие поэзией произведения г. Тургенева; для его таланта еще долго не наступит потомства. Издания сочинений его расходятся одно за другим; во всякой самой маленькой частной библиотеке вы непременно найдете Тургенева, наконец, произведения его переводятся на иностранные языки и усердно читаются за границей; так что г. Тургенев один из тех немногих русских писателей, который стал знаком Европе, стал и писателем европейским.
Всемирная иллюстрация, № 20 (10 мая 1869 г.)
Примечание: Даты по старому стилю.
Еще по теме
|