nik191 Суббота, 15.08.2020, 20:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1095]
История искусства [256]
История науки и техники [293]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Гений Пушкина и его зрелость Часть 4

 

 


 

ГЕНИЙ ПУШКИНА И ЕГО ЗРЕЛОСТЬ

 

(По поводу чествования столетней памяти его рождения)

 

Гениальный творец русского художественного слова, он был также патриотом, глубоко проникавшим в народный дух русской истории и признавал незыблемыми ее государственные устои — самодержавие и православие.

Сам Пушкин раскрывает пред нами тайну поэзии, равно и то, как поэт постепенно возвышается над своими современниками и почему он, не понятый ими, должен идти один своей дорогой.

„Поэзия бывает,— говорит он,— страстью немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни".

Поэтическое творчество есть вдохновение свыше, которое требует полнейшей свободы духа и уединения от света.

„Пока не требует, поэта
К священной жертве Аполлон,
...........................
Молчит его святая лира,
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел..."

 

„Я убежал в деревню, почуя рифмы*,—писал он Погодину в 1827 году.

„Понятия и чувства 18-летнего поэта, рассуждает Пушкин, еще близки и сродны всякому, молодые читатели понимают его и в его произведениях с восхищением узнают собственные чувства и мысли, выраженные ясно, живо и гармонически. Но лета идут; юный поэт мужает, талант его растет, понятия становятся выше, чувства изменяются; песни его уже не те, а читатели все те же, и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни.

Поэт отделяется от них и мало помалу уединяется совершенно. Он творит для самого себя и если изредка обнародывает свои произведения, то встречает холодность и невнимание с полнейшим равнодушием. Никогда не старается угождать он господствующему вкусу и требованиям мгновенной моды, не прибегает к шарлатанству для произведения большого эффекта. Он идет своей дорогой, один и независим от толпы и ее суждений, и доверяет более собственному суждению, основанному на любви к искусству, чем малообдуманному решению записных аристархов".

„Десять лет сряду меня хвалили, Бог весть за что, а за Годунова и Полтаву разругали"

- писал он Погодину в 1832 г.

 

Поэт! Не дорожи любовию народной,
......................................
.....................................
„Ты царь: живи один. Дорогою свободной,
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник..."

Ни в классической, ни в европейской литературе нельзн указать творческого произведения, в котором бы так изобразительно и сильно, и вместе так глубоко был раскрыть идеальный взгляд на поэзию и искусство.

В древности пророков называли песнотворцами. Пушкин смотрел на свое дело, как именно на дело пророка, вестника непререкаемых истин, глаголов Божиих.

Стихотворение его "Пророк" написано в библейских образах и стиле и отмечает главную задачу поэзии:

„И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и вижди, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И обходя, моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

 

Глубоко значение творческого глагола в исторической жизни народов.

„Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к Престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу“.

 

Это тоже, что библейское слово:

„горе народам, у коих безмолвны пророки"!...

Не бывало наконец поэта, который бы так веровал в свое поэтическое призвание, как веровал Пушкин, поэта, который бы смотрел на это призвание, как на дело вековечное, и посвящал ему свои силы, как делу великому, историческому. И вот ныне сбывается его пророческое слово о самом себе:

„Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык...
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал".

 

 

Е. Барсов.

 

 

Московский листок, № 145, 26 мая 1899 г.

 

Еще по теме:

 

Гений Пушкина и его зрелость Часть 1

Гений Пушкина и его зрелость Часть 2

Гений Пушкина и его зрелость Часть 3

Гений Пушкина и его зрелость Часть 4

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 1

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 2

Памяти А. С. Пушкина (1799 г. — 26 мая. —1899 г.)

Ныне не день ликования, а священная година вековой памяти поэта Пушкина

К рисункам и портретам памяти поэта Пушкина. Часть 1

..................................................

Первый день торжественного чествования памяти А. С. Пушкина. Часть 1

..................................................

Чествование памяти А. С. Пушкина. Телеграммы «Московского Листка»

Второй день пушкинских празднеств

Третий день пушкинских празднеств

Стихотворение министра А. С. Ермолова, посвященное А. С. Пушкину

Пушкинская выставка. Часть 1

.....................................................

Телеграммы «Московского Листка» (От Российского Агентства)

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (04.06.2020)
Просмотров: 22 | Теги: 1869 г., Пушкин А.С. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz