nik191 Среда, 18.09.2019, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [222]
История науки и техники [280]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 1

 

 

 

Граф Алексей Константинович Толстой

Часть 1

 

В ряду литературных деятелей, честно и неуклонно преданных искусству, какими, к сожалению, не слишком обильно настоящее время, одно из самых видных мест занимает граф Алексей Константинович Толстой. Его талант до сих пор еще не оценен как следует нашей критикой, но люди сколько-нибудь понимающие искусство давно обратили на него внимание и не могли не заметить, что он развивается и крепнет с каждым новым произведением и много обещает в будущем.

Граф А. К. Толстой родился и провел первые годы жизни в деревне, в одной из губерний северной части Малороссии. Природа этого края имела благотворное влияние на его, рано обнаружившийся, поэтический талант: она обогатила его образами и красками, какие уже видны в первых его литературных опытах, и, что еще важнее, пробудила в нем симпатию и любовь к русской жизни, к явлениям нашего народного быта. Деревенская жизнь отразилась на самых ранних его сочинениях, как например на стихотворении «Колокольчики».

По окончании домашнего образования, граф А. К. Толстой сдал выпускной экзамен в московском университете, и с конца сороковых годов в наших повременных изданиях начали появляться стихотворения молодого поэта, обратившие на себя внимание теплым отношением к природе и русской жизни, серьезным изучением нашей старины, независимостью от господствовавших в то время литературных увлечений и, наконец, силой, своеобразием и оригинальностью языка.

Эти черты более или менее заметны уже были и в мелких стихотворениях, печатавшихся в «Современнике;», и в поэмах «Грешница» и «Иоанн Дамаскин», которые явились в «Русской Беседе».

По своему миросозерцанию и отношению к русской жизни, граф Толстой более всего приближался к той литературной московской партии, которую тогда называли у нас славянофилами. Но это выражалось у него не столько прямым усвоением ее основных идей о допетротровском строе нашей государственной и общественной жизни, сколько проникновением духом древней русской поэзии и красотами священного писания.

Источником вдохновения поэта, кроме впечатлений, навеянных природой Малороссии, служили наши народные песни, легенды, летописи и предания. Там почерпнул он и содержание для своих исторических баллад, и те характерные особенности языка, какими отличается его стих.

Из всех эпох нашей старой жизни, поэта особенно занимало царствование Ивана Васильевича Грозного и самая его личность. В стихотворениях «Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов», «Старицкий воевода»—Толстой воспроизводит летописные сказания этого темного времени, не отступая от смысла исторических преданий и пользуясь самыми оборотами языка той эпохи.

Большая известность графа А. К. Толстого, как литературного деятеля, начинается с появления в «Русском Вестнике», в 1861 году, исторического романа его «Князь Серебряный». Самое издание этого романа было уже подвигом со стороны его автора. Исторический роман давно был у нас заброшен и к нему относились с презрением.

Причиной этому была сама наша литература. Вызванный великими произведениями Вальтер-Скотта, осветившими быт далеких эпох, исторический роман явился в России в такое время, когда мы были к нему совсем не приготовлены. Несмотря на незабвенный труд Карамзина и несколько других исторических монографий, многие периоды нашей старой жизни представлялись еще смутно и неполно.

Домашний быт русского народа, начиная с крестьянской избы и до царского дворца, известен был только в отрывочных и необъясненных явлениях. Самые важные источники для изучения его оставались не изданными, недоступными и даже неизвестными. Мы не знали еще ни сочинения Кошихина, ни Домостроя, ни повестей о Фроле Скабееве и Савве Грудцыне.

Те драгоценные материалы, которые впоследствии пролили свет на нашу старую общественную и домашнюю жизнь, таились в недоступных архивах и библиотеках. Понятно, что в такое время исторический роман, в том значении, какое дал ему Вальтер-Скотт, был у нас почти невозможен.

Конечно, люди с большим дарованием, как Загоскин, Лажечников, Вельтман и при таких неблагоприятных условиях умели создать произведения, которые пользовались и пользуются уважением, но и в их романах недостаток исторической подготовки и смутное или неверное представление старой жизни составляет слабую сторону, заметную теперь для всякого, кто сколько-нибудь знаком с последними результатами нашей археологии.

Что же сказать о большинстве писателей исторических романов в тридцатых годах? При слабой научной подготовке и поверхностном знакомстве с древней русской жизнью, пользуясь одной почти только историей Карамзина, они положительно опошлили у нас исторический роман, вызвали презрение к нему со стороны и критики, и читающей публики.

Со слов Сенковского, составилось убеждение, что исторический роман фальшивый род искусства, а у нас и вовсе будто бы невозможный, и исторический роман исчез у нас в литературе. Новые романисты Гончаров, Тургенев, Писемский не прикасались к этой поблекшей ветви искуства, и она была выброшена из литературы, как негодный сор.

В такое то время явился «Князь Серебряный». Граф Толстой, при своей серьезной исторической подготовке и основательном знакомстве с русским бытом, воспользовался важными трудами по предмету русской археологии, какие явились в сороковых и пятидесятых годах, и сочинением своим напомнил о давно забытом у нас историческом романе и возможности его в нашей литературе.

Если мы и не можем поставить «Князя Серебряного» в художественном отношении наряду с «Капитанской Дочкой» Пушкина и «Тарасом Бульбой» Гоголя, даже, принимая в расчет время, отдадим преимущество «Юрию Милославскому» и «Последнему Новику», то все же в романе графа Толстого нельзя не видеть произведения замечательного и притом весьма полезного по его значению.

Роман не отличается стройностью и выдержанностью плана, но представляет довольно широкую и в общих чертах верную картину русского быта при царе Иване Грозном, причем автор удачно воспользовался летописями, историческими записками, песнями и легендами.

В описательной части романа, граф Толстой представляет, в ясных и живых красках, обстановку русской жизни в различных слоях общества, в сценах же передает рельефно некоторые черты характера грозного царя, а местами обнаруживает даже несомненный драматический талант и замечательное уменье поставить свои лица в эффектное, хотя в то же время и вполне естественное положение.

Таково, например, появление Морозова на царском пиру, обличение Грозного его столетней няней и речи Василья Блаженного к государю во время казней в Москве.

 

Всемирная иллюстрация, № 68 (18 апр. 1870 г.)


 

 

Еще по теме:

 

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 1

Граф Алексей Константинович Толстой. Часть 2

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (05.09.2019)
Просмотров: 63 | Теги: А.К.Толстой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz