nik191 Четверг, 30.01.2025, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1107]
История искусства [297]
История науки и техники [328]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Флорентийская Мадонна

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори). 1437. Размер 208х244 см. Находится в Лувре.

После бурного ХХ века давайте перенесемся далеко назад, в ранний итальянский Ренессанс, во Флоренцию первой половины XV века. Трехчастный алтарь работы величайшего флорентийского мастера Филиппо Липпи, основателя династии прекраснейших художников. Написан на дереве, но даже несмотря на то, что это триптих, разделение на створки весьма условное. Композиция – единая, что, конечно же, отличает ее от других работ того времени. Деление все-таки есть, но столбы сдвинуты относительно границ центральной части триптиха таким образом, что цельность живописного пространства не нарушается. А вырезы в едином алтарном поле смотрятся как чисто художественное дополнение.

На что хотелось бы обратить внимание. Высочайшее качество рисунка. Позы всех персонажей свободные, раскованные. Композиция «сделана» легко и непринужденно. Художник чувствует глубину пространства просто исключительно, идеален в соблюдении законов перспективы. Когда Филиппо Липпи писал этот алтарь, ему был 31 год. То есть пребывал он в самом расцвете таланта и мастерства. И это чувствуется.

Мария чуть больше по размеру, что вызвано стремлением выделить ее среди окружающих. Но, странным образом, разница с ангелами почти не ощущается. И происходит это именно благодаря тонким столбам, которые, собственно, для того здесь и поставлены. Художник демонстрирует в изображении одежд и фигур просто виртуозное мастерство. Композиция тщательно просчитана и взвешена. Дело доходит чуть ли не до зеркального отображения правой половины относительно левой. За малым исключением. Первые к нам ангелы с обеих сторон немного отличаются позами и внешностью. А вот дальше… Но здесь уже художник следует некоему шаблону для подобных композиций. Хотя надо отдать ему должное: свет падает из одной точки и тень распределяется в точном соответствии с законами оптики. Создается полная иллюзия реальности  при очевидном соответствии художественным канонам того времени. Тщательно прорисованы все детали. Между тем, художник подходит к работе весьма творчески и добавляет изображению живописности. Причем весьма своеобразно: светлые ткани, волосы ангелов словно серебрятся. Блики и тонкие высветления разбросаны по всему пространству, отчего создается ощущение легкости, невесомости. И это ощущение распространяется и на маленького Христа. Мария его практически не держит. Он словно парит в воздухе, почти лишенный телесности и материальности. Но только почти. Все-таки, линия материнского тела служит некоей опорой и поддержкой. Но обозначена она так тонко, так ненавязчиво, что мы ничего не замечаем. Наше внимание сосредоточено на  элегантной женской фигуре, одновременно изящной и монументальной. Христос же прижимается к матери как бы сам по себе.

И еще одна немаловажная деталь. Если мы приглядимся, то заметим: взгляды всех персонажей этой композиции не пересекаются друг с другом. Только один из них смотрит на нас из глубины. Выглядит это несколько забавно. Но художник, оставляя каждого из своих героев наедине с самим собой, поступает так совершенно намеренно. Зритель невольно тоже подчиняется этому всеобщему настроению, к которому его приглашает персонаж слева. Причем, возможно, что это и не ангел вовсе, а такой же зритель, как и мы. Может, даже и Филиппо Липпи собственной персоной. Так что мы сосредотачиваемся не на чем-то (и даже не на ком-то) вокруг нас, а только и исключительно на своем внутреннем мире.

И последнее. Не может не обратить на себя внимание некая чуть ли не монохромность картины. Ярких цветовых пятен красного цвета совсем немного. Причем они элегантно растворяются в окружающем пространстве, гармонируют с совсем неярким синим и зеленым. Художник не стремится к выделению каждого персонажа. Скорее, наоборот: объединяет всех сдержанностью колорита, мягкостью контуров, тонкой теневой проработкой поверхностей. Спокойствие способствует размышлениям. Вообще, мне эта работа представляется верхом изящества. И я не сразу смог поверить, что написана она аж в 1437(!) году.



Источник: http://www.diletant.ru
Категория: История искусства | Добавил: nik191 (09.03.2013)
Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz