nik191 Вторник, 07.07.2020, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1090]
История искусства [255]
История науки и техники [291]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Гений Пушкина и его зрелость Часть 2

 

 


 

ГЕНИЙ ПУШКИНА И ЕГО ЗРЕЛОСТЬ

 

(По поводу чествования столетней памяти его рождения)

 

Если в родительской семье гений Пушкина победил галла и от крестьянки постиг красоту русского слова и оценил родной язык, или что тоже,—народ, то в школе и жизни ему предстояли та же борьба и та же победа—русского нерва над чужедумным образом мыслей.

То была ужасная государственная година. Императрица Екатерина, сама унаследовавшая орлов Петровых, и затем, по словам Пушкина, рукоплескавшая французским философам, оставила в наследство поколение, зараженное всеми язвами революционного галликанизма. Не говоря о барстве, самые войска в двадцатых годах пропитаны были мятежным духом, и общества политических заговорщиков охватили всю Россию. То было время, говорит сам Пушкин,

„когда, либеральные идеи считались необходимой вывеской хорошего воспитания, разговоры исключительно были политические, литература превратилась в рукописные пасквили на правительство и в возмутительные песни; наконец действовали и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные".

Не удивительно, что и сам юноша Пушкин, среди этой политической свистопляски, вместе с другими, мечтал шатать горами, и даже воспел французскую революцию.

Но сила гения опять дала победу его русскому нерву. С той минуты, как Император Николай своим мощным словом заставил мятежное вольнодумстно склонить пред ним свои колена, Пушкин, возвращенный из ссылки, по слову того же царя, совершенно переродился. Скала, о которую так позорно разбилось тогдашнее политиканство,— пред его гением мгновенно раскрыла тот исторический путь, коим предназначено идти вперед России.

Очень вероятно, что и московский литературный кружок, с коим почти тотчас же по возвращении из ссылки вступил он в прямые и непосредственные отношения, в лице князя Одоевского, Погодина, Шевырева и др., неизменно преданных государственным историческим основам, не остался без воздействия на нравственное возрождение гения Пушкина.

Лично мы знали некоторых из членов этого кружка и слышали их живое свидетельство о быстрой перемене, совершившейся в поэте. По словам М. И. Погодина,

„жизнь в нем быстро перегорала; как богатырь, рос он не по дням, а по часам; скоро он стал неузнаваем; сделался серьезен, вдумчив и глубокомыслен. Русская история совсем его захватывала".

Сам Пушкин ни мало не стыдился этой перемены своих политических воззрений.

„Время, — говорит он, — изменяет человека, как в физическом, так и в нравственном отношении. Муж со вздохом или улыбкой отвергает мечты, волновавшие юношу. Один глупец не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют".

„Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?“

Пусть другие в его патриотических думах и чувствах видят какой-то эфиопский язык, так оскорбительный для памяти гения, и навязывают ему вольнолюбивые идеалы, подымая на дыбу его поэзию и прозу.

Но для нас глубокое проникновение его в народный дух истории не позволяет сомневаться в перерождении его былого чужедумства в нерв патриотический.

В записке "о народном воспитании", составленной им в 1826 году, он, обращаясь к истории, говорит, что русское просвещение внутренне связано с Домом Романовых:    

„от Михаила Феодоровича до Николая I правительство у нас всегда впереди народа на поприще образования и просвещения. Вот что составляет силу нашего самодержавия".

Само собою разумеется, речь здесь не о таком просвещении, которое подрывает самодержавное начало, а о таком, которое его укрепляет в общественном сознании.

Было время, когда монархические воззрения Карамзина Пушкин считал парадоксами и даже язвил их едкими эпиграммами, теперь же в той же записке для предупреждения новых безумств и новых общественных бедствий предлагает воспитывать молодое поколение между прочим именно на истории Карамзина, которую в другом месте называет "бессмертными творением". Впоследствии, при издании „Современника", познакомившись с статьей того же Карамзина „О древней и новой России" Пушкин заявил:

„мы почитаем себя счастливыми, имея возможность представить нашим читателям хотя отрывок из драгоценной рукописи: они услышат если не полную речь великого нашего соотечественника,то, по крайней мере, звуки его умолкнувшего голоса".

Исповедание самодержавного начала, так глубоко проникающего Карамзинскую «Историю Государства Российского", Пушкин отразил и в своем собственном творческом произведении, в „Борисе Годунове".

Достаточно вспомнить слова Пимена:

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро,—
А за грехи, за темные деянья
Спасители смиренно умоляют..."

Отсюда для нас понятны и самые лучшие его патриотическия создания: „Клеветникам России" и „Бородинская годовщина", равно как и „Стансы его Николаю I". Государь относился к нему, по истине, отечески и Пушкин умел искренно и благородно ценить это расположение и в своих произведениях трактовал его, как достойного носителя исторической идеи по доброте и мужеству своего сердца.

 

Е. Барсов.

 

(Продолжение будет)


 

Московский листок, № 145, 26 мая 1899 г.

 

 

Еще по теме:

 

Гений Пушкина и его зрелость Часть 1

Гений Пушкина и его зрелость Часть 2

Гений Пушкина и его зрелость Часть 3

Гений Пушкина и его зрелость Часть 4

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 1

Александр Сергеевич Пушкин (биографическая справка). Часть 2

Памяти А. С. Пушкина (1799 г. — 26 мая. —1899 г.)

Ныне не день ликования, а священная година вековой памяти поэта Пушкина

К рисункам и портретам памяти поэта Пушкина. Часть 1

..................................................

Первый день торжественного чествования памяти А. С. Пушкина. Часть 1

..................................................

Чествование памяти А. С. Пушкина. Телеграммы «Московского Листка»

Второй день пушкинских празднеств

Третий день пушкинских празднеств

Стихотворение министра А. С. Ермолова, посвященное А. С. Пушкину

Пушкинская выставка. Часть 1

.....................................................

Телеграммы «Московского Листка» (От Российского Агентства)

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (02.06.2020)
Просмотров: 18 | Теги: Пушкин А.С., 1869 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz