nik191 Среда, 18.09.2019, 17:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [222]
История науки и техники [280]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 2

 

 

 

Граф Алексей Константинович Толстой

Часть 2

 

Но талант графа А. К. Толстого обнаружился вполне только с появлением в «Отечественных Записках» его трагедии «Смерть Иоанна Грозного».

Об исторической драме нашей можно сказать то же, что мы сейчас говорили об историческом романе. Хотя Пушкин, благодаря своему великому таланту и гениальному инстинкту, успел создать в своем «Борисе Годунове» русскую историческую драму, достойную стоять наряду с хрониками Шекспира, но даже и в этом великом произведении чувствуется скудость материалов, необходимых для этого рода искусства.

Затем «Ревизор» Гоголя и комедии Островского вывели нашу драматическую литературу на иной путь, и историческая драма была так же заброшена, как и роман. Большинство сочинений этого рода отличалось или искусственным представлением жизни, как у Кукольника, или недостатком драматического таланта, как у Лажечникова, или сухостью и бесцветностью, как в хрониках Островского.

Блестящим исключением была только «Псковитянка» покойного Мея, которая, по силе драматической концепции, полноте и выдержанности характеров, сценическому движению и мастерскому языку, принадлежит, без сомнения, к числу капитальных произведений нашей драматической литературы.

Граф Толстой заимствовал содержание своей драмы из той же, особенно любимой им, эпохи, которая дала материалы и для баллад его, и для романа. Но век Иоанна Грозного отразился в его трагедии несравненно с большей правдой и яркостью, нежели в «Князе Серебряном».

Характеры царя, Годунова—более развиты и выдержаны, в ходе действия и положениях лиц нет тех резкостей и преувеличений, какие встречаются местами в романе. Что касается драматического элемента, то, не смотря на пассивную роль женщины в драме, на отсутствие того, что называется завязкой в пьесе, автор сумел представить в этом сочинении картину, полную движения и жизни, от которой внимание зрителя не отрывается ни на минуту.

Наконец некоторые сцены, каковы: чтение синодика, беседа со схимником, смерть Иоанна и другие, отличаются таким высоким драматизмом, который, неоспоримо, свидетельствует о существовании значительного трагического элемента в таланте автора.

«Смерть Иоанна Грозного» составляет первое звено обширной трилогии, за которым следовали еще две драмы: «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Последняя явилась только в настоящем году, в «Вестнике Европы», и еще недавно, 1-го марта, прочтена самим графом Толстым и Б. М. Маркевичем на публичном чтении, устроенном в пользу Славянского Благотворительного Комитета, и принята была русским образованным обществом с самым живым участием и одобрением.

В этих последних частях трилогии несравненно менее тех драматических эффектов, какие мы встречаем в первой трагедии, но едва ли не больше искусства в компоновке положений и сцен и в развитии характеров. Личность Годунова, уже очень бойко очерченная в первой драме, выступает в остальных частях трилогии во всей полноте исторической и художественной правды.

Автор сумел даже сделать очень симпатичным и царя Федора Иоанновича, не смотря на полное отсутствие всякого драматического элемента в этом благодушном, но бесцветном и слабом лице.

Нельзя не пожелать, чтобы граф А. К. Толстой продолжал трудиться над исторической драмой: он вполне владеет тем, что необходимо для успеха в этом роде искусства. Сколько нам известно, его занимает в настоящее время мысль воскресить перед нами дотатарский период русской истории. Нет сомнения, что при своем знакомстве с старой нашей жизнью,уменьи проникаться духом взятой эпохи и уловлять ее смысл и характер, Толстой подарит нашу литературу такими же замечательными произведениями, как и другие его драмы.

В 1867 году вышло полное собрание стихотворений графа А. К. Толстого, в котором перепечатано все, что было до тех пор разбросано по разным журналам. По этому изданию можно видеть, как талант поэта постепенно зрел и принимал более самобытный характер.

Последние стихотворения его отличаются и большей ясностью мысли, и большей свежестью образов, и большей силой и оригинальностью языка. Такова, например, пьеса «Пантелей целитель», принадлежащая к самым оригинальным произведениям автора.

Недавно, 1-го апреля, на художественном вечере, устроенном на Мариинском театре в пользу Славянского Благотворительного Комитета, читано было, нарочно написанное для этого вечера, стихотворение графа Толстого «Роман Галицкий», которое, как новость, мы позволим себе привести в заключение статьи, для наших читателей.

 

К Роману Мстиславичу в Галич послом
Прислал папа римский легата.
И вот над Днестром, среди светлых хором,
В венце из царьградского злата,
Князь слушает, сидя, посольскую речь,
Глаза опустив, опершися на меч.

И молвит легат: «Далеко ты,
О княже, прославлен за доблесть свою!
Ты в русском краю
Как солнце на всех изливаешь щедроты,
Врагам ты в бою
Являешься божиим громом;
Могучей рукой ты Царьград поддержал,
В земле половецкой не раз испивал
От синего Дона шеломом.

Ты храбр, аки тур, и сердит, аки рысь, —
Но ждет тебя большая слава,
Лишь римскому папе душой покорись,
Святое признай его право:
Он может по воле решить и вязать,
На дом он на твой призовет благодать,
На недругов — божье проклятье.

Прими ж от него королевскую власть,
К стопам его пасть
Спеши — и тебе он отверзет объятья,
И, сыном коль будешь его нареком,
Тебя опояшет духовным мечом!»
Замолк. И, лукавую выслушав речь,
Роман на свой меч
Взглянул — и его вполовину
Он выдвинул вон из нарядных ножен:
«Скажи своему господину:
Когда так духовным мечом он силен,
То он и хвалить его волен,
Но пусть он владеет по-прежнему им,
А я вот и этим, железным своим,
Доволен! А впрочем, за ласку к Червонной Руси
Поклон ему наш отнеси!»

 

Всемирная иллюстрация, № 68 (18 апр. 1870 г.)

 

 

 

Еще по теме:

 

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 1

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 2

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (06.09.2019)
Просмотров: 73 | Теги: А.К.Толстой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz