nik191 Вторник, 07.07.2020, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1090]
История искусства [255]
История науки и техники [291]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Гений Пушкина и его зрелость Часть 3

 

 


 

ГЕНИЙ ПУШКИНА И ЕГО ЗРЕЛОСТЬ

 

(По поводу чествования столетней памяти его рождения)

 

Исторический интерес захватывал Пушкина все глубже и глубже. Он сосредоточил свое внимание даже на "Слове о полку Игореве" — памятнике XII века, воплощающем в себе "идеал единой земли русской". Подвергая его ученой разработке, он воспользовался некоторыми образами его и в своих творческих созданиях:

„Знакомый пир их манитвновь,
Хмельна для них славянов кровь...
Но долог будет сон гостей
Под злаком северных полей."

Даже Белинский заметил, что

„все это так глубоко верно исторической истине, как мог сделать это лишь гений Пушкина, истинно национального русского поэта".

С расширением его исторического кругозора и проникновением в дух народный заметно стали изменяться и его отношения к церкви и духовенству. Прежде он до крайности легкомысленно обращался с священными словами и предметами; теперь же, во второй период своей жизни, он создал несколько возвышенных творений, художественно воплотивших святое - святых народной души, быть может, в глубине его сердца, заложенное еще той же старушкой няней.

Замечательно, что он крайне не сочувствовал постановке памятника Александру I, в виде столба с золотым гербом. Уверяют, что церковь была бы приличнее.

„Я довольно с этим согласен. Церковь и при ней школа полезнее колонны с гербом с длинной надписью, которой наш безграмотный мужик долго не разберет" .

При издании "Современника" он не опускал случая остановить внимание читателей на произведениях духовной литературы. По поводу выхода книги Муравьева: "Путешествие к святым местам" — он вдохновенно изобразил нравственный облик автора и его святые движения. Разбирая «Словарь о святых, прославленных в Российской церкви", князя Эристова, он замечает, что

„издатель не только оказал важную услугу истории, но книга его имеет и общую занимательность:  

 есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно".

В статье своей о сочинениях Георгия Конисского он замечает:

„видно, что сердце дворянина еще бьется в нем под иноческой рясой. Множество мест в «Истории Малороссии» суть картины, начертанные кистью великого живописца. Как историк, Георгий Конисский еще не оценен по достоинству, ибо счастливый мадригал приносит иногда более славы, чем создание истинно высокое, редко понятное для записных ценителей ума человеческого и мало доступное для большинства читателей".

Не можем не привести здесь еще поразительных и трогательных слов Пушкина об Евангелии, при оценке книги — „Об обязанностях человека", сочинения Сильвио Пеллико.

„Есть книга, — говорит он, — коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое уже не было бы пословицей народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием —и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром, или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.

И не всуе, собираясь сказать о книге кроткого страдальца, дерзнули мы упомянуть о божественном Евангелии: мало было избранных, которые бы в своих творениях приближались кротостью духа, сладостью красноречия и младенческой простотой сердца к проповеди небесного Учителя.

В позднейшие времена неизвестный творец книги „ О подражании Иисусу Христу" Фенелон и Сильвио Пеллико в высшей степени принадлежат к сим избранным, которых ангел Господень приветствовал именем человеков благословения".

Но всего характернее нравственное существо Пушкина, во второй период его жизни, изображают нам его творческие произведения: „Возрождение", „Молитва Ефрема Сирина" и „Стансы московскому митрополиту Филарету".

„Возрождение" души своей Пушкин уподобляет картине гения, замалеванной художником-варваром, с которой спадают с летами малеванные краски и из- под них выступает гениальное создание с прежней красотой:

„Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных чистых дней".

Из всех божественных молитв привлекла его гений та, которую повторяет священник во дни великого поста:

„Господи, Владыко живота моего".

„Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего свежит неведомою силой".

В ответ на стихотворение митрополита Филарета, написанное им в назидание Пушкину, он заявляет, что его святительское слово всегда действовало на него благотворно и вливало благодатный елей в раны совести его:

"И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт".

 

А в его первой редакции последние четыре стиха гласили так:

„Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет зову Филарета
В священном ужасе поэт".

Из сказанного видно, как далеко ушел Пушкин от так называемых прогрессивных идей и конституционных стремлений Александровской эпохи, кои он приписывал

„влиянию чужеземного идеологизма и главным образом отсутствию у нас серьезного исторического воспитания".

 

Е. Барсов.

 

(Окончание будет)


 

Московский листок, № 145, 26 мая 1899 г.

 

Еще по теме:

 

Гений Пушкина и его зрелость Часть 1

Гений Пушкина и его зрелость Часть 2

Гений Пушкина и его зрелость Часть 3

Гений Пушкина и его зрелость Часть 4

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 1

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 2

Памяти А. С. Пушкина (1799 г. — 26 мая. —1899 г.)

Ныне не день ликования, а священная година вековой памяти поэта Пушкина

К рисункам и портретам памяти поэта Пушкина. Часть 1

..................................................

Первый день торжественного чествования памяти А. С. Пушкина. Часть 1

..................................................

Чествование памяти А. С. Пушкина. Телеграммы «Московского Листка»

Второй день пушкинских празднеств

Третий день пушкинских празднеств

Стихотворение министра А. С. Ермолова, посвященное А. С. Пушкину

Пушкинская выставка. Часть 1

.....................................................

Телеграммы «Московского Листка» (От Российского Агентства)

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (03.06.2020)
Просмотров: 24 | Теги: Пушкин А.С., 1869 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz